Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема межличностных отношений и общения всегда волновала человечество и была актуальной для любого исторического этапа развития цивилизации. Каждый человек с рождения включен в многоуровневую систему отношений, данная система существует за счет общения и взаимодействия людей друг с другом.
Невозможно представить человека без общения, без него невозможно установление контакта между людьми. Именно в процессе общения ребёнок осваивает жизнь, приобретает социальный опыт. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются, включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия. В этом возрасте общение со сверстниками становится ведущей потребностью.
Часто наблюдается такая ситуация, что ребенок проявляет активность и общительность в семье, но становится тихим и нерешительным, когда оказывается среди других детей. На это влияют как личностные характеристики ребенка, так и особенности общения дошкольников со сверстниками. Общаться с взрослыми малышу привычно и комфортно. Взрослые проявляют заботу и во всем оказывают помощь. В обществе детей все на равных, и отношения выстраиваются по своим правилам.
Степень научной разработанности проблемы. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Цель исследования - выявить особенности общения дошкольников со сверстниками.
Объект исследования - общение дошкольников.
Предмет исследования - процесс общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи исследования:
- определить современные подходы к проблеме общения.
-дать характеристику развития общения со сверстниками у дошкольников.
- выявить формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте.
- проанализировать методы диагностики уровня развития общения детей.
- исследовать уровень сформированности навыков общения детей.
- разработать методические рекомендации по развитию навыков общения у дошкольников.
Методы исследования: Для изучения сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста была подобрана методика «Изучение общительности и коммуникативных умений и навыков» М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой.
Экспериментальная база: МБДОУ «Детский сад №69» г. Воронежа. В проведенном исследовании участвовало 20 воспитанников подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Современные подходы к проблеме общения
Процесс общения является непростым, многосторонним процессом установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностью в совместной деятельности. Понятие общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Именно под общением понимается взаимодействие двух или более субъектов, которое состоит в обмене между ними сообщениями, имеющими настоящий и эмоциональный аспекты. Оно основывается на реализации особенной потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует проявление радости.
Л. М. Шипицына отмечает, что общение является процессом установления, развития и завершения контакта, который характеризуется тремя сторонами: коммуникативной, социально-перцептивной и интерактивной [23, c 57].
Коммуникативная сторона в процессе общения заключается в обоюдном обмене информацией между партнёрами коммуникации, передаче и приёме знаний, идей, чувств, мнений. Универсальным средством эффективной коммуникации считается речь, при помощи которой не только лишь предаётся информация, но и исполняется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» - взаимодействие) содержится в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, которое позволяет общающимся реализовать для них некую общую деятельность.
Перцептивной (социально-перцептивной) стороной общения является процесс воспитания, познания и осмысливания людьми друг друга со следующим установлением на данной базе определённых межличностных отношений и означает, процесс восприятия социальных объектов.
Проблема общения относится к числу важных для ребенка сфер жизнедеятельности. Психологи сходятся в том, что общение оказывает огромное влияние на формировании личности.
Согласно мнению А. А. Бодалева, когда человек взаимодействует с другими людьми, он может сразу выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он узнает собственного партнера, определяет к нему свое отношение, влияет на него с целью решения какой-то определенной задачи. Прежде всего, он сам является объектом познания для того, с кем общается [2, c 108].
Другим принципиальным условием общения является наличие средств, при помощи которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная взаимосвязь. Средства социального и психологического общения довольно многообразны.
К средствам общения Е. О. Смирнова относит [19, c 70]:
- язык - система слов, выражений и правил;
- интонация, эмоциональная четкость, которая придает различное значение одной и той же фразе;
- мимика, поза, взгляд собеседника;
- жесты как общепризнанные или экспрессивные, которые служат для большей выразительности речи;
- расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных обычаев, от степени доверия к собеседнику.
Например, В. И. Фефелова отмечает, что общение с друзьями источник не только лишь появления новых интересов, но и развитие норм поведения. Это соединено с тем, что среди детей в процессе взросления появляются определенные требовании к дружеским отношениям: к чуткости, отзывчивости, умению сохранять тайну, воспринимать и сопереживать [21, c 34].
Общение является основной потребностью детей любого возраста. Потребность в общении с ровесниками, которых не способны заменить родители, появляется чрезвычайно рано, еще в детстве, и с возрастом увеличивается. Уже у дошкольников отсутствие общества ровесников негативно воздействует на развитии коммуникативных возможностей и самосознания.
Общение является не элементарно вниманием к другому человеку или показ отношения к нему, оно постоянно обладает своим содержанием, которое связывает общающихся людей. Это может быть совместная деятельность, которая направлена на приобретение и результата, или содержание беседы или обмен мнениями по поводу действия или элементарно ответная улыбка.
Ведь главное, чтобы сам предмет общения, его содержание были общими для людей, которые вступили в общение. Многие трудности в воспитании детей соединены как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не сходятся: взрослый говорит об одном - ребенок понимает другое и поэтому, пытается дать ему ответ ему в собственном понимании. И хотя внешне подобная беседа может быть чрезвычайно похожа на общение, в нем появляется не общность, а наоборот отчуждение и недопонимание.
Особенно велика роль общения с близкими взрослыми – это не лишь условие, которое помогает детям привычно жить, и расти, это основной источник, двигатель психического развития.
Существует большое количество теорий и классификаций, но главными, базовыми функциями общения являются: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2016. – 384 с.
2. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2016. – 328 с.
3. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. [Текст] : 3-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб. : Питер, 2018. – 272 с.
4. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – М. : «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. – 256 с.
5. Годовикова, Д. Б. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение [Текст] / Д. Б. Годовикова, Е. И. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: сб. ст. – Красноярск : КГУ, 2015. – С. 21-38
6. Горшкова, Е. Ю. Учите детей общаться [Текст] / Е. Ю. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2019. – №12. – С. 91-93
7. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в подготовительной группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2018.– 218 с.
8. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. − Киров, 2018. − 142 с.
9. Казаринова, Н. В. Межличностное общение: повседневные практики [Текст] / Н. В. Казаринова, В. С. Погольша. – СПб. : СпбГУ, 2020. – 298 с.
10. Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Косаткина. – Ярославль : Академия развития. 2017. – 237 с.
11. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2016. – 384 с.
12. Литвак, Р.А. Введение в социальную педагогику [Текст] /Р.А. Литвак.– Челябинск: ЧГПУ, 2018.– 186 с.
13. Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. В. Хайминова // Молодой ученый. – 2017. – №21. – С. 705-707.
14. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: [Текст] : пособие для воспитателя, 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : ГНОМ и Д, 2016. – 96 с.
15. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] : учебное пособие /А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 320 с.
16. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Л.И. Найн ; Под ред. Н. Л. Селивановой. Сост. Е.И. Соколова. – М.: Педагогика, 2019.– 350 с.
17. Поливанова, К. Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К. Н. Поливанова. – М. : Педагогика, 2019. – 284 с.
18. Репина Т.А. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / Общ ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М. : Педагогика, 2016. – 280 с.
19. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 158 с.
20. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е.. Влияние общения со взрослым на формирование у ребенка общей способности к обучению // Начальная школа.– 2016.– №2.–С.15-20
21. Фефелова, В. И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте [Текст] / В. И. Фефелова // Прикладная психология и психоанализ. – 2017. – №1. – С. 34-36.
22. Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения [Текст] / В. М. Целуйко.– М. :Владос, 2017. – 242 с.
23. Шипицына, Л. М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. – СПб. : Академия, 2018. – 380 с.