Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Защита государственной границы является одним из основополагающих направлений государственной политики. Издавна между соседними местностями образовывались определенного рода атрибуты и признаки, указывающие на разграничение соседних государств.
Актуальность темы работы определяется необходимостью поддержание государственного суверенитета, включающего в себя охрану государственной границы Российской Федерации. Российским законодательством закреплено определение государственной границы, так согласно статье первой ФЗ «О государственной границе РФ» государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. В настоящее время, это является важной государственной функцией, целью которой выступает поддержание работоспособности государственного аппарата и жизнедеятельности граждан, а также гарантия их прав, охраняемых внутренними нормативно-правовыми актами. Так согласно Конституции РФ, носителем суверенитета и источником власти в России является ее многонациональный народ, территория же государства, очерченная государственными границами, служит в качестве материальной базы существования этого народа.
Таким образом, при регулировании порядка пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории страны, первостепенным критерием выступают права граждан, которые проживают в этом государстве. Для этого правительство принимает специальные законодательные акты, которые регламентируют порядок нахождения иностранцев в стране, а также создаются контрольные государственные органы, в обязанности которых входит деятельность по осуществлению контроля и учета данных лиц, как на момент пересечения границы России, так и во время их пребывания. Однако при этом учитываются обязательства международных соглашений и договоров РФ.
Целью работы является более подробное рассмотрение порядка административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации: общая характеристика составов правонарушений.
Задачи:
изучить правовые тенденции, связанные с обеспечением режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
представить общую характеристику элементов составов административных правонарушений в области пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
раскрыть меры принуждения, применяемые в вязи с обеспечением режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
выявить особенности производства по делам об административных правонарушениях в области пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области организации нормального порядка осуществления государственного контроля по защите государственной границы от незаконного пересечения государственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также их незаконное пребывание на территории РФ.
Предметом исследования выступают нормы российского права, закрепляющие порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и в случае нарушения российского законодательства привлечение их к административной ответственности.
База научного исследования представляет собой нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов, подзаконных актов, а также научных статей и иных исследований по теме исследуемой работы.
Методы исследования, которые применялись при осуществлении исследования, могут быть подразделена на обще- и частно-научные.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Глава 1. Особенности квалификации административных правонарушений в области пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
1.1. Правовые тенденции, связанные с обеспечением режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
На основании внутреннего законодательства государства в процессе осуществления политической деятельности формируются общественные отношения путем взаимодействия различных категорий граждан иностранных государств в соотношении с предоставленными им правами и обязанностями. Общность указанных прав и обязанностей подразумевают под собой правовой статус лица. Для данного анализа подходит высказывание Лукашевой Е.А. «правовой статус человека и гражданина характеризует себя в основном как совокупность прав и обязанностей, закрепленная государством на законодательном уровне в Конституции и иных нормативно-правовых актах».
Основным фактором, являющимся при определении объема правового статуса лица, выступает наличие или отсутствие гражданства. Гражданство дает право поделить субъектов, находящихся на территории государства на категории такие как, граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. При указании первого вида, гражданин, то это лицо, которое наделено всей полнотой прав и обязанностей своего государства, предусмотренные Конституцией и иными внутренними законодательными актами, два иных вида, иностранные граждане и лица без гражданства, имеют отличия в своих правах и обязанностях, так как имеют подданство иностранного государства. В целях темы исследования именно данная категория представляет интерес.
Однако согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации , основным принципом, который определяет правовой статус граждан, не имеющих гражданской принадлежности к РФ является равенство, раскрывающий, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами государства несут права и обязанности, предусмотренные российским законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами и нормативно правовыми актами РФ.
Предусмотренные на правовом уровне определения терминов «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» закреплены в ст.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» , в соответствии с которым «иностранный гражданин, это физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и имеет доказательство наличия гражданства или подданства иностранного государства», и «лицо без гражданства, это физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и не имеет доказательств наличия гражданства или подданства иностранного государства».
В процессе проведения анализа ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в части 2 статьи 2 заметно, что термин иностранный гражданин содержит в себе и понятие «лицо без гражданства», однако имеются исключения, которые предусмотрены на уровне федерального законодательства. Лицу без гражданства может быть установлен специальный порядок, который существенно отличается от порядка, предусмотренного для подданных иностранного государства. В итоге видно, что рассматриваемые лица наделены общим единым правовым режимом, однако в случаях, если это различие прямо не указано в законодательстве. Идентичное обозначение устанавливается в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. Статья 1 Декларации устанавливает определение, «иностранец», учитывая положения самой Декларации, и подразумевает лицо, которое не имеет гражданской принадлежности к государству, в котором находится. Учитывая мнение ученного Кутафина О.Е., мы можем наблюдать, что наличие гражданства или подданства определенного государства является для лица естественным признаком, и при этом состояние лица без гражданства, то обстоятельство, что лицо не имеет никакой гражданской принадлежности представляется исключительной редкостью.
Исследованный нормативный и научный материал показал, что понятие иностранный гражданин и апатрид, на уровне определения их конституционно-правового статуса, имеют существенное разграничение, что является основой юридических понятий данных терминов. При этом выявленный подытог не применяется в случаях определения административного правового статуса указанной категории лиц, которые на данные момент пребывают на территории Российской Федерации. Первым признаком выступают нормы международного права, которые гарантируют права и свободы гражданам стран, входящих в Европейский Союз и находящиеся под их юрисдикцией. Главным является то, что данные права даются всем субъектам не зависимо от наличия или же отсутствия у них определенной гражданской принадлежности. Вторым признаком выступает, что законодательная база Российской Федерации, при определении правового статуса апатридов и граждан иностранного государства во многих случаях интегрирует их в один термин – иностранный гражданин. Одним из ярких примеров российского законодательства является ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» ч. 2 ст.2 раскрывает: «Понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан» .
1.2. Общая характеристика элементов составов административных правонарушений в области пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
Любое государство обретает свои права и суверенитет с момента появления такого признака государства, как наличие собственной территории, что подразумевает наличие четко установленных границ самого государства. Так и Россия в процессе становления своей государственности обрела становление государственных границ. Каждое страна, без исключения, начинает осуществление охраны своих территорий и общества, непосредственно с безопасности границ своих территорий. В настоящее время протяженность государственной границы Российской Федерации на суше и по воде составляет, примерно, 58.000 километров. Значительную часть данного расстояния создают границы ранее существовавшего государства СССР, также в эту протяженность границы входят и новые, образовавшиеся самостоятельные страны после распада СССР.
На государственной границе можно выделить два основных направления деятельности, это непосредственно обеспечение безопасности страны и формирование первоначальной ступени осуществления контактов с иностранными государствами, что далее приводит к развитию взаимовыгодных международных отношений. Работа по охране границы государства образует важную систему защищенности разных направлений деятельности государства, таких как политическая, экономическая и конечно, национальная безопасность Российской Федерации. Продуктивность подобного рода деятельности напрямую связана с качественным использованием юридических норм, созданием качественного режима охраны, в целях которого производится финансирование необходимым количеством средств, формирование служб специального назначения, например, пограничной, таможенной и других государственных контрольных органов, которые могут осуществлять совместную деятельность путем
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. - № 256.
3. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-I // Российская газета, 04.05.1993, № 84.
4.
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - ст. 3032.
6. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
7. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета. – 1993. - № 159.
8. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 30. - ст. 3285.
9. Агапов, А. Б. Административное право / А.Б. Агапов. - М.: Юрайт, 2019. - 287 c.
10. Административная ответственность. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2020. - 232 c.
11. Административная ответственность. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 248 c.
12. Административное право Российской Федерации. Практикум. Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2020. - 256 c.
13. Административное право. Краткий курс. - М.: Окей-книга, 2020. - 156 c.
14. Административное право: учебно–методический комплекс / Т. В. Телятицкая, А. П. Куракова. – Минск: Издательство МИУ, 2019. – 300 с.
15. Административное право: учебник / Э. Г. Липатов и др. – М.: Дашков и К°, 2018. – 452 с.
16. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. – М.: Юристъ, 2020. – 456 с.
17. Административное право в схемах: Учеб. пособие для вузов / В. В. Власенков, Б. В. Российский, Н. Д. Эриашвили и др.; Под ред. А. М. Никитина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА – Закон и право, 2018. – 345 с.
18. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: Норма: Инфра–М, 2018. – 575 с.
19. Административное право: учебник / А. М. Волков, А. С. Дугенец. – М.: Форум: Инфра–М, 2019. – 287 с.
20. Административное право: учебник / Л. В. Акопов, М. Б. Смоленский. – М.: Дашков и Кº: Академцентр, 2018. – 351 с.
21. Административное право: лекции / А. Н. Бабай, А. Г. Пархоменко. – М.: Издательство МПСУ. – Воронеж: МОДЭК, 2019. – 455 с.
22. Административное право: учебник / Л. М. Рябцев и др. – М.: Амалфея, 2018. – 414 с.
23. Административное право и процесс: практикум / Г. А. Василевич, С. М. Забелов, Д. Е. Тагунов. – М.: Право и экономика, 2018. – 230 с.
24. Алехин, А. П. Административное право России / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Дрофа, 2018. - 242 c.
25. Андреева, Е. М. Административое право / Е.М. Андреева, Е.И. Сидоров. - М.: МГОУ, 2018. - 390 c.
26. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / Н. М. Конин. – М.: Проспект, 2019. – 256 с.
27. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах / Н.М. Конин. - М.: Проспект, 2019. - 256 c.
28. Конин, Н. М. Административное право. Учебник / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. - М.: Юрайт, 2018. - 576 c.
29. Копытов, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – М.: Юрайт, 2018. – 645 с.
30. Краснов, А.С. Административная ответственность. Учебно-методический комплекс. Сборник административно-процессуальных документов / А.С. Краснов. - М.: Проспект, 2019. - 651 c.
31. Макарейко, Н.В. Административное право. Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2020. - 336 c.
32. Миронов, А. Н. Административное право / А.Н. Миронов. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 320 c.
33. Четвериков, В. С. Административное право / В.С. Четвериков. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 400 c.