Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одна из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского общества - включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется множеством обстоятельств, сложившихся в современной России.
Число детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, умственными и сенсорными нарушениями среди населения страны увеличивается. Если в 1995 году количество детей-инвалидов в России составляло 453,7 тысячи человек, то в 2006 году оно увеличилось до 650 тысяч человек, что составляет 1,8% детского населения.
Ежегодно в России рождается 50 тысяч детей, признанных инвалидами с детства. Это свидетельствует о том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в российском обществе усилились неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая ситуация, увеличивается травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин детородного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги,
Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья - важнейшая социально-экономическая и политическая задача всех общественных и государственных структур.
В современном российском обществе наблюдается не только неуклонное сокращение численности здорового населения, но и тенденция к ухудшению его качественного состава в условиях роста инвалидности среди детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением развитие страны экономическая В этом смысле решение основных социальных проблем детей с ограниченными возможностями, включая их образование, трудоустройство и реабилитацию, существенно изменит не только положение данной группы в обществе, построит определенный уровень социокультурной толерантности по отношению к ним, но и стабилизирует страну. трудовые ресурсы.
Современное российское законодательство, которое создает определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, соответствует общепризнанным международным стандартам и носит гуманистический характер.
В России создается и действует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социального обеспечения для семьи и ребенка с ограниченными возможностями, школ спортивной адаптации для людей с ограниченными возможностями и др. Однако существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями не позволяет эффективно решать их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.
Для повышения эффективности решения социальных проблем детей с ограниченными возможностями необходимо пересмотреть подходы к феномену детской инвалидности, исходя из ситуации в регионах, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, типов инвалидности и др. факторы.
В настоящее время накоплен очень богатый опыт изучения детской инвалидности во многих областях научных знаний. Особое внимание уделяется анализу причин детской инвалидности, изучению проблем социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов к условиям общества.
Основные направления социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями отражены в работах Н.В. Шапкиной, Е.К. Наберушкиной, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевская, Т. Малеева, С. Васина.
Проблемы доступности мер по охране здоровья и реабилитации детей-инвалидов рассмотрены в работах Волковой М.Б., Кузнецова Н.И., Ж.А. Никулина, М.М. Гладкова, О.Н. Аршан.
Цель исследования: анализ особенностей работы социального работника с детьми-инвалидами
Объект исследования: деятельность социального работника
Объект исследования: особенности работы социального работника с детьми-инвалидами
Исходя из цели, объекта, объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать ребенка-инвалида как объект деятельности социального работника;
- изучить формы и методы действий социального работника с детьми-инвалидами;
- Выявить особенности деятельности социального работника с детьми-инвалидами.
База и исследования республиканского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Светлый».
Структура курса состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального работника с детьми-инвалидами.
1.1.Дети с ограниченными возможностями как объект деятельности социального работника
Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалидом считается любое лицо, которое не может самостоятельно, полностью или частично удовлетворить потребности нормальной личной и (или) общественной жизни из-за отсутствия, либо врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных способностей. [Декларация прав инвалидов. Принят и провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 12.09.1975. // Народное образование. - 1993. - №5].
В Рекомендациях 1185 по реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы от 5 мая. 1992 год... Инвалидность определяется как ограничение возможностей из-за физических, психологических, сенсорных, социальных, культурных, правовых и других барьеров, которые не позволяют человеку с инвалидностью интегрироваться в общество и участвовать в семейной или общественной жизни по тем же причинам, что и и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым потребностям людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли жить независимой жизнью[1].
Согласно Конвенции о правах инвалидов, инвалиды - это люди со стойкими физическими, умственными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые, взаимодействуя с различными препятствиями, могут препятствовать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. . [Конвенция о правах инвалидов. Принят и провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007 г. // Наша жизнь. - 2007. - №4].
Российское законодательство определяет инвалида как человека, имеющего заболевание со стойким нарушением функций организма, вызванное заболеваниями, последствиями травм или дефектов, которые приводят к ограничению жизни и нуждаются в их социальной защите. Согласно этому законодательству, ребенок-инвалид считается лицом, признанным инвалидом, если ему не исполнилось 18 лет. [Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181].
Таким образом, в категорию детей с ограниченными возможностями входят дети со значительными отклонениями, ведущими к социальной дезадаптации из-за нарушения роста и развития ребенка, способности самообслуживания, движения, ориентации, контроля над своим поведением, обучения, общения, будущей работы.
Здоровье детей в России катастрофически ухудшается. Росстат предоставляет крайне тревожную статистику по детской инвалидности. Следующая таблица посвящена этому просто «чтобы начать кричать» (см. Приложение). Комментируя убийственные цифры, Росстат отмечает: отовсюду в санаториях и интернатах для престарелых и инвалидов, начиная сгод 1990., дети составляли от 26 до 28-32%, то есть в среднем треть всех мест. К этой информации вы можете добавить другие[3]:
в 2020 году в дошкольных учреждениях находились дети с нарушением слуха - 5,1 тыс. человек, с нарушением речи (с потерей слуха) - 266,1 тыс. человек, с нарушением зрения - 36,7 тыс. человек, с ограниченными интеллектуальными возможностями - 12,3 тыс. человек, с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 35,7 тыс. Человек, с отравлением туберкулезом - 48,4 тыс. Человек.
В дневных общеобразовательных школах обучались дети с ограниченными возможностями: в 2019/2020 учебном году - 278 тыс. Человек, в 2020/2021 учебном году - 467 тыс. Человек. По оперативным данным Минздрава РФ, общая заболеваемость детей до 14 лет с 2016 по 2020 год увеличилась на 14,5%.
У подростков в возрасте от 15 до 17 лет общая заболеваемость увеличилась на 27,9 за тот же период. % Естественно, это приводит к тому, что количество детей-инвалидов в стране непрерывно растет. Если в 2019 году на
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 223 с.
2. Басов, Н. Ф. История социальной педагогики : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с.
3.Бегидов, М. В. Социальная защита инвалидов : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 98 с.
4.Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с
5.Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.
6. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 288 с.
7.Технология социальной работы с семьей и детьми : учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа [и др.] ; под ред. Е. Н. Приступы. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 465 с.
8.Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 488 с.
9.Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы : учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.
10.Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи : учеб. пособие для СПО / Н. А. Коноплева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 254 с.
11.Менеджмент в социальной работе : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; отв. ред. Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 319 с.
12.Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.
13.Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы : учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
14.Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с.
15.Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики : монография / М. В. Певная ; под науч. ред. Г. Е. Зборовского. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та. — 433 с.
16.Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учеб. пособие для СПО / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 400 с.
17. Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с.
18.Сережко, Т. А. Психология социально-правовой деятельности : учебник и практикум для СПО / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 282 с.
19.Сачкова, М. Е. Психология среднестатусного учащегося : монография / М. Е. Сачкова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с.
20. Солодянкина, О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учебник и практикум для СПО / О. В. Солодянкина. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.
21.Сущинская, М. Д. Социальная экспертиза : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Сущинская, Т. В. Власова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 153 с.
22. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с