Фрагмент для ознакомления
2
Первичная психопрофилактика представляет из себя систему мероприятий, каждое из которых охватывает отдельную сторону ограничения негативных воздействий на психику человека. Ограничив или прервав такие воздействия, профилактика уменьшает давление окружающей среды на личность человека, предупреждая развитие заболеваний и людей, к ним предрасположенных, и предотвращая искусственную деформацию психики у людей здоровых.
Цель психопрофилактики – поднять уровень сопротивляемости психики. Для этого она прибегает к стабилизации внутреннего психического состояния человека и выявлению негативных внешних факторов.[14, 128]
Несомненно, значимым для решения вопроса о первичной психопрофилактике, предупреждения самого факта заболевания, является знание психологами клинических проявлений пограничных состояний, что позволит им проводить обоснованные, целенаправленные индивидуальные профилактические мероприятия.
Как уже было отмечено ранее, профилактические мероприятия носят широкий характер охвата аудитории, и клинический психолог здесь работает в тандеме с другими специалистами.
В первую очередь это работа со средствами массовой информации. Человеку сложно лично охватить такое количество аудитории, которое имеет печатное издание или телевизионная передача, поэтому привлечение средств массовой информации стало необходимостью. В СМИ ведется пропаганда здорового образа жизни, активно разъясняется влияние на человека негативных факторов и методы защиты от этого влияния, а так же создается благоприятный имидж учреждений здравоохранения, чтобы людям проще было обратиться за помощью. По статистике около 39% населения приобретает знания профилактического характера благодаря телевидению, 13,5% - из печатных изданий, около 8% в передаче этих знаний отведено учреждениям образования и семейному воспитанию. Только 21% населения обращается к медицинской литературе. При этом по данным различных авторов, нездоровый, не способствующий сохранности психики, образ жизни отмечается у 65–80% респондентов.[4, 12]
Активно организуются встречи клинических психологов и специалистов по социальной работе с населением, которые освещают самые разнообразные темы от семейного воспитания до экологии труда, все, что может стать негативным фактором в развитии человека, все, что вызывает беспокойство у населения.
Реализуются более узкие по направлениям лекции и беседы на предприятиях и в медицинских учреждениях. Здесь ориентация идет на социальный запрос. Часто бывает так, что сами организации выступают с инициативой прослушать лекцию по определенной тематике, например, охотно включаются в такое взаимодействие учебные заведения, активно занятые профилактикой отклонений в поведении учащихся.
В сферу профилактики входит и издание просветительской литературы, обучающих и информационных буклетов, часто они распространяются затем в медицинских учреждениях или на тематических встречах населения с психологом.
Важным направлением деятельности учреждений психотерапевтического и психиатрического профиля по первичной профилактике психических расстройств является активная методическая и практическая работа с врачами всех специальностей по ознакомлению с основами психотерапии.
Контакты с лечебно-профилактическими учреждениями позволяют своевременно выявлять больных с психическими расстройствами, которые обращаются в территориальные поликлиники. Помимо ярко выраженных психических расстройств, такая работа может способствовать правильному перенаправлению на лечение у психолога пациентов с психосоматическими заболеваниями. Важной стороной этого сотрудничества является проведение психопрофилактических мероприятий с самими медицинскими работниками для повышения уровня их психологических знаний, предотвращения конфликтов с пациентами и их родственниками, профилактики так называемой профессиональной деформации («синдрома эмоционального сгорания»).[20, 334]
При возможности реализации такой работы, клинический психолог руководит организацией на базе психотерапевтического учреждения групп для работы со здоровыми людьми. В таких группах разъясняются стратегии личностного роста, даются коммуникативные умения и навыки компенсации стрессовых состояний. Этот тип работы позволяет выявить часть группы риска на раннем этапе неблагополучия, а кроме того, создает медицинскому учреждению благоприятный дружественный имидж.
В качестве психопрофилактических структур в учреждении психиатрии могут быть организованы следующие направления:
1. Профилактории.
2. Лечебно-производственные и трудовые мастерские.
3. Отделения по работе с психосоматикой в больницах общего спектра, ориентированных на физиологический характер заболеваний.
4. Кризисные центры (детские, семейные, для жертв насилия, страдающих от зависимостей и др.)
5. Клубы взаимоподдержки для больных в стадии ремиссии, перенесших психическое заболевание
6. Кабинеты разгрузки и психологического отдыха.
7. Консультации по проблемам профессионального спектра и профориентации.
Кроме того, клинический психолог вступает в индивидуальное взаимодействие с пациентами группы риска. Различия в контингентах обслуживаемых пациентов влияют на содержание психопрофилактических и реабилитационных программ. В ряде случаев клинический психолог является первичным консультантом и на этом этапе общения с пациентом осуществляет первичную психодиагностическую работу.
Особое значение консультативно-диагностическая функция клинического психолога приобретает в детских поликлиниках, психологических реабилитационных центрах. Здесь клинический психолог, с использованием его специальной подготовки, рекомендует дальнейшее ведение пациента врачом-специалистом (детским психиатром, детским неврологом). При обращении за психологической помощью людей с психологическими проблемами без признаков патологии клинический психолог может осуществлять функцию куратора по отношению к клиенту. При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами, поставленными лечащим врачом, или собственными целями и планами реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы.
В контакте с другими специалистами клинический психолог так же занимается анализом статистических данных о психологических проблемах жителей региона, с целью выявления наиболее перспективных направлений работы.
Существует несколько подходов к построению профилактической работы:
1. Информационно - рецептивный метод основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания;
2. репродуктивный метод - объяснение выводов медицинской науки, освещение вариантов решения проблемы;
3. проблемный метод - обсуждение различных вариантов решения проблемы, которое нацелено на творческий подход к организации здорового образа жизни.
Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности собеседника. Формы группового воздействия применяются для дифференцированной профилактической работы с различными возрастно-половыми и профессиональными группами населения, а также для практического обучения.
Рассмотрим подробнее направления профилактической работы клинического психолога в зависимости от контингента работы.
Не самое значимое по охвату аудитории, но довольное важное направление – это работа с населением группы риска, пережившим травмирующую ситуацию, в период, когда последствия этой ситуации еще сложно прогнозировать. Это могут быть публикации и выступления клинического психолога по телевидению в связи с реализацией в городе (стране) террористического акта или природным катаклизмом. Событие, выбивающее человека из колеи привычного образа жизни, вызывает у него тревожные и стрессовые состояния, что может спровоцировать рецидив или развитие заболевания. В данном случае проще предотвратить такое заболевание снабдив население информацией о способах релаксации и рационального переживания стресса, чем столкнуться в будущем с волной пациентов, не справившихся с переживанием травмирующей ситуации.
В этом направлении можно выделить более узкую сферу индивидуальной работы с участниками боевых действия или жертвами/свидетелями конфликтов, аварий, других происшествий. Цель
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Альбицкий В. Ю. Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей // Российский педиатрический журнал. 2014. №4. С.43-48
2. Великанова Л. П., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы (часть 1) // Социальная и клиническая психиатрия. 2005. №4. С.79-91
3. Горшунова Н. К., Медведев Н. В. Профилактическая работа врачей первичного звена здравоохранения // ЗВ. 2011. №2. С.9-14
4. Даулеткалиева Ж. А., Кулов Д. Б. Оценка ответственности граждан за свое здоровье с позиции медицинских работников // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. №3. С.11-14
5. Жигинас Н. В., Гребенникова Е. В., Аксёнов М. М., Зверева Н. А. Микросоциально-средовые факторы девиантного поведения подростков: обоснование персонологического подхода к диагностике и психопрофилактике // Вестник ТГПУ. 2014. №5 (146). С.87-91
6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). — М., 2003.
7. Калининская А.А., Королев О.П. Формы профилактической работы медицинских учреждений. Проблемы социальной гигиены и история медицины. 2005; 3: 29—31
8. Караваев А. Ф., Караваева Т. А. Эмоциональные состояния сотрудников и методы их коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №1. С.54-57
9. Карасева Т.В. О необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий как средства профилактики аддиктивного поведения учащихся // Профилактика аддиктивного поведения учащейся молодежи: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. – Шуя, 2003. – С. 65–68.
10. Колесникова Г.И. Тревожность как социокультурный феномен // Горизонты образования. — Севастополь, 2003. — С. 99-103.
11. Колотильщикова Екатерина Андреевна Психологическая диагностика невротических расстройств // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2014. №10. С.91-108
12. Кича Д. И., Фомина А. В. Диспансеризация населения и содержание профилактической работы врачей первичного звена здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. №1. С.8-9
13. Кича Д.И. Комплексное медико-социальное изучение здоровья и потребностей семьи. Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1994; 2: 19—22.
14. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Минск, 2000.
15. Лощаков Александр Михайлович, Пахолков Александр Владимирович Роль социально-профилактической работы среди сельского населения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №3. С.232-234
16. Лощаков Александр Михайлович, Пахолков Александр Владимирович Роль социально-профилактической работы среди сельского населения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №3. С.232-234
17. Методы эффективной психокоррекции: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — Минск, 1999.
18. Покровская Светлана Эрастовна Факторы, формирующие обращаемость за медицинской помощью // Социальные аспекты здоровья населения. 2012. №3. С.2
19. Мурзабаева С. Ш. Государственная политика в сфере охраны здоровья детей: основной принцип профилактика // Вестник Росздравнадзора. 2012. №5. С.29-32
20. Нечаев С. А. Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения // Сибирский педагогический журнал. 2008. №3. С.331-338
21. Светличная Т. Г., Кузнецова А. А. Личностные характеристики адаптационных способностей лиц периода поздней взрослости // Экология человека. 2005. №11. С.37-41
22. Фетискин Н.П. Психология девиантного поведения: диагностика и методы профилактики. М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – 320 с.