Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Современный этап развития экономики России характеризуется поиском эффективных рычагов и инструментов производственно-хозяйственной деятельности. Повышение роли частной собственности, развитие фондового рынка, необходимость совершенствования управления организациями как важный фактор воздействия на сотрудников для достижения своих целей. Именно управленческая деятельность определяет успешность организации на внутреннем и внешнем рынках, качество структурных изменений, способность адаптироваться к конкурентной среде.
Адекватная оценка эффективности является основой для сосредоточения менеджмента на тех аспектах деятельности организации, которые являются наиболее важными на сегодня и в перспективе.
При оценке эффективности трудно выделить один или два общих показателя уровня эффективности менеджмента.
Так, предприятие может успешно реализовать задание, однако тратить значительные ресурсы на административные нужды, отказаться от инвестирования в перспективные проекты, не соблюдать установленные обязательные ограничения. Поэтому для всесторонней и объективной оценки уровня эффективности системы менеджмента предприятий необходимо использовать ряд количественных и качественных показателей, то есть сформировать из этих показателей так называемый вектор эффективности системы менеджмента предприятия. В то же время, как правило, трудно прийти к однозначному выводу относительно уровня эффективности исключительно по выбранному ряду показателей, которые часто содержат противоречивую информацию.
В современных условиях рыночного хозяйствования, с переходом к новым условиям деятельности, с изменением методов хозяйствования, эффективность менеджмента влияет на конкурентоспособность предприятий. К сожалению, реальное состояние украинского менеджмента является несовершенным. Об этом свидетельствует низкий уровень производительности и качества труда на большинстве отечественных предприятий и их низкая конкурентоспособность. Такое состояние украинского бизнеса диктует необходимость осмысления существующих проблем и формирования более адекватной современным условиям хозяйствования модели отечественного менеджмента.
Современный менеджмент гораздо более сложное понятие, включающее в себя сложный, интеллектуально насыщенный процесс принятия решений, в ходе которого вырабатывается эффективное решение. Современный менеджмент предполагает повсеместное внедрение инноваций, управление инновационными процессами, изменениями.
Широкомасштабные изменения в рыночной экономике привели к формированию социального слоя менеджеров. На каждом предприятии обязательно должен быть менеджер, то есть руководитель рыночного типа, деятельность которого направлена на оптимизацию хозяйственной деятельности предприятия. Менеджер выполняет управленческие функции: разрабатывает миссию и стратегию предприятия, обеспечивает связь с внешней средой, представляет предприятие на различных мероприятиях, а так же принимает стратегические решения. Поэтому менеджеры являются движущей силой в управлении предприятием, которое может, как приходить в упадок, так и расти ввысь
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях хозяйствования возрастает неопределенность внешней среды, а поэтому перед менеджерами встает все больше проблем, которые необходимо быстро решать, чтобы быть конкурентоспособными на современном рынке, обеспечивать успех своих компаний.
Анализ последних научных исследований. Вопросу управления предприятием были посвящены труды многих украинских ученых. Среди них: Качан Е. П., Шушпанов Д. Г., Крушельницкая А. В., Жуковский М. А., Шевченко л. с. однако проведенные исследования не исчерпывают всех вопросов, связанных с определением основных путей эффективного управления предприятием. На сегодня проблемы управления предприятиями недостаточно основательно исследована
Объект исследования: ОАО «Эталон».
Предмет исследования: эффективность менеджмента.
Цель исследования: изучить проблемы менеджмента организации в современной России.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть менеджмент как науку и искусство;
- определить цели и задачи менеджмента в современном обществе;
- изучить современные проблемы менеджмента российских предприятий;
- провести анализ систем управления ОАО «Эталон»;
- разработать предложения по совершенствование системы управления в ОАО «Эталон».
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, синтез, систематизация, классификация и обобщение теоретических данных, представленных в методической литературе; наблюдения.
ГЛАВА 1. Менеджмент как одно из направлений управленческой деятельности
1.1 Менеджмент как наука и искусство
Менеджмент традиционно ассоциируется с рынком товаров и услуг. Там, где есть организация, там нужен и менеджмент. В зависимости от типа организации, он может иметь разную форму и специфические признаки (менеджмент в политике, в экономике, в культуре и т. п.). Однако, самая принципиальная база менеджмента везде одинаковая. Именно в этом заключается содержание менеджмента, который проявляется в совокупности его аспектов
Менеджмент является самостоятельной отраслью знаний, наукой, которая имеет собственные объект, субъект и предмет, законы, принципы, а также определенную методологию и понятийно-категориальный аппарат.
Менеджмент имеет собственный источник познания – практику и, кроме того, пополняется знаниями из разных дисциплин, без которых он не в состоянии развиваться. Это обусловлено сложной и противоречивой природой самого феномена менеджмента, который присутствует во всех сферах общественной жизни в виде целенаправленного, непрерывно организующего воздействия на социальный организм .
Несмотря на то, что субъект и объект менеджмента в разных организациях является подобным, система менеджмента и уровень ее эффективности разной. Это обусловлено тем, что каждый отдельный руководитель-менеджер, принимая управленческие решения и осуществляя менеджерские функции по различным условиям, зависящих от совокупности действующих и существующих факторов внешней и внутренней сред организации, осуществляет определенный выбор адекватных методов управление, исходя из собственных знаний, опыта, умений, навыков, интуиции. Именно в данном аспекте проявляется сущность менеджмента как искусства.
Искусство менеджмента – это процесс эффективного использования теоретических знаний в практической деятельности, совокупность примеров, эталонов квалифицированного решения управленческих проблем в различных ситуациях .
Искусство менеджера, прежде всего, заключается в том, каким образом он подходит к решению каждой конкретной, уникальной ситуации, влияет на работников организации – объект менеджмента.
Итак, искусство управления является умением менеджера-практика принимать достижения науки управление к особенностям собственного характера, особенностям подчиненных, особенностям соответствующей сферы бизнеса.
Искусство не может быть эффективным без теории, поэтому развитие менеджмента возможно исключительно за счет одновременного пополнения научных знаний и совершенствование личных качеств менеджеров, их способность использовать знания в практические деятельности. Итак, наука и искусство менеджмента не исчерпывают, а дополняют друг друга. Искусство менеджмента всегда опирается на научные знания, которые положены в его основу.
В целом управление рассматривается как определенный тип взаимодействия, существующего между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления.
Субъект управления - звено системы управления, осуществляющее целенаправленное воздействие на другие элементы системы управления. Субъектом управления может быть должностное лицо, в частности, директор предприятия, начальник цеха, начальник отдела и т.д., а также органы управления, например, министерство.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Винокуров В.А. Качество менеджмента – основа современной управленческой парадигмы / В.А. Винокуров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. – №5. – С.2
2. Гапоненко Т.В. Управленческие решения: учебное пособие / Т.В. Гапоненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 284 с.
3. Гвишиани Д.М. Организация и управление. 3-е изд., доп. / Д.М. Гвишиани. – М., 2017. – 684 с.
4. Горбунова М., Специфика системы управления бизнесом в России и за рубежом // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. - № 3. – С.10-12.
5. Дробышева Л.А. Маркетинговая оценка конкурентоспособности производственного предприятия / Л.А. Дробышева // Справочник экономиста. – 2019. – № 5. – С.32-36.
6. Зуб А.Т. Принятие управленческих решений / А.Т. Зуб. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 400 с.
7. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2018. – 452 с.
8. Кальницкая И.В. Анализ эффективности управления организацией / И.В. Кальницкая // Концепт. – 2021. – Т. 4. – С. 186–190.
9. Каргина Р. Ю. Проблемы и перспективы развития российского менеджмента / Р. Ю. Каргина // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2018. – 155 с.
10. Клейнер Г. Стратегический менеджмент: актуальные проблемы и новые направления / Г.Клейнер // Проблемы теории и практики управления. – 2018. - № 1. – С. 15-22. 19.
11. Коммерческая деятельность / Учебник Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2017. – 78 с.
12. Корнеева Е.Н. Пути совершенствования комплексной системы управления персоналом на сервисных предприятиях / Е.Н. Корнеева // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2019. - № 1 (43). - С. 116-123.
13. Маслов Д. Применение функциональной модели менеджмента для достижения устойчивых конкурентных преимуществ / Д. Маслов, П. Ватсон, Н. Чилиши // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 7. – С.20-23.
14. Менджмент: Теория и практика в России: Учебник. Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М.:ИДФБК - ПРЕСС, 2018.- 654 с.
15. Менеджмент. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Е.Л. Драчева Л.И. Юликова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - С.49
16. Овчинникова Н.В. Менеджмент организации / Н.В. Овчинникова, Г.А. Шишкова. – М., РГГУ, 2019. – 148 с.
17. Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность / А.А. Одинцов. – М.: Экзамен, 2017. – 320 с.
18. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 2019. – 352 с.
19. Проблемы менеджмента в условиях глобализации информационного пространства: сборник докладов Международной научно-практической конференции. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 2018. - 216 с.
20. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник для вузов / З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 304 с.
21. Рыкунов В.И. Основы управления / В.И. Рыкунов. – М.: Изограф, 2019. – 112 с.
22. Современные проблемы менеджмента. Материалы VI межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Сборник научных трудов / Под ред. проф. А. Н. Мардаса. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2017. – С. 196.
23. Терещенко Н.Г. Эффективность деятельности руководителя в оценках экспертов / Н.Г. Терещенко // Концепт. – 2020. – Т. 20. – С. 2076–2080.
24. Терновская А.Д. Методы и инструменты эффективного управления / А.Д. Терновская, В.С. Мостовая // Молодой ученый. – 2021. – № 13. – С. 521– 522
25. Экономика и организация деятельности коммерческого предприятия: учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина – М: ИНФРА–М, 2019. – 295 с.
26. Шапиро В.Д. Эффективный менеджмент: учебное пособие для вузов / В.Д. Шапиро, И.И. Мазур, Н.Г. Ольдерогге. – М.: Высшая школа, 2017. – 245 с.
27. Шегда А.В. Менеджмент: Учебное пособие / А.В. Шегда. – К.: Знание, 2018. – 584 с.
28. Юкаева В.С. Принятие управленческих решений: учебник / В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова, О.П. Юркин. – М.: Дашков и К, 2018. – 324 с.
29. Зайнагутдинова А.Н. Проблематика управления персоналом организации в России / А.Н. Зайнагутдинова, З.Ф.Галеева, В.А. Егоров // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Режим доступа http://sibac.info.
30. Купцова А.С. Примеры актуальных проблем управления персоналом на современном этапе [Электронный ресурс] / Купцова А.С., Родин Д.В. // Режим доступа http://www.unn.ru.