Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
«О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?» - так Александр Сергеевич Пушкин языком литературы метафорически писал в своей поэме «Медный всадник» и о Петре, и о судьбе страны, которая, лишившись «патриархального покоя», вынуждена была «скакать» к вновь обозначенным для нее целям.
Вспоминая это произведение Пушкина, нельзя не сказать о главном герое – «маленьком человеке», который пробует убежать от преследующего его Всадника, но затем смиряется, осознаёт свою беспомощность и раскаивается. Ему ничего не остаётся, как признать свою неправоту в споре с Царём и Историей. Ничто не может повлиять на запланированные Петром великие дела.
Пушкин не был бы «солнцем русской поэзии», если бы не сумел ухватить и максимально точно передать общее во многих судьбах современников Петра Первого: большинство из них прошли путь от яростного сопротивления реформам до их искреннего принятия и поддержки. Так случилось и с графом Петром Андреевичем Толстым. Его «карьера» началась на стороне врагов Петра в отнюдь не умозрительном, а явном противостоянии. Он встретил начало петровской эпохи зрелым 40-летним человеком, он «ведал, что творил». А сделано было следующее: Петр Андреевич Толстой (1645–1729) вместе со своим покровителем Иваном Милославским активно подготавливал Стрелецкий бунт 1682 г., отнявший власть у малолетнего Петра и передавший ее царевне Софье. Более того, в майские дни 1682г. Толстой лично дал сигнал к началу Стрелецкого бунта, проскакав верхом вместе с племянником Милославского по Стрелецкой слободе, громко крича, что Нарышкины задушили царевича Ивана Алексеевича .
После такого заслужить прощение и стать доверенным лицом – для этого нужны особые таланты. И они у Толстого были, причем не только дипломатические и политические, но и организаторские, просветительские, литературные, что наглядно доказывают созданные во время путешествия по европейским странам «Путевые заметки». Это уникальный исторический документ. Он рассказывает о религиозных и культурных переживаниях автора, о знаменательных и даже опасных встречах в пути, о чужих народах, обычаях, природе.
Читая «Путевые заметки» Петра Андреевича Толстого, мы можем видеть, как он, человек «петровской эпохи» постигал новое, незнакомое, соотносил его с родным и привычным, какую роль в этом процессе играла Вера, готовность видеть и тонко воспринимать окружающий мир. Перед нами не только «человек прошлого», но и человек в своей эпохе, человек в Истории.
В «Путевых заметках» - образ мира «человека путешествующего», процесс постепенного расширения как территориальных, так и информационных границ.
Актуальность исследования темы. 6 июня 2022 г. наша страна будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I, прозванного за свои дела Великим. Ни одна историческая фигура, ни один государственный деятель не оказал на развитие страны такого же мощного и созидательного влияния. Ему досталась огромная и отсталая страна, которой практически невозможно было управлять из-за её, по сути, феодальной раздробленности. За очень короткий период времени Петр Великий сумел в прямом смысле слова перестроить все сферы жизни российского общества, заложил базу для дальнейшего развития, которая используется в настоящее время и будет использоваться в будущем – это касается сферы образования и просвещения, армии, инженерии и много-много другого.
Однако не только это связывает тему нашего исследования с днем сегодняшним. И не только то, что в настоящее время в правящих кругах российского общества можно встретить те же дворянские фамилии Толстых и Нарышкиных.
В течение столетий Россия была страной, догоняющей другие страны. Ей всегда были нужны преобразования и власть, которая работает не ради личных интересов и барышей, но ради развития всего общества. «Птенцы гнезда Петрова», среди которых был и Пётр Андреевич Толстой, оставили потомкам образец служения интересам не только государства, но и Родины.
Судьба П.А.Толстого уникальна и может быть исследована наукой с самых различных точек зрения – как становление дипломата и эрудита, публициста и государственного деятеля. Толстой не только умел «просчитывать ситуацию» с точки зрения личной выгоды, он умел признавать ошибки, откликался на веяния времени и, в конечном итоге, преданно служить своему Отечеству. Такие люди всегда были нужны России.
Объект исследования – обучение П.А. Толстого за границей.
Предмет исследования – процесс обучения П.А. Толстого за границей как пример типичной просветительской деятельности в эпоху Петра I.
Цель нашего исследования – дать характеристику обучению П.А.Толстого за границей, опираясь на его «Путевые заметки» как исторический документ эпохи Петра I.
Гипотеза исследования: процесс обучения П.А. Толстого за границей нашёл отражение в его «Путевых заметках», ставших историческим документом, и может быть воспринят как пример организации просветительской работы в эпоху Петра Великого.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
1. Дать характеристику эпохи Петра I на основе изучения научной литературы.
2. Рассмотреть биографию П.А. Толстого как представителя «гнезда Петрова».
3. Проанализировать «Путевые заметки» П.А. Толстого как исторический документ, отражающий его обучение за границей.
4. Проанализировать и обобщить информацию, полученную при изучении научной литературы и текста первоисточника.
При подготовке исследования мы использовали теоретические и эмпирические методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ЭПОХА ПЕТРА I: время преобразований и просвещения
1.1. Русь допетровская
К концу XVII века Россия уже была одной из самых больших стран в мире. Однако империей она станет только в 1721 году несмотря на то, что данный процесс формирования берёт своё начало в XVI столетии.
Можно сказать, что уже в то время, страна столкнулась с основными проблемами, которые столетиями влияют на её становление и развитие. Главные из них – огромная территория, многонациональность, низкая плотность населения, проблемы, связанные с управлением. В допетровскую эпоху законодательство, и система административного управления носили архаичный характер. Однако главной проблемой была экономическая и техническая отсталость, в особенности разница в развитии становилась очевидной при сравнении с западноевропейскими странами.
«К концу XVII века изменилось и геополитическое положение России. Присоединив в 1654 году Левобережную Украину, она стала граничить с Османской империей (Турцией), одним из сильнейших государств этого времени. Вскоре стало понятно, что столкновение между странами неизбежно. Это привело к радикальному повороту русской внешней политики. Россия впервые в своей истории вступила в международный союз — антитурецкую коалицию европейских держав, так называемую Священную лигу» .
Для России это было судьбоносным моментом, поскольку страна существовала в некой «идеологической изоляции». Мышление у людей этого времени было такое: вокруг либо католики-латиняне, либо мусульмане. Ни с теми, ни с другими союзы казались невозможны, ведь лишь в России сохраняется и всеми силами оберегается истинная православная вера, поэтому все контакты с «внешним миром» лучше свести к минимуму.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лихачев, Д.С. Повести русских послов как памятники литературы [Текст] // Путешествия русских послов XVI–XVII вв. Статейные списки. М. ; Л. Наука, 1954
2. Ольшевская, Л.А. «Умнейшая голова в России…» [Текст] / Л.А. Ольшевская, С.Н Травников // Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе 1697–1699. М. : Наука, 1992. С. 251–301.
3. Попов, Н.А. Граф Петр Андреевич Толстой [Текст] // Древняя и новая Россия. – 1875. – № 3.
4. Попов, Н.А. Из жизни П.А. Толстого [Текст] // Русский вестник. – 1860. – № 11.
5. Попов, Н.А. Путешествие в Италию и на о-в Мальту стольника П. А. Толстого в 1697 и 1698 гг. [Текст] // Атеней. – 1859.
6. Похождения в Мальтийский остров боярина Бориса Петровича Шереметева. 1697 июня 22–10 февраля 1699 [Текст] // Памятники дипломатических сношений с папским двором и итальянскими государствами. –Т. 10 (с 1580 по 1699). – СПб., 1871. 1
7. Путешествие стольника П.А. Толстого по Европе 1697–1699 [Текст]. М. : Наука, 1992. 1
8. Пыпин, А.Н. Путешествия за границу времен Петра Великого [Текст] // Вестник Европы. – 1897. – № 9. 1
9. Сайнбаяр, В. Иноязычная лексика в путевых записках Петровской эпохи [Текст] // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения. – 2007. – № 1. – С. 154–159.
10. Стригалев, А. Описание городов Далмации русским путешественником XVII в. [Текст] // Художественные связи народов России и Югославии XVII–XX вв. – М., 1987. – С. 108–133.
11. Третьякова, М.В. Сведения о Венеции в статейных списках русских исполнителей дипломатических поручений XVI–XVII вв. [Текст] // Город в античности и средневековье: общеевропейский контекст. – Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 2010. – Ч. 2. – С. 51–55.
Интернет-источники
1. Lib.ru/Классика: Толстой Петр Андреевич. Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе (1697-1699)
2. Венеция XVII века в путевых заметках стольника П. А. Толстого (cyberleninka.ru)
3. Толстой Петр Андреевич (tunnel.ru)
4. Государственный деятель и дипломат Толстой Петр Андреевич: биография, особенности деятельности и интересные факты (fb.ru)
5. Реферат: Толстой Пётр Андреевич » Белая Калитва - информационный портал города Белая Калитва (kalitva.ru)
6. Дело графа Петра Андреевича Толстого — Процесс (diletant.media)
7. ТОЛСТОЙ ПЁТР АНДРЕЕВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история (histrf.ru)
8. История Могилева: "ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ" стольника П. А. Толстого о Могилеве 1697 г. | Могилев forever (mogilove.com)
9. ПЁТР I • Большая российская энциклопедия - электронная версия (bigenc.ru)
10. Всё, что нужно знать о Петре I, в 8 пунктах • Arzamas
11. История России при эпохе петра i - Школьная История (dmitrschool04.ru)
12. Онлайн-школа Фоксфорд (foxford.ru)
13. Просвещение в эпоху Петра Первого (cyberleninka.ru)