Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования связана с возрастанием в настоящее время интереса к индивидуальному авторскому поэтическому стилю в научных трудах лингвистов и литературоведов, и, вместе с тем, с недостаточной изученностью проблемы. Образ природы способствовал со¬зданию Вордсвортом особого неповторимого стиля, ко¬торый воплотился в ритме и композиции, сюжете и образ¬ности его произведений. Индивидуальная авторская метафора всегда носит неожиданный характер и, как правило, основана на сложнейших ассоциациях.
Объектом данного исследования является поэтическое творчество Вордсворта. Предметом исследования являются особенности изображения природы и человека в «поэзии воображения» У. Вордсворта.
Материал исследования – поэтические произведения У. Вордсворта.
Цель исследования – выявление особенностей изображения природы и человека в «поэзии воображения» У. Вордсворта.
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) рассмотреть особенности подхода к пониманию образа природы в период романтизма;
2) охарактеризовать сущность и основные принципы концепции «воображения» У. Вордсворта;
3) проанализировать особенности реализации концепции «воображения» в творчестве У. Вордсворта;
4) провести анализ стилистических средств создания образов природы и человека в поэзии У. Вордсворта.
Практическая значимость работы обусловлена представлением в ней анализа особенностей реализации концепции «воображения» в творчестве У. Вордсворта при изображении им природы и человека.
Методологическую основу работы составляют научные труды, посвященные исследованию творчества У. Вордсворта: А.В. Мокрушиной, Е.В. Халтрин-Халтуриной и других исследователей; литературоведческие исследования Н.Д. Арутюновой, И.Р. Гальперина, И.Б. Казаковой, О.Л. Поляковой, М.Г. Уртминцевой и др.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ; биографический, сравнительный, системный, контекстуальный анализ.
Структура курсовой работы включает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Основная часть содержит три параграфа, в которых раскрыты базовые положения концепции «воображения» Вордсворта, рассмотрены особенности реализации концепции «воображения» в творчестве Вордсворта, а также проанализированы тексты конкретных поэтических произведений Вордсворта, охарактеризованы их содержательные и структурные особенности, стилистические средства выражения образов природы и человека.
1.1. Сущность и основные принципы концепции «воображения» У. Вордсворта
В эпоху романтизма термин «воображение» приобрел статус доминирующего в английской литературе. Сложился особый стиль «поэзии воображения», первые образцы которого были опубликованы в сборнике «Лирические баллады» (1798 г.) У. Вордсворта и С.Т. Колриджа [Халтрин-Халтурина 2012: 7].
В 1800 г. в традиционно считающемся первым романтическим манифестом в английской литературе – «Предисловии ко второму изданию сборника «Лирические баллады»» – Вордсворт, обосновывая свою реформу поэзии, состоявшую в приближения языка поэзии к повседневной речи, трижды пишет о воображении в основном тексте. Первый раз он отмечает важность преображающей силы воображения при взаимодействии с повседневностью. Второй раз он упоминает «воображение», когда пишет о том, что «поэт не должен приукрашивать или возвышать», «и чем усерднее будет он придерживаться этого принципа, тем полнее ощутит, что никакие слова, подсказанные его фантазией или воображением, не могут сравниться со словами, порожденными действительностью»; третий раз (в приложении «О поэтическом языке») он упоминает «о главном», путеводном для него принципе, а именно: «в произведениях воображения и чувства, а только их я и имею в виду, <…> не важно, написаны они прозой или стихами, необходим один и тот же язык» [Вордсворт 1980: 261].
Вордсворт определяет воображение как «интеллектуальную линзу, посредством которой поэт наблюдает за интересующими его объектами, меняющими форму и цвет» [Вордсворт 1980: 264].
Вордсворт разграничивает воображение и фантазия. Он считает, что они представляют собой два разных феномена; при этом предпочтение отдается воображению. Вордсворт понимал «воображение», прежде всего, как категорию психологии творчества и как категорию поэтики. Для Вордсворта «воображение» – это некая природная сила, преобладающая над Вселенной, которая действует на объекты видимого мира, преображая его облики и звуки. Как туман превращает движущийся пейзаж в призрачное море, так воображение превращает звук кукушки в таинственный голос [Вордсворт 1980: 268].
Концепция «воображение» Вордсворта была основана на его вере, что природа предоставляет модель для творческого преобразования. Это движение к природе как проводнику и авторитетному источнику. Таким образом, Вордсворт допускает идеальную гармонию между природой и человеческим разумом. С точки зрения Вордсворта, человек есть образ и подобие природы. На протяжении всей жизни Вордсворт верил, что энергия природы – именно то, что поэт должен соединять, смешивать в своей работе. Вордсворт писал: «Ты чувствуешь силу. Доверяешь тем чувствам, и твоя поэзия приобретет форму, как дерево» [Вордсворт 1980: 268]. Вордсворт обладал особым видом воображения, который стимулировал подражательные инстинкты.
Е.В. Халтрин-Халтурина, характеризуя «поэзию воображения Вордсворта», отмечает, что для У. Вордсворта воображение – эта особая творческая способность сознания, дающая импульс «умному созерцанию», деятельному состраданию людям и лишь затем – сочинительству. Возвышающая душу полнота ощущений отличает вордсвортовские моменты «озарения» от всех остальных его видений и грез. «Озарения», по Вордсворту, бывают разной интенсивности. Ранние, детские «озарения» учат его прислушиваться к голосу совести, юношеские – позволяют ему осознать свое призвание и роль в обществе; здесь вероятно увлечение разного рода утопиями. Зрелость достигается, когда поэт отказывается от утопий и непосредственно «прозревает» трансцендентное. Каждое «озарение», по Вордсворту, имеет определенное место в истории души поэта [Халтрин-Халтурина 2009: 29].
Таким образом, сущность концепции «воображения» Вордсворта заключается в приверженности истине, в соответствии с которой трансформация поэтом видимой Вселенной силой своего воображения представляет собой имитацию творческой деятельности самой природы.
Умение сочетать внутренний творческий дар (воображение) с внешним (разные виды вдохновения) – это и есть базовая основа концепции «воображение» Вордсворта. Среди основных принципов, присущих концепции «воображение» У. Вордсворта, можно выделить следующие: понимание «воображения» как категории психологии творчества; природа – основная модель для творческого преобразования; наличие особого индивидуального «воображения», которое стимулировало подражательные инстинкты; трансформация видимых объектов в нечто человеческое; создание «авторской картины природы» на основе собственного опыта; принцип отождествления автора, повествователя и героя в поэзии; использование ключевых моментов «воображения» («места времени»); умение сочетать воображение с различными видами вдохновения.
Таким образом, воображение у Вордсворта – это основа поэзии. Оно представляет собой не просто вдохновение, а творческую способность к мудрому созерцанию и дар сострадания людям, что в конце концов дает импульс непосредственному акту творчества. При этом для Вордсворта крайне важна проблема поэтического языка.
1.2. Реализация концепции «воображения в творчестве» У. Вордсворта
Ведущая тематика произведений У. Вордсворта была весьма точно, четко и лаконично определена А.С. Пушкиным в его стихотворении, посвященном сонету. Рассуждая о данной поэтической форме, Пушкин перечисляет поэтов, творчество которых относилось к различным эпохам, но которые, тем не менее, были приверженцами сонета. К ним относятся
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнова, Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика / Н.Д. Арутюнова. – Москва: Наука,1979. – С.134-139.
2. Вордсворт, У. Избранная лирика: сборник / У. Вордсворт; перевод с английского В. Савина [и др.] – Москва: 2001. – 135 с.
3. Вордсворт, У. Предисловие 1800 года // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / сост. А.С. Дмитриев / У. Вордсворт; перевод с английского Я.Э. Пробштейна [и др.] – Москва: Высшая школа, 1980. – С. 261–278.
4. Ложкова, А.В. Сонет как лирический жанр / А.В. Ложкова // Уральский филологический вестник. –2012. – №6. – С.5-18.
5. Мокрушина, А.В. Образ природы как стилевая доминанта в поэзии У. Вордсворта и английских романтиков / А.В. Мокрушина. – Молодой ученый. –2014. – №5 (64). – С.205-207.
6. Подгорная, В.В. «Наивная анатомия» в английской языковой картине мира: дисс. ... к. филол. н. / В.В. Подгорная. – Санкт-Петербург: 2016. – 224 с.
7. Пушкин, А.С. Собрание сочинений в 10-ти тт. Том 2 / А.С. Пушкин. – Москва: Правда, 1980. – 335 с.
8. Уртминцева, М. Г. Экфрасис: научная проблема и методика ее исследования / М.Г. Уртминцева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 4 (2). – С. 975-977.
9. Халтрин-Халтурина, Е. В. «Поэзия воображения» в Англии конца XVIII – начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма): автореф. дисс. … д. филол. н. / Е.В. Халтрин-Халтурина. – Москва: 2012. – 38 с.
10. Халтрин-Халтурина, Е.В. Поэтика «озарений» в литературе английского романтизма: романтические суждения о воображении и художественная поэтика: монография / Е.В. Халтрин-Халтурина. – Москва: Наука, 2009. – 350 с.
11. Wordsworth, W. The Collected Poems / W. Wordsworth. – London: Wordsworth Poetry Library, 2006. –1082 p.