Фрагмент для ознакомления
2
Главное предназначение НАТО, изложенное в Североатлантическом до-говоре, – «защищать свободу, общее наследие и цивилизацию» государств-членов. Подписавшие договор стороны предложили достичь этой цели по-средством объединения «своих усилий с целью создания коллективной обо-роны и сохранения мира и безопасности». Эти действия всегда требовали от Североатлантического союза выполнения ряда важнейших задач, характер ко-торых менялся в зависимости от того, как менялась картина международной безопасности. В течение прошедших двух десятилетий, в связи с тем, что нависшие над евроатлантическим регионом угрозы стали подвижнее и разно-образнее, НАТО взяла на себя новые и более масштабные задачи, которые ед-ва можно было предугадать в 1949 году. Тем не менее, эти задачи полностью соответствуют первоначальной цели – гарантировать свободу государств-членов Североатлантического союза.
Жизненно важно, чтобы страны НАТО пришли к соглашению о том, что является их основными задачами, а также о необходимости обладать по-тенциалом, требуемым для их выполнения. Сегодня НАТО активна как нико-гда, однако для многих ее роль в обеспечении безопасности менее очевидна, чем во времена «холодной войны». Новая Стратегическая концепция откры-вает возможность для урегулирования расхождений во взглядах и для того, чтобы заняться нестандартными ситуациями. Для этого необходимо подтвер-дить приверженность основным задачам Североатлантического союза, что яв-ляется первым важнейшим шагом.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение проблем трансформирова-ния НАТО после крушения биполярной системы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть изменения международной системы как основная причи-на трансформации НАТО;
раскрыть новые угрозы как причину трансформации НАТО;
охарактеризовать основные направления трансформации НАТО в Стратегических концепциях;
изложить проблемы реализации трансформации НАТО.
Объектом исследования является НАТО, предметом – особенности проблематики трансформации НАТО после крушения биполярной системы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсо-вая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использован-ных источников.
1 Причины трансформации НАТО
1.1 Изменения международной системы как основная причина транс-формации НАТО
Организация Североатлантического договора (НАТО) вступила во вто-рое десятилетие ХХI века как важнейший источник стабильности в неопреде-ленном и непредсказуемом мире. В силу многих причин Североатлантический союз может смотреть в будущее с уверенностью. Объединившие его первона-чально демократические принципы остаются в силе. Соперничество времен «холодной войны», порождавшее некогда страхи ядерного Армагеддона, дав-но исчезло. НАТО продолжает играть свою роль в обеспечении единства, безопасности и свободы евроатлантического региона. Статус НАТО как само-го успешного военно-политического союза в мире не оспаривается. Однако прошлые достижения НАТО не дают гарантии на будущее. В период до 2020 года НАТО подвергнется испытанию: появятся новые опасности, возникнут разносторонние потребности в связи с проведением сложных операций. Эф-фективно организовать свою работу в эпоху, когда крайне важно уметь быст-ро реагировать и перестраиваться, будет непросто еще и потому, что ресурсы ограничены.
НАТО нужна новая Стратегическая концепция, поскольку с 1999 года, когда была принята нынешняя концепция, мир значительно изменился. Со-вершенные 11 сентября 2001 года теракты и последовавшие за ними нападе-ния самым наглядным образом продемонстрировали смертельную связь меж-ду технологией и террором, что повлекло за собой ответные действия войск НАТО вдали от дома; они подчеркнули необходимость своевременно обме-ниваться разведданными и усложнили оборонное планирование. Более того, глобальный режим ядерного нераспространения подвергается все большему давлению; отдельные случаи нестабильности на окраинах Европы возродили былую напряженность; с появлением новейших способов сбора, пересылки и хранения информации возникли новые слабые места; теперь уже ясно, как может отразиться на безопасности пиратство, факторы риска, связанные с по-ставками энергоносителей и пренебрежение окружающей средой; а в резуль-тате мирового экономического кризиса бюджет стал повсеместно предметом беспокойства. На сегодняшний день в Североатлантическом союзе состоят уже двадцать восемь стран, что расширило как потенциал НАТО, так и число ее обязательств. Очевидно, что настало время по-новому взглянуть на задачи, процедуры и планы Североатлантического союза.
Разработка новой Стратегической концепции предоставляет возмож-ность познакомить с НАТО население, которому мало что известно об орга-низации и которое поэтому может скептически относиться к ее роли в совре-менной жизни. Несмотря на то, что объем дел сейчас у НАТО как никогда ве-лик, число людей, отчетливо понимающих ее ценность, уменьшилось. Лиде-ры Североатлантического союза должны воспользоваться этой возможно-стью, чтобы подчеркнуть большой вклад НАТО в международную стабиль-ность и поддержание мира. В противном случае может получиться так, что организации не удастся сохранить общественную и финансовую поддержку, которая нужна ей для выполнения принципиально важных задач.
Новая Стратегическая концепция также должна стать проявлением по-литической воли или, иными словами, возобновлением торжественных обе-щаний каждым государством-членом. Угрозы интересам Североатлантическо-го союза исходят извне, но мощь организации легко подорвать и изнутри. По-стоянно усложняющаяся политическая обстановка в мире может подточить сплоченность Североатлантического союза; экономическая головная боль способна отвлечь внимание от потребностей безопасности; не исключен воз-врат былого соперничества; есть и вероятность возникновения пагубного дис-баланса в военном вкладе различных государств-членов. Государства НАТО не могут позволить опасностям XXI века сделать то, что не удалось бедам прошлого: разъединить лидеров стран и ослабить их общую решимость. По-этому задача новой Стратегической концепции – четко прояснить, что должна делать НАТО для каждого государства-члена и что каждое государство-член должно делать для НАТО.
В период до 2020 года в обстановке, определяющей международную безопасность, произошли как предсказуемые, так и непредвиденные измене-ния. Несомненно, можно рассчитывать на то, что силы, подпадающие под общую категорию глобализации, станут более интенсивными. Это приведет к быстрому, хотя и неравномерному росту трансграничных потоков товаров, услуг, людей, технологий, идей, привычек, преступности и оружия. Это углубление взаимозависимости сблизит мир еще больше, но не факт, что от этого население станет более склонным к мирной жизни.
В глобализации наметилась тенденция к наделению полномочиями од-них и маргинализации других, и периодически глобализация обостряет легко вспыхивающее напряжение между индивидуальным и групповым самосозна-нием. Хотя глобализация способствует неуклонному росту общих экономи-ческих интересов между странами, она не является надежным средством за-щиты от международных подозрений и соперничества.
В плане безопасности наиболее заметной чертой нашего времени явля-ется то, что отголоски происходящего в одной части света ощущаются в дру-гих точках намного больше, чем прежде. Анархия в отдельной стране может предоставить террористам возможность обрести пристанище для ведения действий в любом государстве. Если государство игнорирует глобальные нормы и ему это сходит с рук, оно создает прецедент, за которым могут по-следовать другие.
Если кибернападение сеет хаос в одном городе, оно может стать пред-метом для подражания преступникам в другом месте. Охват современных СМИ настолько широк, что даже у террористических групп и банд пиратов теперь есть специалисты по связям с общественностью, и где бы и когда бы НАТО ни действовала (или бездействовала), у нее будет глобальная аудито-рия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аршакян Г.М. Основные направления турецко-грузинских отношений в контексте региональной политики Турции в начале XXI в. // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 6 (33). С. 122–143.
2. Бартош А.А. НАТО в современной мировой политике. М.: Горячая линия – Телеком, 2019.
3. Влияние "арабской весны" на неарабские страны Ближнего Востока / А.В. Глазова, В.И. Иваненко, А.А. Колесников, И.А. Свистунова // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 4 (25). С. 9–27.
4. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности // Президент России. Офиц. сайт. 2007. 10 февраля. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 10.12.2021).
5. Глазова А.В. Внешнеполитические инициативы Турции на Южном Кавказе: успех или неудача? // Проблемы национальной стратегии. 2011. № 1 (6). С. 66–81.
6. Глазова А.В. Политика Турции на Западных Балканах // Проблемы национальной стратегии. 2013. № 2 (17). С. 22–34.
7. Глазова А.В. Турецко-израильские отношения: есть ли перспектива выхода из кризиса? // Проблемы национальной стратегии. 2012. № 2 (11). С. 49–62.
8. Ермаков С.M. Трансформация НАТО после Лиссабонского саммита 2010 г.: От обороны территории к защите всеобщего достояния // Проблемы национальной стратегии. 2011. № 4 (9). C. 107–128.
9. Интервью М.С. Горбачёва газете "Вельт ам зонтаг" // Горбачёв-фонд. 2019. 21 октября. URL: https://www.gorby.ru/presscenter/news/show_30062/ (дата обращения: 10.12.2021).
10. Истомин И., Болгова И. Будущее НАТО: источники неопределён-ности и возможные сценарии развития: Докл. Междунар. дискуссионного клуба "Валдай". 2018. Октябрь. URL: http://ru.valdaiclub.com/files/23349/ (дата обращения: 10.12.2021).
11. Колесников А.А. Некоторые проблемы энергетической политики Турции: эволюция и перспективы // Проблемы национальной стратегии. 2018. № 2 (47). С. 144–154.
12. Колесникова М.А. Военный аспект внешней политики Турции на африканском направлении // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 1 (58). С. 26–36.
13. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлан-тического договора. 27 мая 1997 // НАТО. Офиц. сайт. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_ 25468.htm (дата обращения: 05.12.2021).
14. Предисловие Л. Г. Ивашова к книге: Штоль В.В. Армия нового мирового порядка. С. 7–14.
15. Североатлантический договор. Вашингтон, 4 апреля 1949 г. // Ор-ганизация Североатлантического договора. Офиц. сайт. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/offi cial_texts_17120.htm (дата обращения: 20.12.2021).
16. Сводный глоссарий Совета Россия – НАТО по сотрудничеству. М.; Брюссель, 2011. С. 107–108.
17. Assured Access to the Global Commons / M. Barrett, D. Bedford, E. Skinner, E. Vergles // NATO. Allied Command Transformation. 2011. April. 58 p. URL: https://www.act. nato.int/images/stories/events/2010/gc/aagc_finalreport.pdf (дата обращения: 05.12.2021).
18. Kamp K.-H., Reisinger H. Political and Military Cooperation or NATO-Russian Roulette: Proactive Management of a Difficult Relationship: Con-ference Report // NATO Defense College Research Division. 2013. June. URL: http://www.ndc.nato.int/download/ downloads.php?icode=378 (дата обращения: 05.12.2021).
19. Lord Ismay, NATO, 1957: "Keep the Russians out, the Americans in, and the Germans down" // Geopol Intelligence. 2016. 26 June. URL: https://www.geopolintelligence.com/ nato-1957-keep-the-russians-out-the-americans-in-and-the-germans-down/ (дата обращения: 05.12.2021)
20. Secretary General’s Annual Report 2018 // NATO. Official website. URL: https:// www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_publications/20190315_sgar2018-en. pdf (дата обращения: 05.12.2021).
21. Secretary General’s Annual Report 2017 // NATO. Official website. URL: https:// www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2018_03/20180315_SG_AnnualReport_ en.pdf (дата обращения: 05.12.2021).