Фрагмент для ознакомления
2
Не менее характерным симптомом зависимости и наиболее препятствующим ее лечению является феномен отрицания. Отрицание как форма психологической защиты есть выражение анозогнозии – нежелания или неспособности зависимого распознать у себя болезнь, критически оценивать свое состояние. Больной отрицает как свое пагубное пристрастие, так и вытекающие из него негативные последствия. В психическом состоянии зависимого этот признак выступает настолько отчетливо, что алкоголизм часто называют болезнью отрицания.
Зависимый всегда найдет пример человека, чье положение хуже, чем его собственное: «Я не алкоголик. Вот Вася – алкоголик и тунеядец, а я работаю, приношу в дом деньги».
У наркоманов существует аналогичная система отрицания, развившаяся в самостоятельную субкультуру, навязывающую каноны поведения, в том числе, и употребление наркотиков. Эта система отрицания базируется на определенном наборе мифов, например: «все рок-музыканты и большинство людей искусства используют спиртное или наркотики для стимуляции творчества» или «наркотики вырабатываются самим организмом, а значит, для человека они естественны».
Подобные мифы зачастую повторяются профанами и распространяются СМИ, и таким образом формируют заблуждения и закрепляются в сознании масс («алкоголь снижает радиацию», «наркотики расширяют сознание» и прочие). Подобных мифов существует множество, алкоголики и наркоманы ими успешно пользуются, чтобы сохранить за собой моральное право употреблять ПАВ. Зависимому человеку крайне сложно признать себя больным, поскольку это означает необходимость отказа от вещества и кардинального изменения всего образа жизни.
Согласно международной классификации болезней специалист может поставить диагноз «наркомания» или «алкоголизм» при наличии трех и более симптомов, проявляющихся у человека несколько раз в течение года или постоянно в течение месяца:
• сильная потребность в психоактивном веществе, которую трудно перебороть;
• потеря контроля над количеством употребляемого вещества, безуспешные попытки сократить его или контролировать прием;
• состояние абстинентного синдрома, при котором ПАВ принимаются ради облегчения или предупреждения страданий в результате отмены;
• рост толерантности к воздействию ПАВ, потребность в постоянном увеличении дозы для достижения желаемого эффекта воздействия;
• прогрессирующая поглощенность употреблением, охваченность сознания предметом зависимости, полное игнорирование всех иных действий, реализация которых прежде доставляла удовольствие;
• сужение круга лиц, с которыми употребляется алкоголь или наркотик, употребление со случайными людьми и в одиночку;
• продолжение употребления ПАВ, невзирая на явные проявления негативных последствий.
Важно понимать, что все указанные проявления зависимости от психоактивных веществ следует лечить в совокупности, и помнить, что пребывание в заблуждении относительно истинной природы заболевания может дорого обойтись и самой жертве болезни, и всем ее близким.
1.2 Индивидуально-психологические факторы зависимости от ПАВ в подростковом возрасте
Среди причин, отвечающих за формирование зависимого поведения в подростковом возрасте, существуют 3 ключевые группы факторов - физиологический, социальный и психологический. Многие эксперты, чтобы быть столь же важными в этом отношении, включают и духовный фактор.
С точки зрения физиологии человека за возникновение зависимости от психоактивных веществ отвечает деятельность его мозга, поэтому для борьбы с этим заболеванием необходимо использовать различные методы воздействия на мозг медицинского характера.
Сегодня есть все основания предполагать, что существует генетическая расположенность к зависимости от психоактивных веществ, что эта болезнь наследуется. Данная гипотеза пока полностью не подтверждена исследованиями, однако доказано, что в семьях алкоголиков и наркоманов вероятность того, что дети станут зависимыми, достаточно высока.
Несмотря на то, что дети, растущие в таких семьях, имеют пере своими глазами наглядные примеры губительного воздействия ПАВ, многие из них начинают употреблять и сами. Их зависимость предопределяет нарушение нейрохимического баланса в головном мозге, вследствие которого они утрачивают способность чувствовать себя полноценными без применения того или иного психоактивного вещества для поддержания этого баланса. Человек с такой предрасположенностью не обязательно становится алкоголиком или наркоманом, но то, что он находится в группе риска – неоспоримый факт.
Роль социальных факторов в формировании зависимости в подростковом возрасте специалисты видят в существующей дисгармонии общественных отношений, как между государством и гражданином, так и между членами общества, между родителями и детьми. Сторонниками этой позиции ответственность за возникновение проблемы обычно возлагается на неправильную политику правительства, экономические потрясения и прочие аналогичные внешние факторы.
Социальный фактор, как и прочие, не является преобладающим, хотя его влияние на формирование зависимости не подлежит сомнению. Человек по своей природе существо социальное, и его поведение, так или иначе, обуславливается влиянием общества. Это страна, город, в котором мы родились и живем, это семья, друзья, коллеги, круг общения, уровень культуры.
Довольно распространенным среди населения является убеждение, что именно эти обстоятельства играют определяющую роль в формировании пристрастия: «попал в дурную компанию и стал наркоманом» и т.д. Однако при этом не принимается во внимание тот факт, что не компания выбирает человека, а наоборот. Выбирая круг своего общения, человек приходит в ту среду, которая для него наиболее комфортна, в которой ему легче реализовать свои устремления и потребности. Вместе с тем, среда, в которой человек растет, развивается и воспитывается, безусловно, влияет на его самосознание, формирует его привычки и мировоззрение, способы коммуникаций, варианты разрешения проблем, проведения досуга и многое другое.
Психологи считают, что главные причины формирования аддиктивного поведения кроются в личностных особенностях человека. Психологический фактор – это испытываемые человеком чувства страха, стыда, боли существования, те или иные сложные и болезненные жизненные ситуации,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асланова Л. М. Девиантное поведение подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами / Сб. "Проблемы контроля наркотических средств и профилактики наркоманий" Машанцева Н.В. (ред. Э.А. Бабаян) // М. - 1999. – 290 с.
2. Бабаян Э. А., Гонпольский М. Х. Наркология. – М.: Медицина, 2001. - 190с.
3. Белогуров С. Б. Наркотики и наркомания. - СПб.: Университетская книга, 2002. - 160с.
4. Березин С. В., Лисецкий К. С., Назаров Е.Н. Психология наркотической зависимости и созависимости: монография. – М.: МПА, 2001. – 213с.
5. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В. А: Наркомании у подростков. Киев: Здоровье, 2003. – 176 с.
6. Вторичная и третичная профилактика наркомании. Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР). - М., 2000. – 250 С.
7. Гурвич И. Н. выводы и рекомендации для программ первичной профилактики. - SPb, 2000. -175 с.
8. Гулдан В. В., Романова О. Л. Подросток-наркоман и его окружение / / Вопросы психологии. 1998, №2. – 130 C.
9. Замечания к городской программе "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге" среди молодежи и подростков на 1999-2001. - SPb, 2000. -243 с.
10. Концептуальная программа профилактики наркомании в высшем образовании. Перевод на русский язык Е. И. Готлиба. - По результатам работы международного волонтерского лагеря ВСУ-38 "Молодежь против наркотиков", проходившего в Уральском государственном университете путей сообщения, Екатеринбург, 17-31 августа 2000 года. -194 с.
11. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утверждённая Приказом МЗ РФ от 28.02. 2000 № 619. -183с.
12. Концепция профилактической антинаркотической помощи / Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш, А.М. Басов, Л.Н. Котельникова, под рук. Г.Н. Тростнецкой. Разработана МО РФ при поддержке МЗ РФ. - М., 2000. -289с.
13. Левицкий К.Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательных учреждениях. - Самара, 2000. -130с.
14. Леонова Л.Г., Бочкарева, Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998. - 79с.
15. Латышев, Г.В., Бережная, М.А. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. - М.: Медицина, 1999. -158с.
16. Мир без наркотиков. Методические рекомендации для педагогов, психологов, организаторов профилактических мероприятий. - Томск, 2000. -129с.
17. Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход. - Балашов, Изд-во БГПИ, 2001. – 196с.
18. Наркология. Пер. с англ. - М.; СПб.: "Издательство Бином" - "Невский диалект", 1998. -174с.
19. Научно-методические основы профилактики наркомании в семье. / Под. ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, Москва, Изд-во РАО. – 2000. -203с.
20. Носачев Г.Н. Направления, виды, методы и техники психотерапии. – Самара: "Парус", 1998. -242с.
21. Надеждин А.В., Иванов А.И. и др. Профилактика потребления токсических и наркотических веществ несовершеннолетними в учреждениях образования: Пособие для врачей психиатров-наркологов. - М.: МЗ РФ НИИ наркологии, 1998. - 118с.
22. Надеждин А.В. Осторожно: наркотики! Советы родителям. - М.: НИИ наркологии МЗ РФ, 1998. - 114с.
23. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков / Пер. с англ. - СПб, 2000. -186 с.
24. Паюшина М.Н. Проявление психологических особенностей личности юношества в результате длительности употребления наркотических веществ // Социальная политика и социология. - 2006. - № 3. – 177 с.
25. Паюшина М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профилактике антинаркотической зависимости подростков. – М.: Крипто-логос, 2006. – 146 с.
26. Работа с детьми группы риска: Методическое пособие для социальной службы "Ребёнок на улице". - М.: Российский Благотворительный Фонд "Нет алкоголизму и наркомании" ("НАН"), 1999. – 192 с.
27. Сергеев А. Н., Целинский Б. П. рекомендации учителям, родителям и сотрудникам правоохранительных органов о профилактической работе по профилактике распространения и злоупотребления наркотиками в молодежной и подростковой среде. - М., 2000. – 180 с.
28. Создание системы профилактики злоупотребления наркотиками. Краткое описание проекта. - Тольятти: общественная организация "родители против наркотиков", 2000. – 302 с.
29. Сирота Н.А. Элтонский В. М., Л. И. Баушева, Хайлин И. И., Петунс О. В., Корецкий И. А. проект "Первичная профилактика употребления веществ в школьной среде". - М., 2000. – 239 с.
30. Соболев В. А., Белоусов Ю. Л., Подгорный И. А. Первичная профилактика: методическая и организационная поддержка. - Харьков: Финарт, 2002. – 180 с.
31. Саблина В. Медиация студентов в составе психопрофилактики в образовательной среде. - SPb, 2000. Руководство для семей наркоманов и злоупотребляющих психотропными веществами. Nar-Anon, 1971 / Ed. с английского. - SPb, 2000. -163с.
32. Программа для профилактики наркомании/М. А. Вэлычна. -М., 2003.