Фрагмент для ознакомления
2
Важным процессом в любой управленческой деятельности является принятие управленческих решений, которые касаются всех процессов, происходящих на предприятии, его структурных подразделениях и участках.
Само управление, понимаемое как процесс предполагает выполнение функций по принятию управленческих решений, которое основано на том, чтобы достигать цели, стоящие перед организацией, добиваться высоких результатов хозяйственной деятельности, осуществляя производство, выполняя работы, оказывая услуги и продавая товары, обеспечивать потребности клиентов в качественных товарах и услугах.
Эффективность управленческой деятельности определяется во многом принятием рациональных управленческих решений на научной основе.
Одним из таких методов, который предусматривает использование научного подхода к принятию управленческих решений является метод сценариев.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы продиктована тем,что управленческое решение является результатом труда руководителя. Если труд руководителя является эффективным, то и управленческие решения принимаются эффективные, способствующие росту и развитию организации. Постоянное изменения во внешней среде, увеличение требований к скорости изменений в деятельности предприятий и приводит к увеличению требований к управленческим решениям. Такое увеличение требований выражается в том, что руководство должно постоянно владеть информацией о ситуации на рынке и корректировать позиции предприятия при любом ее изменении, так как рыночная среда является весьма неопределенной и деятельность в условиях такой среды является весьма рискованной.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть процесс принятия управленческого решения в ООО «СРЦ» и разработать механизм его улучшения в условиях неопределенности и риска.
Задачи работы заключаются в следующем:
- рассмотреть теоретические основы принятия и реализации управленческих решений в условиях неопределенности и риска;
- охарактеризовать принятие и реализацию управленческих решений в ООО «СРЦ» в условиях неопределенности и риска;
- предложить мероприятия по совершенствованию принятия и реализации управленческих решений ООО «СРЦ» в условиях неопределенности и риска.
В соответствии с целью и поставленными задачами структура работы будет включать введение, лдве главы, заключение и список литературы, а также приложения.
Объектом исследования в работе является ООО «СРЦ», а предмет исследования – управленческие решения ООО «СРЦ».
Глава 1. Теоретические подходы к процессу принятия и реализации управленческих решений в условиях неопределенности и риска
1.1. Процесс принятия и реализации решений в условиях риска
Процесс принятия управленческих решений является одной из функций управления. Управленческое решение является результатом труда руководителя. Оно представляет собой выбор из нескольких альтернатив.
Управленческие решения могут приниматься в условиях стабильной экономической среды, когда результат его осуществления можно предсказать. В случае если результат управленческого решения предсказать нельзя, то оно принимается в условиях неопределенности. Если можно оценить вероятность реализации управленческого решения и оно несет в себе определенный риск, то говорят о принятии управленческих решений в условиях риска.
Риски исследуются во многих науках. При определении риска, помимо объективной составляющей – вероятность определенных потерь, есть и субъективная составляющая, которая позволяет оценить размер этих потерь.
Риск представляет собой возможность определенных потерь.
Все риски можно разделить на две большие группы. К первой относятся внешние риски. Они связаны с внешней средой предприятия, которая делится на среду дальнего окружения и ближнего окружения. Среда дальнего окружения включает экономическую, политическую и социальную, а также технологическую среду. Их исследования проводят в рамках ПЭСТ анализа. Среда ближнего окружения включает существующих и потенциальных конкурентов предприятия, его поставщиков и покупателей, а также товары-заменители.
Определение уровня риска со стороны данных факторов осуществляется при проведении анализа по методике М. Портера.
Вторую группу составляют внутренние риски.
Данные факторы связаны с внутренней средой предприятия и включают организационную структуру, цели и миссию предприятия, его ресурсы и технологию. Факторы внутренней среды также могут оказывать негативное влияние на деятельность предприятия и для него важно оценить влияние данных факторов.
Отдельные группы внутренних рисков включают:
- производственные риски (связаны с технологией предприятия),
- инвестиционные и финансовые риски (связаны с инвестиционной и финансовой деятельностью предприятия,
- коммерческие риски (связаны с организацией коммерческой деятельности на предприятии).
Таким образом, риск отражает вероятность отклонений деятельности предприятия от запланированной, что может привести к потерям, и возникают под влиянием на предприятие внешней и внутренней среды. Риск — это объективная категория, содержание которой заключается в возможности наступления неблагоприятных последствий независимо от поведения лиц [3].
Выделяют две группы методов анализа рисков.
Первая группа методов – качественные методы анализа рисков.
Наиболее распространенным среди качественных методов является метод экспертных оценок.
Экспертные оценки проводятся одним из экспертов или группой экспертов.
В качестве эксперта выбираются как специалисты, которые работают внутри предприятия, так и специалисты, которые сотрудничают с предприятием, могут быть приглашены также сторонние эксперты.
При проведении анализа рисков экспертам предлагаются виды рисков, и предлагается дать им оценку в соответствии со сформированной шкалой оценок.
На основании мнения экспертов формируют средний балл, значение которого измеряют по шкале.
При выборе группы рисков или конкретных видов риска часто используют метод мозгового штурма. Данный метод заключается в том, что предлагается группам экспертам выделить все возможные риски, потом сформировать группы, которые следует оценивать.
В коммерции инновации представляют собой систему мероприятий, которые качественно изменяют формирование и реализацию товаров, приводя к позитивным изменениям в функционировании и развитии отрасли.
С учетом положений Всемирной Торговой Организации можно выделить три направления инноваций.
1. Инновации в развитии предприятия. К таким инновациям можно отнести кадровые инновации, организационные инновации, инновации в сфере финансов и организации экономической деятельности.
2. Инновации в сфере маркетинга, заключаются в разработке новых методов удовлетворения потребностей клиентов в услугах.
3. Развитие потребительских качеств продукта. Например, новая концепция обслуживания клиентов, предложение новых более качественных сопутствующих.
То есть инновационная деятельность связана не только с созданием новых товаров, но и ориентирована на развитие остальных видов деятельности предприятия: организационной, финансовой, маркетинговой и других видов деятельности. Общим условием таких инноваций является присутствие элемента новизны. При внедрении новых продуктов существует риск того, что они не окупятся. Однако обычно, если высокие риски сопровождаются высокой доходностью, то внедрение такого продукта является оправданным.
Рассмотрим инновации, которые получили наибольшее распространение.
1.Продуктовые инновации:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (c учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ) от 12.12.1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. Часть третья от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ. Часть четвертая от 18.12.2006 года № 230-AP.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002).
4. Герчикова, И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ. 2016. - 352 с.
5. Грант Р.М. Характер и источники конкурентного преимущества. М: МИМ ЛИНК, 2019. – 164 с.
6. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленного предприятия. – М.: Дело, 2019. – с. 77.
7. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Из-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 2019. – 321 с.
8. Зарукина Е.В. Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2018. - 151 с.
9. Ильин А.И. Планирование на предприятии. - Мн.: Новое знание, 2017. - 700 с.
10. Козлова Г.В. Управление рисками, а не исключение рисков // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. - №3(22). - С. 95-98.
11. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. 5-е изд Автор: Портер М., Издательство: Альпина Паблишер, 2017г.
12. Коротков, Э. М. Исследование систем управления / Э. М. Коротков. - М.: «ДеКА», 2017. - 192 с.
13. Коршунова Г. В. Структурные основы конкурентоспособности / Г. В. Коршунова // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - N 8. - С. 35-38.
14. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер Ком, 2019. - с.43.
15. Коулман Д., Касселз Э. Способности организации: структуры и системы: Учеб. пособие. Кн. 6/Пер. с англ.–Жуковский: МИМ ЛИНК, 2019–60 с.
16. Логинов В.Н., Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие, 2018.
17. Максимцов, М. М. Менеджмент / М. М. Максимцов. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 352 с.
18. Мильнер Б.З. Организация программно-целевого управления. - М.: Наука, 2019. – 352 с.
19. Михненко П. А. Теория менеджмента : учебник / П. А. Михненко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2017. — 520 с. (Глава 8. Принципы разработки управленческих решений).
20. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2019. – 560 с.
21. Ременников, В. Б. Разработка управленческого решения/ В. Б. Ременников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 192 с.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн: Вышейшая школа, 2017. – 786 с.
23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. [Текст] – М.: ИНФРА-М, РИОР, 2017. – 284 с. 38. Чернышева Ю. Г., Кочергин А. Л. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Текст] Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 443 с.
24. Сегал-Хорн Сюзан, Куинтас Пол. Конкуренция на основе способностей: Учеб. пособие. Кн. 4/Пер. с англ.–Жуковский: МИМ ЛИНК, 2019–62 с.
25. Теория организации и практика управления. – М.: «Высшая школа», 2017.
26. Урубков А.Р., Методы и модели оптимизации управленческих решений, Учебное пособие 2018.
27. Финансы. Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] - М.: 2018. - 496 с.