Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время политическая и экономическая ситуация в России требует внимательного изучения взаимосвязи между военной, экономической и социально-политической базой обеспечения национальной безопасности. Страна интересов. Во время перехода к рынкам последствия экономической, военной и национальной безопасности значительно возросли. Нарушение этой взаимосвязи может отрицательно повлиять на количественные и качественные показатели обороноспособности, поэтому эта взаимосвязь предполагает поддержание оптимального соотношения между экономическим ростом и военным развитием. Важно подчеркнуть, что это соотношение не является постоянным. Он постоянно меняется под влиянием внешних и внутренних факторов и зависит главным образом от уровня развития производительности труда, социально-политической стабильности страны и напряженности мирового военного и экономического конфликта.
Сегодня России сложно войти в рыночную экономику. Экономический и политический кризис продолжается, производство падает, а инфляция растет. Особое значение имеет сохранение научно-технического и оборонного потенциала. На развитие экономики и безопасности государства сильно повлияли изменения военно-стратегического положения России, и после распада Советского Союза морские порты, специализированные компании и некоторые источники сырья были потеряны.
Многие научные центры, лаборатории, консультативные органы и комитеты Российской академии наук предприняли ряд шагов по реформированию российской экономики. Однако в опубликованной программе нет средств для обеспечения национальной экономической и военно-экономической безопасности. Нет никаких прогнозов об угрозе экономической безопасности.
Глава 1 Общая характеристика видов национальной безопасности
в РФ
1.1 Понятие и сущность экономической безопасности в современном обществе
Проблема безопасности в России является актуальной на сегодняшний день, начиная с конца прошлого столетия. Это было связано с тем, что страна находилась в кризисе во всех сферах жизни общества. В настоящее время органы власти должны предотвратить угрозы национальной безопасности всеми способами, не запрещенными законом, так как во всем мире большую опасность предоставляет терроризм, как минимум со стороны государства требуется гарантированность основных прав и свобод человека, а также основ строя государства.
Безопасность как правовая категория возникла достаточно давно. В словаре русского языка под безопасностью понимается «положение, при котором не угрожает опасность кому чему-нибудь» [28, с. 98].
Понятие безопасности можно рассматривать с различных точек зрения, как определенное состояние, функцию, основополагающее начало и т.д. Она должна в обязательном порядке быть регламентирована в нормах права. Но на сегодняшний день законодателем не закреплено определение содержания безопасности, в качестве которой выступает угроза. И если в Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» угроза определялась как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, то в Федеральном законе от 8 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» определение категории «угроза» не дается, хотя сам этот термин в законе используется [54]. Нет никаких сомнений в том, что значение необходимости нормативного определения понятия угрозы в настоящее время недооценено.
В юридической литературе имеются различные подходы к толкованию понятия «безопасность» в зависимости от характера общественных отношений, выступающих объектом безопасности. Представляется верной характеристика безопасности как «системы, составными элементами которой являются угрозы, интересы и факторы воздействия на них, а также методы обеспечения национальной безопасности».
В плане конституционно-правовой характеристики безопасности стоит отметить, что категория конституционная, нормативно-правовое содержание которой пока не получило должного научного обоснования.
Конституция Российской Федерации отражает различные стороны этой проблемы:
- правовой (юридической) безопасности личности, имея в виду физическую безопасность (ст. 20-23); информационную (ст. 24, 29); экономическую (ст. 34, 35) и т.д.;
- безопасности государства (ч. 3 ст. 4; ч. 5 ст. 13; ч. 3 ст. 5; п. "м" ст.
71);
- безопасности общества (ч. 2 ст. 7)» [17].
Основной закон страны является правовой основой национальной безопасности в целом, которая включает в себя три основных элемента: государство, личность, общество.
Термин «безопасность» в Конституции РФ употребляется более десяти раз. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства. В части 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 закрепляются условия допустимости ограничения прав и свобод человека, среди которых называется безопасность государства и граждан; п. «д» ст. 72 к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относит обеспечение экологической безопасности.
Вопросы безопасности регулируются соответствующими правовыми актами в различных сферах деятельности. В основном в законах и подзаконных актах используют такие выражения, как:
- состояние защищенности;
- состояние обоснованной уверенности;
- состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников.
В нормативных актах регламентируются также возможные угрозы, как внешние, так и внутренние. Исходя из изложенного, стоит отметить, что единый подход по вопросу закрепления понятия национальной безопасности и ее видов на законодательном уровне так и не выработан.
Рассматривая конституционно-правовые вопросы безопасности, следует рассмотреть вопрос об отождествлении понятий и их расхождении, таких как:
- безопасность;
- национальная безопасность;
- конституционная безопасность.
Проанализировав данные понятия, необходимо отметить, что на законодательном уровне необходимо установить терминологическое единство. Только лишь единая дефиниция может упорядочить понимание ее различных сторон, что впоследствии обеспечит разрешение возникающих вопросов, которые являются главными для страны.
Автор А.А. Фомин разграничивает данные понятия, выделяя конституционную безопасность, как основу национальной, тем самым делая ее составной частью. Именно конституционная безопасность гарантирует и обеспечивает средствами таких интересов, как суверенитет, стабильность систем во всех сферах жизни, укрепление мира и согласия, нейтрализация всех причин и условий, которые способствуют возникновению терроризма и так далее [59, с. 9].
Рассмотрение, анализ конституционной безопасности со всех сторон, играет огромное значение для того, чтобы установить основы развития государства, защиты национальных интересов, создании достойных условий для жизни граждан.
1.2 Показатели экономической безопасности РФ
Для изучения уровня экономической безопасности государства используются показатели, с помощью которых выявляются наиболее уязвимые стороны экономики страны.
Показатели экономической безопасности представляют собой инструмент оценки состояния экономики с учетом важнейших процессов, отражающих содержание экономической безопасности [10].
В научной экономической литературе приводятся разные классификации показателей экономической безопасности государства.
1. В зависимости от уровня объекта экономической безопасности:
– макроэкономический уровень – экономика страны в целом;
– мезоуровень (региональный или отраслевой) – экономика субъектов федерации и отраслей;
– микроэкономический уровень – экономика фирм, предприятий, учреждений, акционерных обществ, банков и т.д.;
– уровень семьи и личности.
2. В зависимости от степени значимости показателей:
– общие макроэкономические показатели;
– базовые макроэкономические показатели;
– частные экономические показатели.
3. В зависимости от периода действия угроз и их прогнозирования:
– тактические (текущие и среднесрочные) показатели;
– стратегические (долговременные) показатели.
4. В зависимости от направления воздействия на экономику:
– внутренние;
– внешние;
– смешанные [11].
При этом вся совокупность показателей экономической безопасности подразделяется на количественные и качественные.
Важное значение для экономической безопасности имеют не сами показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, несоблюдение значений которых усложняет нормальную динамику развития разных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных и разрушительных процессов в сфере экономической безопасности