Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человек, который встречает соискателей в отделе кадров, выискивает подходящих для предприятия работников, приглашает их на собеседова-ния. Он четко разбирается в том, кто именно нужен организации для про-цветания и хорошей работы.
Именно HR (Human Rersource) Manager, что в переводе означает «управленец человеческими ресурсами», тестирует потенциального работ-ника, проверяет его действительные навыки согласно резюме.
Характеристика профессии — чем занимается обязанности и задачи
Работа менеджера по подбору кадров важна, ведь в его руках глав-ный ресурс успешного бизнеса — работники. В чем заключается работа HR-менеджера?
Должность предполагает выполнение следующих задач:
подбор сотрудников;
документооборот;
работа с кадрами организации.
Главная цель деятельности кадрового специалиста — создание опти-мального состава и поддержание рабочей атмосферы в коллективе.
В небольших организациях достаточно работы одного менеджера, а крупные фирмы создают отделы кадров, в которых трудятся несколько специалистов.
Функциональные обязанности каждого менеджера ограничиваются четко поставленной задачей (например, подбор кадров или профессио-нальная подготовка сотрудников).
Какими качествами и навыками должен обладать менеджер по пер-соналу
Тем, кто хочет стать специалистом по управлению, важно обладать рядом личных качеств, без которых вряд ли возможно построить карьеру:
проницательность;
организованность;
коммуникабельность;
умение слушать и слышать;
хорошо развитая интуиция (умение «читать» людей);
уверенность в себе, авторитетность.
Также важна грамотная речь, приятная внешность и хорошо постав-ленный голос.
Что касается профессиональный навыков, то перечень требований зависит от функциональных обязанностей, выполняемых кадровым мене-джером. К примеру, специалист, занимающийся проведением аттестаций сотрудников, должен уметь организовать мероприятие, свободно исполь-зовать необходимо программное обеспечение, уметь вести документообо-рот.
Компетенции менеджера по персоналу базируются на:
знании Трудового законодательства;
социологических знаниях;
ведении документооборота;
построении деловой коммуникации;
анализе резюме;
тестировании с целью выявления профессиональных навыков;
наличии навыков управления;
грамотном тайм-менеджменте.
Глава 1. HR-CПЕЦИАЛИСТ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Обязанности HR-специалиста и ответственность
Аббревиатура HR расшифровывается как "human resources", что в переводе с английского означает «человеческие ресурсы». Соответственно, HR-специалист — это сотрудник, который несет ответственность за все, что связано с персоналом компании: занимается формированием кадрового состава, создает условия для профессионального развития, повышает мо-тивацию работников.
Должностная инструкция HR-специалиста (менеджера по персоналу) Профессия кадрового специалиста зародилась в начале 20-го века. Толч-ком к ее активному развитию послужило то, что американские специали-сты обратили внимание на значимость человеческого фактора в развитии бизнеса. А со временем появилось даже отдельное направление, которое развивало методы эффективной организации труда и повышения мотива-ции сотрудников. Развитие такого подхода существенно повлияло на спо-собы управления компаниями. Уже в 70-е годы 20-го века сформировалась общая концепция управления персоналом, что поспособствовало появле-нию полноценных HR-специалистов.
В нашей стране эти тенденции по управлению персоналом стали наблюдаться только после перестройки, когда иностранные компании по-лучили возможность работать в России. HR-специалист полезен с той точ-ки зрения, что он обеспечивает компанию высококвалифицированными со-трудниками, обладающими высокой мотивацией к работе. Помимо этой главной задачи, его деятельность позволяет снизить текучесть кадров в компании за счет того, что он создает приятный эмоциональный климат в коллективе и заботится о комфортных условиях труда. HR-специалисты сегодня востребованы в образовательных центрах, агентствах по подбору персонала, а также во многих других организациях и компаниях.
Должностная инструкция предписывает то, что должен знать и уметь HR-специалист. В соответствии с ней в обязанности HR-специалиста вхо-дит: подбор специалистов и сотрудников нужных профессий, специально-стей и обладающих необходимой степенью квалификации; определение то-го, какой именно персонал требуется компании; изучение рынка труда с целью выявления всех источников для обеспечения предприятия ценными кадрами; проведение тестирований, собеседований и других мероприятий, помогающих определить профессиональные навыки, социально-психологические качества кандидатов, претендующих на вакантные долж-ности и персонала, осуществляющего свои обязанности; организация дей-ствий и мероприятий по введению новых сотрудников в должность, по-мощь в быстрой адаптации для новичков; организация и курирование ра-боты по обучению, повышению квалификации персонала для развития их профессиональных качеств; подготовка кадровых перестановок в компа-нии, связанных с осуществлением стратегических решений; проведение мероприятий по аттестации и оценке качества работы персонала; участие в принятии решений по найму, переводу, продвижению, понижению, нало-жению административных взысканий и увольнению сотрудников; консуль-тация по вопросам, связанным с осуществлением эффективного управле-ния кадрами; участие в планировании, социальном развитии, в принятии решений по трудовым спорам и разрешению конфликтов в коллективе; оформление трудовых контрактов и договоров; работа с личными делами сотрудников; систематизация и ведение кадровой документации. Долж-ностные обязанности HR-специалиста находятся в определенном поле дея-тельности, которая направлена на достижение результатов и целей, важ-ных для всей компании в целом. Этот сотрудник выполняет и те поручения руководства компании, которые непосредственно связаны с зоной его от-ветственности. В функциональные обязанности HR-специалиста входит: получение информации (в том числе конфиденциальной) в объемах, необ-ходимых для реализации поставленных целей и решения задач; подача за-просов о предоставлении информационных данных руководителям под-разделений, специалистам или сотрудникам; требование отчетов и объяс-нений в ситуациях, когда это необходимо; направление предложений по улучшению своей работы и работы компании на рассмотрение руковод-ству; формулирование, создание, инициирование, выдвижение требований по организации условий труда, необходимых для эффективного выполне-ния всех служебных обязанностей и качественного хранения документа-ции; принятие решений в рамках своей основной компетенции. HR-специалист несет персональную ответственность за: халатное выполнение должностных обязанностей; невыполнение или несвоевременное выполне-ние обязанностей; нарушение инструкций, игнорирование приказов, рас-поряжений руководства компании; разглашение коммерческой тайны или распространение конфиденциальной информации организации; несоблю-дение правил внутреннего распорядка, нарушение трудовой дисциплины, техники безопасности, правил противопожарной безопасности.
1.2 Основные компетенции HR-специалиста
Важны не только профессиональные качества, но и личностные ха-рактеристики. Уровень компетенций HR-специалиста напрямую влияет на эффективность труда и благосостояние компании. Важно отметить прямую зависимость компетенций от выполняемых функций. Одни организации поручают HR-менеджеру задачи по поиску и отбору новых сотрудников, с которыми он должен проводить собеседования и тестировать их. В других компаниях круг обязанностей HR-специалиста более узок. Это характерно для тех компаний, где в кадровом отделе работает много сотрудников, каждый из которых отвечает за свою определенную сферу. Несмотря на это, можно выделить некоторые компетенции, которые являются базовыми и необходимыми для любого менеджера, претендующего на должность HR-специалиста.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексиенко Н.А. И. Гурова «Экономика промышленного предприя-тия» Минск, издательство Гревцова, 2019.-264с.
2. Алиев И. М. Горелов Н.А.. Ильина Л.О Экономика труда. Теория и практика. Учебник, М.: Юрайт. - 2018. - 670 с.
3. Аксёнов А.П. Экономика предприятия, м.: КноРус, 2019 - 352 с.
4. Антикризисное управление человеческими ресурсами: учебное посо-бие / под ред. Н. Горелова. - СПб.: Питер, 2019. - 432 с.
5. Балабанова Л.В. Управление персоналом: учебник / Л.В. Балабанова, А.В. Сардак. - К.: Центр учеб. лит., 2012. - 468 с.
6. Багрова Е.А. Проблемы оценки эффективности управления трудо-выми ресурсами. Материалы международной научно-практической кон-ференции. - М., 2018
7. Баканов М.И. Теория экономического анализа / М.И Баканов, А. Д. Шеремет. - М.:Финансы и статистика, 2019г. с.105
8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг: Пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Дело Лтд, 2017г.
9. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы). Учеб-ник. М.: Инфра-М, 2014. - 604 с.
10. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. М.: Омега-Л, 2018. , с.172
11. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. - М.: Проспект, 2019. , с.304
12. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Изда-тельская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2019. , с.205
13. Гомонко Э.А. Методические подходы к анализу деятельности орга-низаций розничной торговли // Вестник БУПК. - 2019. - № 2 (22). - С. 143-146.
14. Глаз Ю. А. Теоретико- методологические аспекты управления трудо-выми ресурсами организации. - Белгород : Изд-во БУПК, 2013. , с.242
15. Головачев А.С. «Экономика предприятия (организации)». В 2 ч. Ч.1. Минск «Вышэйшая школа»,2019.-264с.
16. Ерохина Р. И. и др. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии (Учебное пособие).- М.: МИК .- 2018 .- 160 с.
17. Емельянова Е. Н. Повышение производительности труда на пред-приятии розничной торговли с применением эффективной организации труда // Молодой ученый. - 2018.-- №8. - С. 467-471.
18. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2020, с.194
19. Журавлёв П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт инду-стриально развитых стран: Учебное пособие / П.В. Журавлёв, Ю.Г. Оде-гов, Н.А. Волгин. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. , с.94
20. Зиньков, Д.В. Значение качества человеческого капитала при модер-низации экономики страны // аудит и финансовый анализ. - 2012.- №4. - С 346-349
21. Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля) : учебник / Г.Г. Ива-нов. М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018, с.218
22. Карпей Т.В. «Экономика, организация и планирования промышлен-ного производства» Минск «Дизайн ПРО», 2019.-328с.
23. Колпина, Л.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина [ и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого. - Минск:ООО «Мисанта», 2019. - 336 с.
24. Кутаев Ш.К. Проблемы развития экономики и управления трудовы-ми ресурсами региона // Ekonomicnij Casopis - XXI.- 2019.- №5-6.- С. 48-51
25. Лобан Н.А. Пыко В.Т. Экономика предприятия. М.: Современная школа, 2017 - 432 с.