Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Прибыль представляет собой важнейший пока-затель финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. Именно данная эко-номическая категория дает представление об экономическом эффекте предприятия, а также стимулирует все виды его деятельности. Систематическое увеличение прибыли яв-ляется основной целью предприятия. Любой современной организации, в первую оче-редь, стоит обратить внимание на разработку мероприятий, направленных на увеличение выручки от продаж, так как данный фактор оказывает наибольшее влияние на сумму прибыли, которую можно исследовать по данным отчета о финансовых результатах. Со-блюдение всех предложенных рекомендаций поможет экономическим субъектам добить-ся повышения эффективности деятельности и извлечения максимальной прибыли от про-даж в будущем. Извлечение прибыли предприятий и организаций может осуществляться из любых ее источников. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолют-ную эффективность хозяйствования фирмы по всем направлениям ее деятельности: про-изводственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они состав-ляют основу экономического развития фирмы и укрепления ее финансовых отношений со всеми участниками предпринимательской деятельности. Таким образом, тема исследо-вания курсовой работы является актуальной.
Цель работы – оценка формирования и распределения прибыли предприятия и определение рекомендаций по ее улучшению.
Задачи работы:
- определить экономическую сущность прибыли;
- раскрыть существующие подходы к оценке формирования и распределения при-были предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- оценить динамику формирования и распределения прибыли предприятия;
- разработать направления улучшения формирования и распределения прибыли предприятия.
Объект исследования – прибыль АО «Авангард-Агро».
Предмет исследования – формирование и распределение прибыли предприятия.
Степень изученности темы. Изучению важнейших положений теории и практики формирования и использования прибыли посвящено большое количество трудов россий-ских и зарубежных ученых. Из зарубежных ученых можно отметить А. Смита, Д. Рикар-до, Д. Кларка, Ф. Найта, К. Маркса, В. Нордхауса, П. Самуэльсона, где рассматривалась экономическая сущность прибыли. Современными зарубежными учеными - Дж. К. Ван Хорном, Ю. Бригхэмом, Дж. Хьюстоном, П. Этриллом исследуются вопросы управления прибылью. Высокую значимость в решении целого ряда проблем, которые связаны с ана-лизом формирования и распределения прибыли, имеют работы отечественных ученых В.Я. Горфинкель, В.В. Ковалев, Л.Н. Кравченко, В.М. Максимова и др. [6, 8, 10, 20], в ко-торых раскрываются важнейшие основы анализа и управления формированием и распре-делением прибыли применительно к условиям функционирования отечественных пред-приятий.
Методы исследования: методы индукции и дедукции, метод анализа экономиче-ской литературы, методы сводки и группировки, метод факторного анализа и пр.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ,
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Прибыль предприятия: сущность, формирование, распределение и
использование
Прибыль является одной из основных категорий современной экономической науки. В реальной действительности прибыль является основной целью и одним из ос-новных показателей эффективности функционирования любой организации.
Это вызвано тем, что в качестве целевой функции организации в условиях рыноч-ных отношений выступает максимизация прибыли [12, с.343].
Понятие «прибыль» имеет разные значения с точки зрения организации, потреби-теля и государства. Но во всех случаях оно означает получение выго¬ды, дохода.
Прибыль обеспечивает конкурентоспособность организации. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим организацию от угрозы банкротства. За счет накопленной прибыли организация может быстро увеличить долю высоколик-видных активов, то есть восстановить платежеспособность, создать резервные фонды.
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ [1], объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, которая получена налогоплательщиком.
Прибылью согласно данному нормативному акту признаются:
- для российских организаций, которые не являются участниками консолиди-рованной группы налогоплательщиков, - суммы полученных доходов, уменьшенные на величину произведенных расходов;
- для иностранных организаций, которые осуществляют свою деятельность в РФ посредством постоянных представительств, - полученные через данные постоянные представительства суммы доходов, которые уменьшены на величину произведенных данными постоянными представительствами расходов;
- для иного рода иностранных организаций – суммы доходов, которые полу-чены от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются соглас-но ст. 309 НК РФ;
- для организаций - участников консолидированной группы налогоплатель-щиков - величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налого-плательщиков, которая приходится на данного участника и рассчитывается в порядке, определенном п. 1 ст. 278.1 и п. 6 ст. 288 НК РФ.
К. Маркс утверждал, что прибыль представляет собой не только «превращенную форму прибавочной стоимости», но вместе с тем и реализованную прибавочную стои-мость, которая прошла не только через стадию производства, но и через стадию обраще-ния [9, с.267].
Отечественный ученый Ковалев В.В. в собственных работах указывает, что согласно экономическому подходу, прибыль представляет собой прирост капитала собственников организации [8, с.359].
Максимова В.Ф. с точки зрения микроэкономики утверждает, что прибыль являет-ся разницей между суммой совокупной выручки и совокупными затратами, разницей между доходами и расходами [10, с.221].
Рассмотрев различные точки зрения, на наш взгляд, можно согласиться с тем, что финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли, а также достигнутым уровнем рентабельности.
Сегодня в экономике существует такая классификация прибыли [7, с.91].
Валовая прибыль отражает конечный финансовый результат деятельности субъекта экономики и является суммой прибыли от продажи товаров (работ, услуг), имущества и сальдо доходов и расходов от прочей деятельности.
Прибыль от продаж является разностью между суммой валового дохода за минусом сумм обязательных платежей и затрат на сбыт за определенный временной период. Прибыль до налогообложения – прибыль от продаж, скорректированная на прочие доходы и расходы субъекта экономики. Чистая прибыль субъекта хозяйствования - под ней понимается часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении компании после уплаты всех налогов в бюджет.
В зависимости от условий формирования прибыли различают и другие виды прибыли (рисунок 1.1).
Таким образом, был выполнен анализ подходов к определению финансовых ре-зультатов.
Механизм формирования и распределения финансовых результатов деятельности фирмы можно представить в виде следующей цепочки [17, с.28]. На первом этапе пред-приятие получает общую выручку за проданную продукцию (товары, работы, услуги), после чего рассчитывается разница между этой выручкой и постоянными платежами, представляющими собой часть фиксированных (переменных) издержек предприятия (та-ких как НДС, акцизы).
Рисунок 1.1 - Основные виды прибыли в зависимости от условий ее формирования [12, с.343]
Результат, полученный на основании данного расчета, называется «Выручкой-нетто». На втором этапе происходит формирование суммы валовой прибыли, при расчете которой учитываются постоянные издержки предприятия. Таким образом, из выручки-нетто вычитаются затраты на производство определенной продукции, то есть ее себесто-имость.
На третьем этапе формируется величина прибыли от продаж. Она рассчитывается как разность между валовой прибылью и всеми операционными расходами предприятия (затраты на рекламу, оплата труда управленческого персонала, непредвиденные расходы).
На четвертом этапе определяется сальдо прочих доходов и расходов предприятия, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Исходя из этого, к при-были от продаж прибавляется положительное или отрицательное число, характеризующее сальдо прочих доходов и расходов. Таким образом формируется балансовая прибыль фирмы. Наконец, на последнем этапе, происходит определение величины чистой прибы-ли. Для этого, к полученной ранее балансовой прибыли прибавляются суммы налоговых активов и вычитаются из нее имеющиеся налоговые обязательства.
Полученный показатель чистой прибыли характеризует конечный финансовый ре-зультат деятельности организации за рассматриваемый период.
Рассмотрев различные точки зрения, было определено, что финансовый результат определяется путем сопоставления доходов и расходов предприятия.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:
- выполняя оценочную функцию, прибыль выступает показателем, максимально полно оценивающим хозяйственную деятельность предприятия.
- выполняя стимулирующую функцию, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности деятельности компании.
- выполняя фискальную функцию, прибыль выступает источником формиро-вания бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.
Все выше изложенное позволяет отметить, что сегодня выделяют такие виды при-были:
- валовая прибыль (определяется как разница между выручкой и себестоимостью продаж предприятия);
- прибыль от продаж (иначе называют операционной прибылью) – прибыль от ос-новной деятельности, определяемая как разница между валовой прибылью и суммами коммерческих и управленческих расходов;
- прибыль до налогообложения (определяется как сумма прибыли от продаж и до-ходов от прочих видов деятельности за минусом расходов от данных видов деятельно-сти);
- чистая прибыль представляет собой разницу между прибылью до налогообложе-ния и налогом на прибыль.
Именно чистая прибыль в итоге будет являться для предприятия конечной целью, так как ее распределяют на выплату дохода учредителям (участникам) предприятия и на его развитие. Оставшаяся часть чистой прибыли предприятия, направляемая на его разви-тие, называется нераспределенной прибылью, именно она – источник финансового обес-печения деятельности предприятия в условиях рыночных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СЗ. - 2000. - №32. Ст. 3340.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СЗ. – 2011. - №50. Ст. 7344.
3. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» от 06.05.1999 №32н (ред. от 27.11.2020) // Эко-номика и жизнь. – 1994. - №24.
4. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» от 06.05.1999 №33н (ред. от 06.04.2015)// Эко-номика и жизнь. – 1999. - №24.
5. Авдеева, А.Е. Вариативность оценки финансовых результатов деятельности организации / А.Е. Авдеева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. - №5-10. – С.31-34.
6. Горфинкель, В.Я. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 296с.
7. Грибов, В.Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебное посо-бие / В.Д. Грибов. - М.: Академия, 2019. - 144с.
8. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 3-е изд. / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2017. - 1104с.
9. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - М.: Книга по требования, 2016. - 636с.
10. Микроэкономика: учебник / под ред. В.Ф. Максимовой. - М.: Юрайт, 2017. - 325с.
11. Найденова, Р.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Р.И. Найде-нова, А.Ф. Виноходова, А.И. Найденов. – М.: КноРус, 2017. - 208с.
12. Алиева, Н.М. Содержание, задачи и источники информации анализа финан-совых результатов / Н.М. Алиева // Вопросы устойчивого развития общества. - 2020. - №2. - С.343-345.
13. Белкина, В.В. Анализ рентабельности и деловой активности организации / В.В. Белкина, С.В. Кулигина, Е.А. Нефедова // Экономика и социум. - 2020. - №1. - С.1067-1072.
14. Бубновская, Т.В. Развитие аналитического инструментария оценки и про-гнозирования финансового состояния предприятия / Т.В. Бубновская, Е.Ф. Ким // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9. - №1. - С.92-96.
15. Гоник, Г.Г. Рентабельность и пути ее повышения / Г.Г. Гоник, Р.Н. Дарен-ский // Colloquium-journal. - 2020. - №13-5. - С.14-18.
16. Дорошенко, М.Н. Методика факторного анализа прибыли (убытка) от про-даж предприятия / М.Н. Дорошенко // Финансовая экономика. – 2020. - №6. – С.260-263.
17. Дударева, А.Б. Мониторинг факторов, влияющие на повышение уровня рентабельности / А.Б. Дударева // Вестник сельского развития и социальной политики. - 2018. - №1. - С.26-29.
18. Завгородняя, И.В. Оценка эффективности финансово-хозяйственной дея-тельности организации и пути ее улучшения / И.В. Завгородняя, Ю.А. Орлова, Р.Е. Гав-рилов, О.В. Тахумова // Экономика и предпринимательство. - 2020. - №7. - С.933-939.
19. Ивахненко, К.В. Анализ финансовых результатов деятельности предприя-тия / К.В. Ивахненко // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - №4. - С.297-301.
20. Кравченко, Л.Н. Анализ финансовых результатов деятельности организации как важнейший элемент ее финансовой политики / Л.Н. Кравченко // Белгородский эко-номический вестник. - 2020. - №2. - С.191-196.
21. Критина, Е.Д. Методологические подходы к определению и анализу финан-совых результатов деятельности коммерческого предприятия / Е.Д. Критина, М.Ю. Гра-нина // Современные экономические и информационные технологии. - 2020. - №1. - С.31-36.
22. Курочкина, С.Д. Бухгалтерский учет, аудит и анализ финансовых результа-тов деятельности организации / С.Д. Курочкина // Наука через призму времени. - 2020. - №5. - С.84-86.
23. Лукьянченко, А.В. Методы оценки рентабельности предприятия / А.В. Лу-кьянченко, М.А. Игнатова, Д.С. Павлов // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. - №5. – С.364-368.
24. Маркова, Г.И. Факторный анализ прибыли от продаж (на примере ООО «Тыва-Розница» / Г.И. Маркова // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE: сборник ста-тей XVIII Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С.31-33.
25. Новикова, Н.Е. Отчет о финансовых результатах как информационная ос-нова принятия управленческих решений / Н.Е. Новикова, В.А. Новиков // Бухучет в строительных организациях. - 2020. - №6. - С.16-22.
26. Пайтаева, К.Т. Использование отчета о финансовых результатах для прове-дения финансового анализа / К.Т. Пайтаева, А.С. Шахидов // Экономика и бизнеса: теория и практика. – 2020. - №12-2. – С.187-191
27. Прудников, Д.А. Исследование методов управления процессами формиро-вания и распределения прибыли / Д.А. Прудников // Студенческий вестник. – 2021. - №3-4. – С.72-76.
28. Романовская, Е.В. Анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия / Е.В. Романовская, Е.А. Семахин, А.В. Захарова, Е.Д. Закунова // Московский экономиче-ский журнал. - 2020. - №5. - С.69-72.
29. Сергеева, И.И. Статистика: Учебник / И.И. Сергеева, Т.А. Чекулина, С.А. Тимофеева. – М.: Форум, 2021. – 304с.
30. Сигнатуллина, Л.Б. Финансовая диагностика деятельности экономического субъекта / Л.Б. Сигнатуллина, Ю.И. Чупова // Бухгалтерский учет в бюджетных и неком-мерческих организациях. - 2020. - №6. - С.16-22.
31. Умавова, М.Ю. Вопросы анализа финансовых результатов организации / М.Ю. Умавова, Ж.Б. Рабаданова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - №5. - С.620-623.
32. Хоружий, Л.И. Формирование прибыли от продаж в прогнозном отчете о финансовых результатах / Л.И. Хоружий, Н.Ю. Трясцина // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2020. - №3. – С.18-28.
33. Шустова, Ю.Н. Совершенствование методики анализа финансовых резуль-татов / Ю.Н. Шустова // Студенческий вестник. 2020. №18-7. С.49-51.
34. Щербакова, Н.Ф. Особенности анализа финансовых результатов коммерче-ской организации на современном этапе / Н.Ф. Щербакова, А.В. Кудряшова // Современ-ная экономика: проблемы и решения. 2020. №3. С.132-142.