Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Борьба за рынок и политика по завоевыванию и удержания своего места началась еще с самого зарождения рынка. Еще Фалес Милетский доказал эффективность монополии. Он смог спрогнозировал по звездам большой урожай маслин, и поэтому еще зимой взял в аренду за бесценок все маслодавильни. А когда пришло время переработки большого урожая, он резко поднял цену за их использование. Тем самым Фалес Милетский наглядно показал, насколько выгодна стратегия монополиста. Больше никаким другим организациям не позволялось осуществлять данные операции, это позволило сосредоточить все денежные средства в руках Птолемеев.
Монополия - это когда компания и ее товарные предложения доминируют в каком-либо секторе или отрасли. Монополии можно рассматривать как крайний результат капитализма свободного рынка в том смысле, что при отсутствии каких-либо ограничений или ограничений отдельная компания или группа становятся достаточно большими, чтобы владеть всем или почти всем рынком (товарами, материалами, товарами, инфраструктурой и активами) для конкретный тип продукта или услуги. Термин «монополия» часто используется для описания организации, которая имеет полный или почти полный контроль над рынком.
Монополист имеет полный контроль над поставкой товара. Имея контроль над поставкой товара, он обладает рыночной властью устанавливать цену. Таким образом, как единственный продавец, монополист может быть королем без короны. Если существует монополия, перекрестная эластичность спроса между продуктом монополиста и продуктом любого другого продавца должна быть очень маленькой.
Монополия имеет тенденцию устанавливать более высокие цены, чем конкурентный рынок, что ведет к снижению потребительского излишка. Однако, с другой стороны, монополии могут получить выгоду от эффекта масштаба, ведущего к снижению средних затрат, которые теоретически могут быть переложены на потребителей.
Целью нашей работы является изучение теории и практики антимонопольного регулирования.
Постановка данной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1. Изучить социально-экономическую природу монополий;
2. Проанализировать причины возникновения и механизм регулирования монополий в экономике РФ.
Объект исследования - процессы монополизации современной рыночной экономики.
Предмет исследования – методы влияния монополий на экономику.
Структура работы. Работы состоит из введения, двух основных глав, заключения и библиографического списка.
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ, синтез, моделирование, аналогия, индукция, дедукция, классификация, наблюдение, эксперимент.
Раздел 1. Понятие и причины возникновения монополизма
1.1 Понятие, сущность и формы конкуренции и монополизма в экономике
Монополии являются крупными бизнес-ассоциациями, большинство которых находятся в частной собственности и контролируют отрасли и рынки путем увеличения концентрации производственного процесса и капитала в целях установления цен и получения прибыли. Доминирование в экономике является фундаментом влияния, оказывающие монополистические объекты хозяйствования на все отрасли деятельности государства. Основным фактором возникновения и образования монополии является «.. .стремление фирмы спастись от проявления финансовой нестабильности» .
Анализируя монополии необходимо учитывать неоднозначность самого термина «монополия» и не стоит зацикливаться на его этимологии, слово монополия имеет латинское происхождение, «моно» - один, «полио» - продаю. Поэтому при использовании слова монополия всегда будет присутствовать доля условности.
Монополия это такая ситуация, при которой одна компания или лицо или правительство не имеет конкуренции в продаже конкретного продукта или услуги и может контролировать его предложение и цену.
Пять факторов влияющих на возникновение монополий:
1. контроль над важнейшим производственным ресурсом;
2. снижение издержек при увеличении масштаба производства;
3. монопольное право – уникальное право использовать изобретение, промышленный образец, селекционное достижение;
4. государственные лицензии или правительственные привилегии;
5. специфика технологического процесса.
Понятно, что чистая монополия как и совершенная конкуренция, является некой абстракцией. А самое главное практически не существует продуктов, не имеющих аналогов. И очень редко бывает, когда на рынке есть только один продавец. Хотя в маленьких городах, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Чаще всего деятельность таких организаций (монополий) регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.
В современной экономике монополии представлены тремя типами:
1. монополия отдельного субъекта хозяйствования;
2. монополия в виде соглашения;
3. монополия, деятельность которой основана на дифференциации продукции.
Достижение субъектом хозяйствования монополизации по первому признаку практически не представляется возможным, свидетельством этого является природа их образования. Здесь также можно говорить о том, что данное направление к монополии является своего рода «достойным», поскольку он обеспечивает постоянный рост эффективности деятельности и обеспечение преимущества перед конкурирующими субъектами хозяйствования.
Более приемлемым и достаточно известным является направление, при котором осуществляется сделка в виде согласия нескольких крупных субъектов хозяйствования, что дает возможность возникновения ситуации, при которой субъекты- производители появляются на рынке как единое целое, сводящей конкурентную борьбу на нет, прежде всего в ценовой политике, покупатель же не находится в альтернативных условиях.
Монополисты быть различными. Однако, всех их можно объединить в три вида (таблица 1).
Классификация монополии носит условный характер. В реальности монополии разнообразны и многолики, но экономическая наука предпочитает идеальные формы, поэтому вид монополии может зависеть от многих факторов: формы собственности (частная, государственная), по масштабу (локальная, региональная, национальная, мировая), по характеру влияния (абсолютная, относительная), по происхождению (естественная, искусственная), по способу формирования (экономическая, организационная, технологическая), по сфере деятельности (производственная, финансовая и т.д.), по защите от конкурентов (открытая, закрытая).
Например, государственная монополия — монополия государства на производство и / или реализацию товаров массового потребления. Государственная монополия стоит на защите национального богатства, поэтому она всегда защищена законодательством.
Искусственная монополия развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.
К искусственным монополия можно отнести - концерны, тресты, синдикаты и картели.
Локальная монополия. предприятия-поставщики и организации, обслуживающие жилищное хозяйство.
Открытые монополии – это когда на рынке представлен единственный поставщик (продавец), у которого нет юридических преград от конкурентов. Этот вид монополии характерен для компаний, специализирующихся на инновационных продуктах, не имеющих аналогов на текущий период времени.
В качестве примера можно - компанию Apple. Она первой запустила на рынок технологию тач.
Итак, монополия - это когда компания и ее товарные предложения доминируют в каком-либо секторе или отрасли. Монополии можно рассматривать как крайний результат капитализма свободного рынка в том смысле, что при отсутствии каких-либо ограничений или ограничений отдельная компания или группа становятся достаточно большими, чтобы владеть всем или почти всем рынком (товарами, материалами, товарами, инфраструктурой и активами) для конкретный тип продукта или услуги. Термин «монополия» часто используется для описания организации, которая имеет полный или почти полный контроль над рынком.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О газоснабжении в Российской Федерации : федер. закон от 31 марта 1999 г. □ 69-ФЗ: [с изм. и доп.]. URL: http://base.garant.ru/180285/
2. О естественных монополиях : федер. закон от 17 авг. 1995 г. □ 147-ФЗ : [ред. от 29 июля 2020 г.]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons
3. Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции: указ Президента Российской Федерации от 21 дек. 2020 г. □ 618 : [вместе с “Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2022 годы”]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons
4. “Газпром” газифицировал 13 % России за 10 лет. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ news/2019/02/29/
5. “Роснефть” будет отдавать акционерам не менее 50 % чистой прибыли по МФСО. URL: https:// www.vedomosti.ru/business/articles/2020/09/04/732277
6. Bloomberg: “Газпром” в 2021 году может удвоить инвестиции в “Турецкий поток”. URL: http:// tass.ru/ekonomika/4823658
7. BurnhamJ, TheManagerialRevolution// URL: media.com/67452869814e7a27621eb13a7cf31ec8864a8cca p.4 (дата обращения 20.04.2021)
8. http://center-yf.ru/data/economy/Estestvennaya-monopoliya.php // Электронный ресурс
9. http://lektsii.org/2-17020.html // Электронный ресурс
10. http://www.kalitva.ru/130796-referat-monopolii-v-rossii.html121 // Электронный ресурс
11. Monopoly // Oxford Advanced Learner’s Dictionary, 6th Edition, 2000, p. 759 №2 Год: 2018, с. 6
12. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. 2004. □ 6. С. 57-78
13. Бузгалин А. Рождение постэкономического общества: вызов теории // Экономическая теория XXI века - СПб, 2018, с. 175
14. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал Т.2 // М.: ЛЕНАНД, 2019, С. 7
15. Гринева М. Н. Развитие предпринимательской деятельности в аграрной сфере как фактор повышения уровня жизни / М. Н. Гринева // Финансовый вестник 1 (25), 2016. Воронеж: Воронежский гос. аграроуниверситет, 2016. С. 81-87.
16. Дементьев В.В. Экономическая власть и институциональная теория // Вопросы экономики. 2004. D3. С. 50-64
17. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. Перевод с английского под ред. доктора экономических наук, профессора А.Н. Романова - М.. ЮНИТИ-ДАНА, 2016, с. 105
18. Кондратьев С. Отпустить трубу: почему “Газпром” мог бы поделиться правом на экспорт. URL: https://www.rbc.ru/opinions/business/01/02/2020/
19. Коуз Р. Фирма, рынок и право: пер. с англ. Москва, 2007. (Библиотека фонда “Либеральная миссия”)
20. Курмалиева З.Х., Эволюция понятия «социальная экономика» // Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 5: Экономика №1, 2015, с.248
21. Курс переходной экономики. Под ред. Абалкина Л.И. // Институт Экономики РАН, Москва, Финстатинформ, 2019, С. 52
22. Магистральным считается трубопровод, который обеспечивает прием, транспортировку, сдачу товарной нефти (соответствующей требованиям ГОСТа) потребителям или перевалку на другой вид транспорта. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2020/11/16/742043-rosnefti-krupneishii-shtraf- yukosa
23. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник : пер. с англ. 13-го изд. В 2 т. Т.1. Москва, 2001
24. Мамедов О.Ю., Производственное отношение: политико-экономическая модель (материалы к спецкурсу) / - Ростов н/Д : Феникс, 2017.
25. Орехин П. Мечты не сбываются: почему “Газпром” стоит так дешево. URL: https:// www.gazeta.ru/business/2020/09/29/10911110.shtml
26. Попов Ю.Н., Гришина Т.Н., Конкуренция и социализация рыночной экономики, Труд и социальные отношения № 11 2016 г. с. 14
27. Пятаков А.Н. Как уничтожить транснациональный капитализм // Марксизм и современность, №1-2 2016 , ИКЬ: http://marksizm.ucoz.ru/publ/50-1-0-651 (дата обращения 20.04.2021)
28. Рудык Э.Н. Социальная экономика в мировом и отечественном контексте // Труд и социальные Отношения,
29. Булганина С.Н. Природа и структура экономических субъектов : монография. Оренбург, 2003
30. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 24.
31. Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. 2004. □ 6. С. 42-54
32. Саркисов Д. С. Альтерация // Большая медицинская энциклопедия. — 3-е. — М.: "Советская энциклопедия", 1974. — т. 1, с. 315—316.
33. Социализация экономики // Экономическая энциклопедия. — М.: Экономика, 2017.
34. Структура акционерного капитала. URL: https: //www.rosneft.ru/Investors/structure/securities/
35. Труд и социальные отношения № 11 2016 г. с. 11
36. Уровень газификации Оренбургской области достиг 98 %, но синхронизация еще хромает. URL: https: //neftegaz. ru/news/view/168582
37. ФАС: государство и госкомпании контролируют 70 % российской экономики. URL: http:// www.banki.ru/new
38. Филипповская Т.В. Социализация экономики в условиях взаимовлияния экономической теории и социальных наук // Известия УрГЭУ 6 (56) 2018
39. Халяндра О. И. Уровень монополизации современной экономики России / О. И. Халяндра // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2018 г.). Пермь: Меркурий, 2018. С. 169-172.
40. Шумпетер Й.А., Капитализм, социализм и демократия. // Москва: Экономика, 1995, с. 369
41. Юрманова Е.А Исторические, теоретические и практические аспекты социальной экономики: западноевропейский опыте //Економічний форум. Номер: 2 Год: 2016, С. 40