Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образовательный процесс – это система разнонаправленных мер, касающихся становление личности, ее социализации и являющиеся одним из главных направлений государственной политики во многих странах, Россия в этом случае не исключение. Соответственно актуальной становится оценка качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, а также удовлетворенности студентов этими услугами.
Концепт удовлетворенности только недавно начали рассматривать в контексте образовательного процесса. Студенты как объект исследования в контексте рассмотрения вопроса удовлетворенности учебным процессом в заведениях высшего образования привлекают внимание потому, что именно они являются одной из наиболее организованных групп молодежи, которая в современных условиях находится на переднем плане и образованность которой влияет на их социальную активность.
Зная факторы, которые могут влиять на уровень удовлетворенности студентов учебным процессом, можно стимулировать их стремление к обучению, повышать привлекательность учебного заведения, факультета, специальности и вообще привлекать студентов к этому учебному процессу. Специфика проблем современного периода развития общества определяется необходимостью освоение нового социального и профессионального опыта. Высшие учебные заведения не остаются в стороне от преобразований, происходящих в государстве. И согласно им, в системе высшего образования, образуется разработка и внедрение новой концепции высшего образования, одним из положений которой является повышение уровня профессионализации и развития личности будущих специалистов.
Однако на этом пути появляются и определенные осложнения и противоречия, как, например, между задачами повышения высшими учебными заведениями эффективности подготовки молодых специалистов и имеющейся системой данной подготовки, которая не учитывает должным образом определенные индивидуально-психологические факторы, во многом определяющие процесс личностно-профессионального развития будущего профессионала.
Именно на взаимодействие эффективности деятельности с отношением к ней, выражающееся в удовлетворении ряда мотивационно-потребностных компонентов, указывали Г. Акопов, О. Здравомыслов, Т. Китвель, Г. Маркова, В. Мясищев, М. Обозов и др. Однако работы, которые ярко раскрывали бы сущность категории «удовлетворенность обучением», а также зависимость успеваемости, эффективности, результативности обучение от ее наличия, в исследованиях ученых представлено достаточно осторожно. Как отмечает на этот счет К. Абульханова-Славская, «…из сферы научного исследования и практики общественной жизни выпал, исчез огромный резерв активности – удовлетворенность, которая является очень тонким механизмом активности, динамическим и одновременно надежным средством ее формирования».
Цель работы: изучить особенности удовлетворенностью учебной деятельностью студентов старших курсов.
Объект исследования: удовлетворенность учебной деятельностью.
Предмет исследования: особенности удовлетворенностью учебной деятельностью.
Для достижения этой цели в работе решается ряд задач:
- рассмотреть удовлетворенность учебной деятельностью в отечественной и зарубежной литературе;
- дать общую характеристику психологическим особенностям студентов старших курсов.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список источников. Объем работы: 21 страница печатного текста. Список использованной литературы содержит 14 источников.
ГЛАВА 1. Исследование удовлетворенности учебной деятельностью в отечественной и зарубежной литературе
Удовлетворенность - одно из понятий, с помощью которого, наверное, чаще всего делались попытки проанализировать и выявить отношение человека к работе. В. Ядов отметил, что состояние удовлетворенности можно рассматривать как простейший конечный показатель субъективной стороны отношений.
Удовлетворение можно понимать как отношение человека и его эмоциональное состояние.
При этом это вовсе не означает, что у них такая же «сословная» наполненность, хотя и несут в себе положительную сторону. Да, удовлетворение как отношение не означает, что человек, удовлетворенный своей деятельностью, непременно должен быть в хорошем настроении.
Он здесь и находится в состоянии тревоги, сомнения, страха, ожидания, разочарования и т. д., которые вовсе не являются показателем радостных эмоций. Оценки «доволен» и «неудовлетворен» отражают как отношение к объекту оценивания, так и эмоциональное состояние на момент оценивания. Но можно утверждать, что влияние отношения на оценку намного сильнее, чем влияние эмоции - и это не однозначно. Если в основе рассуждений В. Ядова лежит предмет труда - «рабочий» , то Ф. Ильясов отмечает, что определение термина удовлетворенности работой во многом зависит от подхода исследователя к трактовке труда. А если трактовать труд как процесс удовлетворения человеческих потребностей, то «в этом направлении удовлетворенность работой понимается как оценка степени насыщенности потребностей, которые человек стремится удовлетворить в сфере, связанной с трудовым процессом». Здесь с точки зрения теории такие термины употребляются по мере надобности, мотива, отношения.
При интерпретации труда как деятельности в системе общественного разделения труда используются статические модели удовлетворенности. В статической модели удовлетворенность выступает как устойчивое образование, соотносящее человека и место, которое он занимает в системе разделения труда. Ф. Ильясов придерживается следующего определения этого феномена: «удовлетворенность работой - это состояние активности в системе «рабочий-общество», в которой через труд и потребление включает характеристики трудовой деятельности и ее условий. В сознании индивида это отражается оценкой собственного положения в системе общественного разделения труда» .
В качестве показателей элементарного удовлетворения он рассматривает удовлетворенность профессией, а также удовлетворенность содержанием, организацией, условиями, интенсивностью, вознаграждением, карьерными возможностями и отношениями в коллективе. К. Абулханова-Славская отмечает, что общая удовлетворенность - это результат перспективных направлений деятельности для личности, степень достижения результата по определенным критериям. «Удовлетворение не коррелирует только с исходными потребностями и направлениями личности для достижения успеха, но и с представлением о своих возможностях для его достижения, а также с определенными требованиями к собственной деятельности».
Анализ концепций сущности удовлетворения, принятых в психологии и социологии, позволяет выделить шесть показателей этого концепта. Понимая, что понятие «удовлетворенность работой» намного более узкое, чем понятие «удовлетворение» в целом, мы позволили себе объединить уже проанализированные определения в единую классификацию:
1. Удовлетворение как отношение. Самая большая группа исследователей склонна определять удовлетворенность как отношения (Н. Белова, Е. Ильин, Л. Куликов, Л. Лихачев, О. Реан, О. Страхов, К. Хаав, Г. Хорошев и др.). Е. Ильин предлагает следующее определение этого понятия: «удовлетворенность - это устойчивое длительное эмоционально-оценочное отношение (мнение) субъекта к осуществляемой им деятельности (как в целом, так и к ее отдельным аспектам), которое возникает как результат неоднократно полученного удовольствия от безупречной работы, условия ее выполнения, результаты и сохраненные субъектом в результате его представлений о гарантии получения удовлетворения в будущем».
Здесь, прежде всего, необходимо отделить философское определение понятия «установка» как необходимый фактор взаимосвязи всех явлений от «установки» в социально-психологическом аспекте. По мнению В. Мясищева, установка «является потенциальным аспектом психологических процессов, связанных с избирательной и субъективной деятельностью индивида. Следовательно, потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы и убеждения - это аспект человеческих отношений».
2. Удовлетворение как опыт. Отметим, что ряд авторов, таких как М. Левитов, А. Лук, С. Ожегов, охарактеризовали удовлетворение как переживание. Действительно, понятия «установка» и «опыт» довольно близки. Как отмечалось выше, Э. Ильин определяет удовлетворенность как «устойчивую эмоционально-оценочную установку». Эту формулировку легко сравнить с определением опыта как устойчивых эмоциональных отношений, данным П. Якобсоном и М. Левитовым.
А. Лук формулирует переживания как форму отражения действительности, которая выражает субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, соответствие объекта его ожиданиям, что также характеризует удовлетворение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 2011. – 299 с.
2. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. – 2014. – Вып. 2. – С. 82–89.
3. Батурин H. A. Успех, неудача и результативность деятельности / H. A. Батурин // Психологический журнал. – 2017. – Т. 8. – № 3. – С. 87-93.
4. Боронина Л. Н. Адаптация первокурсника: проблемы и тенденции / Л. Н.Боронина, Ю. Р.Вишневский, Я. В. Дидковская // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 4(19). – С. 42-50.
5. Бугрименко А. Г. Внутренняя и внешняя учебная мотивация у студентов педагогического вуза / А. Г.Бугрименко // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 4. – С. 48–54.
6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов / Л. С. Выготский. – М.: Высь, 2010. – 500 с.
7. Горлова Н. В. К вопросу об особенностях психологической готовности к профессиональной деятельности на начальном и завершающем этапах профессионального образования // Современные проблемы психологии развития и образования человека сборник материалов / Под ред. В. Н. Скворцова. – СПб.: 2010. – 91 с.
8. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. – М.: Дом педагогики, 2016. – 195 с.
9. Ильин Е. П. Удовлетворенность деятельностью как социально психологический феномен / Е. П. Ильин // Психофизиология изучения учебной и спортивной деятельности. – Л.: ЛГПИ, 2014. – 13 с.
10. Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, изменения, связь с производственным поведением) / Под ред. В. Г. Андреенкова. – М.: Гардарики, 2018. – 100 с.
11. Мурутар В. Н. Некоторые проблемы комплексного исследования удовлетворенности заводского коллектива / В. Н. Мурутар, П. А. Вихалемм // Труды по социологии ІІ. – Тарту, 2012. – С. 140-143.
12. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. – М.: Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 2017. – 356 с.
13. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студента вуза / Ю. М. Орлов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 525 с.
14. Ядов В. А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попутка их теоретического истолкования / В. А. Ядов, А. А. Киссель // Социологические исследования. – 2017. – № 1. – С. 78-88.