Фрагмент для ознакомления
2
В период рыночной трансформации всех экономических систем возникает множество проблем развития рынка, в том числе рынка образовательных услуг на региональном уровне. В этом контексте актуализируется необходимость теоретического осмысления и углубленного изучения процессов развития региональных рынков. Мезоэкономический подход позволяет и необходим для анализа региональных изменений рынка образовательных услуг с точки зрения его включения в воспроизводственную динамику локализованной территории.
Когда речь идет о процессах воспроизводства регионального рынка образовательных услуг, это означает, что в определенном мезоэкономическом контексте в системном взаимодействии должны воспроизводиться следующие социально-экономические условия (в том числе чисто региональные и местные), определяющие потребность в образовании, в определенном социально необходимом спектре образовательных услуг:
социально-экономические условия (в том числе чисто региональные и местные), определяющие потребность в образовании, в определенном социально необходимом спектре образовательных услуг;
регионально-локализованный совокупный спрос на образовательные услуги и соответствующее предложение, представленное системой различных типов образовательных учреждений - производителей образовательных услуг;
региональный рынок образовательных услуг как экономический институт, призванный обеспечить эффективную координацию и взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения в мезоэкономической системе .
Механизм формирования и функционирования рынка образовательных услуг в регионе представлен как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления образовательных услуг, сложившихся на данной территории.
В настоящее время в научном экономическом сообществе существует множество теорий и концепций функционирования региональных рынков, различия в которых свидетельствуют о многогранности и многомерности изучаемого явления. Каждая концепция характеризуется особым подходом к концепции регионального рынка. В институциональной концепции центральным является система экономических агентов сферы обращения, которая составляет сущность регионального рынка, и ее основная функция заключается в обеспечении экономических связей. В концепции геомаркетинга суть регионального рынка заключается в обеспечении сбыта товаров (услуг) и формировании нового спроса. Модель пространственного распределения товарных потоков рассматривает региональный рынок как систему каналов распределения товаров и исследует не только финансово-экономические, но и материально-технические аспекты движения товаров от производителя к потребителям. Все описанные теории и концепции развития региональных рынков сформировались в западной экономике ХХ века. Этот опыт может быть использован при изучении региональных рынков Российской Федерации .
Региональный рынок образовательных услуг обладает всеми теми особенностями, которые характерны для российского рынка образовательных услуг в целом, но, с другой стороны, он неизбежно имеет свою специфику в силу различного территориального развития; как отмечают А.Г.Дружинин и A.Ch .Ионов, территориальность, по-видимому, «пронизывает» все слои социально-экономической системы, представляется ее имманентным свойством и условием и предопределяет формирование рынка образовательных услуг на региональном уровне.
Влияние системы образования на уровень жизни граждан заключается в взаимосвязи показателей уровня жизни людей со степенью их образованности, которая определяет развитие личности, как социальное, так и профессиональное.
Трудно переоценить важность образования для жизни каждого человека. Образование, представляющее собой процесс получения новых знаний, навыков, умений и жизненного опыта, выступает неотъемлемой частью существования человека, определяя его успех. Независимо от желания человека, образование сопровождает его всю жизнь, влияя на формирование и развитие его личности, процесс социализации, уровень и качество жизни, продолжительность жизни .
Образование облегчает человеку процесс социализации в обществе, понимание его законов и укладов, формирует навыки установления контактов с другими индивидами. Теоретические и практические знания, полученные человеком, формируют личность и ее становление.
Между понятиями «качество образование» и «качество жизни» существует прямо пропорциональная зависимость. Повышение качества образования обеспечивает рост показателей в других сферах жизнедеятельности. Повышение образовательного уровня обеспечивает формирование принципиально иного отношения человека к своей жизни и карьере, что обусловлено стремлением человечества к повышению качества и уровня жизни. Фактически на достижение этой цели были направлены такие процессы, как индустриализация общество, предоставление различных свобод и прав, улучшение условий труда и жизни человека. В историческом смысле этих мер оказалось недостаточно.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. – 1993. – 18 декабря.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
1. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2020. – 186 с.
2. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2019. - № 4. – С. 15.
3. Аюшеева, А.О. Роль и значение системы образования в развитии экономики региона / А.Ю. Аюшеева, Н.Э. Хардаев, О.Д. Дагбаева, Е.С. Соктоева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2019. - № 4-1 (77). - С. 19-23.
4. Бадина, В.В. Система образования региона как объект управления / В.В. Бадина, М.В. Гаврилова, М.В. Гаврилова // В сборнике. Экономика и управление в контексте реиндустриализации: теория и практика. – Чебоксары, 2019. - С. 36–41.
5. Балыкин, Г.А. Тенденции развития управления системой регионального образования / Г.А. Балыкин, Ю.В. Федотова. - СПб.: Питер, 2020. - 224 с.
6. Беляев, А. Корпоративное многоступенчатое образование - современная концепция управления развитием человеческих ресурсов / А. Беляев, Л. Воробьева, О. Воробьева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2020. - № 9. – С. 15-17.
7. Беляков, С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Д. Куклин // Народное образование. – М.: ИЭ РАН, 2019. – 122 с.
8. Воробьева, Е.А. Развитие региональных образовательных систем как фактор инвестиционной привлекательности территорий / Е.А. Воробьева // Экономика и управление. - 2020. - № 7 (81). - С. 146-151.
9. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В. Воробьева. - М.: Академия, 2019. - 208 с.
10. Гаврилов, Е. Образование в регионах по новым правилам / Е. Гаврилов // эж-ЮРИСТ. - 2019. - № 33. – С. 10-12.
11. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2019. – №1. – С. 35 – 41.
12. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10.
13. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2019. - № 2. – С. 6-12.
14. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2019. - № 8. – С. 18-20.
15. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2019. – 136 с.
16. Дубовикова, Е.Ю. Место и роль системы образования в хозяйственном развитии региона / Е.Ю. Дубовикова // В сборнике: народный поиск модели хозяйственного развития России (к 250–летию вольного экономического общества России) материалы Международной научно–практической конференции. - 2019. - С. 64-68.
17. Зернова, И. Основные направления государственного регулирования образовательной деятельности / И. Зернова // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2019. - № 1. – С. 13-16.
18. Канашина, Г.А. Федеральные государственные образовательные стандарты как вектор обновления перехода на новые образовательные стандарты / Г.А. Канашина, Т.В. Деревянных // Сборник научно – методических статей. - Йошкар–Ола, 2019. – №1. – С. 13 – 20.
19. Кураков, А.Л. Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой образования / А.Л. Кураков // Вестник Чувашского Университета. – Чебоксары, 2020. – №1. – С. 93 – 96.
20. Мотова, Г.Н. Методология управления региональной системой образования. / Г.Н. Мотова, И.В. Гуськова. – Н. Новгород: НИМБ, 2019. – 352 с.
21. Мухаметзянова, Г.В. Образование: системный взгляд на проблему / Г.В. Мухаметзянова. – Казань: Идел–пресс, 2020. – 608 с.
22. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2020. – 280 с.
23. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2019. – 144 с.
24. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2019. – 83 с.
25. Пастухов, А.Л. Моделирование системы управления образованием в регионе / А.Л. Пастухов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2020. – № 3 (17). – С. 11–14.
26. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. – СПб.: Педагогическое общество России, 2019. – 448 с.
27. Растворцева, С.Н. Конкурентоспособность региона в условиях глобализации / С.Н. Растворцева, Н.А. Гринева. – Белгород.: Константа, 2019. – 187 с.
28. Скаткин, М.Н. Совершенствование системы управления / М.Н. Скаткин, Г.Ф. Гребенщиков. – М.: Колос, 2019. – 256 с.
29. Соболева, E.H. Экономический механизм использования проектного инвестирования в повышение конкурентоспособности образования / Е.Н. Соболева. – СПб.: ГАМАЮН, 2020. – 261 с.
30. Филиппов, В.М. Новая динамика развития образования в мире и российская школа / В.М. Филиппов. – М: ЭКСМО, 2019. – 168 с.
31. Юрченко, В.В. Экономические методы управления в сфере образования / В.В. Юрченко. – М.: Амипринт, 2020. – 156 с.
32. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
33. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф.