Фрагмент для ознакомления
2
Речь является основным видом деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.
Язык и речь выполняют главную функцию в процессе мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка и самоорганизации поведения, формировании речевых связей, поэтому вовремя развитый грамматический строй языка ребенка является основным правилом его полноценного речевого и общего развития [11]. Становление грамматического строя речи представляется одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Несформированность лексико-грамматической системы языка является основным дефектом в структуре общего недоразвития речи.
Вопросы словообразования затрагивались в трудах В. В. Виноградова [4], А. Н. Гвоздева [7], Е. С. Кубряковой [13], А. Г. Тамбовцевой [31], Т. Н. Ушаковой [26], а также в трудах современных учёных: Т. В. Тумановой [29], и многих других. Что касается проблемы словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи, то эта проблема практически совсем не изучена. Тем не менее, практически все исследователи, изучавшие проблему ОНР, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов (Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие).[34]
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка (Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина) [34]. Р. И. Лалаева и Т. В. Туманова отмечали, что по сравнению с нормально развивающимися детьми у детей с ОНР способность к словообразованию (созданию новых слов) появляется позже и развивается неравномерно, во время словообразования они с трудом выделяют и обобщают закономерности [30]. Таким образом, особенности словообразования прилагательных у детей 6-6,5 лет с онр 3 уровня является актуальной темой для исследования.
Объектом исследования являются навыки словообразования прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР 3 уровня
Предмет исследования — процесс словообразования прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР 3 уровня.
Цель — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность проведения комплекса логопедических по развитию особенности словообразования прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР 3 уровня
Гипотеза – эффективность логопедической работы по развитию словообразования прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР 3 уровня повысится, если на логопедических занятиях будут разработать и включить в работу комплекс упражнений.
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
1. Изучить лингвистические и психолингвистические аспекты изучения словообразования.
2. Рассмотреть формирование процесса словообразования в онтогенезе
3. Проанализировать клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
4. Изучить состояние проблемы изучения словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Практическая значимость исследования представлена в виде рекомендаций воспитателю по развитию словообразования прилагательных у детей 6-6,5 лет с ОНР 3 уровня.
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных.
База исследования:
Контингент исследования: дети 6 – 6,5 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа содержит таблицы и диаграммы.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Лингвистические и психолингвистические аспекты изучения словообразования
В работах, посвященных изучению и коррекции общего недоразвития речи, содержатся указания на неполноценность протекания словообразовательных операций у этих детей, что, в свою очередь, существенно обедняет их возможности в использовании языковых средств (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.) [12,15, 30].
В зарубежной и отечественной лингвистике, психолингвистике давно наблюдается устойчивый интерес к детским словообразовательным процессам. Современный научный мир рассматривает их как систему особых процессов, связанных с производством новых словесных единиц, и которые являются неотъемлемой частью любого владения языком.
Словообразование, образование слова из других слов с помощью определенных операций, подразумевающих существенные и формальные изменения свойств слова. При этом термин употребляется применительно к лингвистическому отделу, который занимается этим процессом, связанным со специальными средствами и словами, возникшими в результате образования слов в первом смысле, с точки зрения их формальная форма и структура содержания. ...
Словообразование, как и другие процессы речетворчества, тесно он связан с процессами усвоения материальной и концептуальной сторон языка, а также с развитием языковой деятельности - умением правильно сочетать языковые единицы для выражения смысла.
Слово, полученное в результате словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное слово называется продуктивным или мотивирующим. Формирование речи как языкового процесса также называется производным, а его результаты - производными. Основные процессы словообразования включают постинг (добавление префиксов, суффиксов и т. Д.), Словообразование, преобразование и некоторые другие..[41]
В зарубежной и отечественной лингвистике, психолингвистике давно сформировался устойчивый интерес к процессам словообразования у детей. Современный научный мир рассматривает их как систему особых процессов, связанных с производством новых вербальных единиц (то есть определенного типа языковой и творческой деятельности) и неотъемлемой частью языковых способностей в целом.
Долгое время словообразование рассматривалось не изолированно, а как часть грамматической системы языка. В связи с этим словообразование, как и флексия, признавались «явлениями одного порядка» (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) И считались важнейшими аспектами овладения речевой грамматикой родного языка. Однако если учесть, что при образовании слова из одного слова, другого, отличного от него, образуются слова, а при изгибании тождество слова (лексемы) не нарушается, т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах становится очевидным, что эти процессы нельзя рассматривать как «одного порядка».[40]
Современные лингвисты описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, - соединение основ суффиксами (стол-ик, за-столь-н-ый); соединение нескольких основ (узкоколейный, громкоговоритель, сенокос, вертолет); перевод основ из одного класса в другой (руль - рулить, золото - золотой); чередования в составе основы (глухой - глушь) и др. Вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связностью с исходной единицей. Словообразование - важный источник пополнения словарного состава языка. Словообразование — это наука о том, как «делать слова».
Ученые - лингвисты, психологи, педагоги, физиологи, заинтересовавшись феноменом словотворчества в детской речи, пытались по-разному обозначить его. «Общедетские речения», «образования по внутренней привычке», «образования по аналогии» «неологизмы», «детские речевые инновации» — вот лишь некоторые названия, призванные обозначать слова, самостоятельно сконструированные детьми. Эти названия демонстрируют также неоднородность научных взглядов на природу и механизмы детского словообразования и словотворчества в целом. [36,7,38,].
В рамках данного параграфа мы остановимся на характеристике изучения формирования навыка словообразования лингвистами и психолингвистами.
Изучение проблемы словообразования имеет давние традиции. Первые попытки описания некоторых фактов словообразования и их объяснения были сделаны в работах таких известных ученых, как И.А. Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф. Фортунатов, Н.В. Крушевский, К.И. Чуковский и др., характеризуя их как проявление высокого лингвистического мастерства и одаренности ребенка.[36]
Исследователи в большинстве случаев отмечали спонтанность характера детского словотворчества и словообразования, обусловленную пониманием используемых грамматических элементов. При этом ученые практически единодушно признавали аналогию основным механизмом таких детских образований. С.Н. Цейтлин, анализируя детские образования по аналогии, объясняла их тем, что ребенок в состоянии «открыть» для себя основной принцип всех флективных языков и перенести его на разнообразные случаи.
Самостоятельным же объектом изучения словообразование становится лишь с середины 40-х годов двадцатого века. Затем в 60-е годы происходит окончательное выделение словообразования в отдельную лингвистическую дисциплину. К этому времени появляются новые исследования, в которых излагаются основы теории словообразования.
Особенная роль принадлежит исследованиям В.В. Виноградова, который впервые в отечественной лингвистике установил самостоятельность словообразования, а также - тесную его взаимосвязь с лексикологией и грамматикой. Такой научный подход позволил ученому выдвинуть конструктивный тезис об особом месте словообразования в ряду лингвистических дисциплин. [4]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдарова, Л.И. Психолингвистические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scilance.com/library/book/35956
2. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип [Текст]. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
3. Борозинец, Н. М. Логопедия: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР, алалия [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. – Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016. – 203 с.
4. Виноградов, В.В. Исследования по русской грамматике [Текст] : избр. тр. / В. В. Виноградов ; [Ред. тома Н.Ю. Шведова]. – М. : Наука, 1975. – 559 с.
5. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] //Логопед. – 2004. – No1. – С. 34-40.
6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/36832/
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. – М., 2011. – 255 с.
8. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР [Текст]// Логопед в детском саду. – 2005. – No1. – С.9 -15с
9. Давидович, Л.Р. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать [Текст]. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 112 с.
10. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь [Текст]. – М.: Русский язык, 2012. – 976 с.
11. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с
12. Жукова Н.С., Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Электронный ресурс] / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. // [сайт] Педагогическая библиотека - Режим доступа: (http://pedlib.ru/Books/6/0388/6_0388-1.shtml)
13. Кубрякова Е.С. Словосложение как процесс номинации и его
отличительные формальные и содержательные характеристики
//Теоретические вопросы словосложения и вопросы создания сложных
лексических единиц. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1988.
14. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. М.: Наука, 1977.- 316 с.
15. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей. [Электронный ресурс] / Левина Р.Е. // - М.: 1961. [сайт]Педагогическая библиотека - Режим доступа: (http://pedlib.ru/Books/4/0286/4_0286-53.shtml)
16. Литневская Е.И. Русский язык. – М.: Издательство Московского университета, ЧеРо, 2006. – 265 с.
17. Милославский И. Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1980.-296 с.
18. Милославский И. Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1980.-296 с.
19. Нарушения процессов словообразования вустной и письменной речи. – М., 2005. – 144 с.
20. Немченко В.М. Современный русский язык. Словообразование. -М.: 1984.
21. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. -
М.: Просвещение, 1967
22. Сохин, Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П. Павлова // Советская педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://superinf.ru/view_article.php?id=194
23. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001. – 448 с.
24. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Э. И.Борисоглебская, В. П. Гурченкова, А. Е. Курбыко и др. – 3-е изд., перераб. И.доп. – Мн.: Выш. Шк., 1996.- 445 с
25. Уварова, Т. Б. Формирование грамматической стороны речи дошкольников с ОНР на основе применения наглядно-игровых средств [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01., 13.00.03 / Т. Б. Уварова. – Москва, 2011. – 24 с.
26. Ушакова, Т. Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и
психолингвистики [Текст] / Т. Н. Ушакова. – М. : Изд-во «Институт
психологии РАН», 2011. – 524 с.
27. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6175467/page:23/
28. Туманова, Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи [Текст]. – М., 2005. – 144 с.
29. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР [Текст]// Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2003. – No6. – С.54-58.
30. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у
дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] // Дефектология. - 2001.
– No4. – С.69-76.
31. Тамбовцева, А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Г. Тамбовцева. – Москва, 1983. – 199 с.
32. Туманова, Т. В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с ОНР [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Туманова. – Москва, 1997. – 175 с.
33. Тамбовцева А.Г. Целенаправленное формирование лексико-грамматических обобщений в процессе обучения детей способам словообразования // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. - М., 1987.40. Туманова, Т.В.
34. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]. – М., 2011. – 165 с.
35. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие – 5-е изд. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
36. Чуковский, К. И.От двух до пяти [Текст] / К. И. Чуковский. – М. : КДУ, 2005. – 400с.
37. Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма)/ А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991.
38. Шахнарович A.M. Семантика словообразования в детской речи: психолингвистический подход // Семантика в структуре деривационных моделей. - Владивосток, 1988.
39. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.\
40. Эльконин Д.Б. Развитие речи. // Психология детей дошкольного возраста./ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964, с. 115-182.
41. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. - М.: Индрик, 2001.