Фрагмент для ознакомления
2
менее важную роль играет и то, является ли нарушение слуха врожденным или приобретено в определенном возрасте.
Речь не является единственной пострадавшей стороной у школьников с нарушениями слуха, поскольку данный фактор затрагивает и другие сферы жизни: возможность ориентироваться в пространстве, физическое развитие, эмоциональные особенности и когнитивные навыки.
Среди слабослышащих и неслышащих школьников встречаются как дети с выраженной умственной отсталостью, так и дети с более легкими нарушениями, в частности с задержкой психического развития, а также дети с полностью сохранным интеллектом.
Особенности психического развития школьников с нарушениями слуха определяют необходимость создания специальных условий для их воспитания, обучения и социализации. На сегодняшний день существуют специализированные коррекционно-образовательные учреждения, которые рассчитаны на неслышащих и слабослышащих детей и обеспечивают как дошкольное развитие ребенка, так и освоение школьной программы [6].
Однако в ряде случаев дети и их родители имеют возможность заниматься в общеобразовательных учреждениях. В целях формирования определенных личностных качеств и успешных социальных взаимоотношений детям с нарушениями слуха необходимо общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Наиболее продуктивным способом формирования личного опыта считается практическая совместная деятельность, в которой ребенок имеет возможность действовать самостоятельно.
1.2. Особенности реабилитации детей с нарушением слуха и роль физической реабилитации
Коррекционно-реабилитационные мероприятия при нарушениях слуха начинаются сразу же после постановки ребенку диагноза. В зависимости от специфики и степени тяжести патологии, лечение может осуществляться различными способами.
К таковым относятся [11]:
– консервативная терапия;
– слухопротезирование слуховыми аппаратами;
– верботональный метод (стимуляция слухового восприятия при помощи специальной акустической аппаратуры);
– хирургическое лечение (в т. ч. – кохлеарная имплантация).
Кроме медицинских и технических методов, важнейшей составляющей реабилитационных мероприятий при нарушениях слуха у детей являются [6]:
1. Психолого-педагогическая реабилитация, направленная на развитие у ребенка слуха, мышления и речевых навыков.
2. Социально-психологическая реабилитация, ориентированная на полноценную адаптацию ребенка в социуме.
3. Физическая реабилитация, способствующая развитию у ребенка двигательно-координационных способностей и общему укреплению детского организма
В лечении тяжелых нарушений слуха у детей обычно принимают участие несколько врачей – оториноларинголог, аудиолог, невропатолог, сурдолог. Реабилитационные мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов – дефектолога, логопеда, сурдопедагога, социального педагога, детского психолога.
Многочисленные исследования в области детской сурдологии и аудиологии подтверждают, что современные методы реабилитации позволяют добиться максимально высоких результатов лечения и существенно улучшить качество жизни больного ребенка.
Цель физической реабилитации школьников с нарушением слуха – улучшить состояние здоровья и повысить активность детей школьного возраста. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса школьника, достижение им относительной психологической независимости и его социальная адаптация.
Исходя из того, какие нарушения основных функций организма человека наблюдаются у школьника с нарушением слуха и речи, а также какие имеются ограничения основных категорий жизнедеятельности, ставятся конкретные (специальные) задачи физической реабилитации [1].
Так, у школьников с нарушением слуха и речи возможны следующие нарушения основных функций организма:
– нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);
– нарушение статодинамических функций;
– нарушение сенсорных функций (т.е. слуха).
Помимо этого, могут наблюдаться ограничения основных категорий жизнедеятельности [3]:
– способности к обучению;
– возможности активной деятельности;
– способности к ориентации;
– возможности формировать нормальную коммуникацию и др.
Поэтому примерные задачи физической реабилитации школьников с нарушением слуха таковы [13]:
– обеспечение свободного развития личности в обществе;
– устранение последствий инвалидности, разработка мер предупреждения инвалидности;
– создание равных возможностей школьников-инвалидов для интеграции в общество.
Индивидуальная программа реабилитации школьников с нарушением слуха должна включать в себя различные виды и формы реабилитационных мероприятий. А именно:
– физические методы лечения (физиотерапию);
– механотерапию;
– массаж;
– психотерапию;
– трудотерапию;
– ЛФК и др.
Зачастую школьникам с нарушением слуха и речи необходимо пользование слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.
Именно в рамках ЛФК должна разрабатываться и реализовываться программа физической реабилитации школьников с нарушением слуха, которая, в соответствии с интересами каждого конкретного ребенка, может быть направлена на любой вид спорта, например, на спортивную борьбу [8].
Глава 2. Спортивная борьба как эффективное средство физической реабилитации детей с нарушением слуха
2.1. Понятие и виды спортивной борьбы
Спортивная борьба – это схватка двух невооруженных спортсменов, которые используют определенные приемы. Единоборство может происходить в стойке и в партере (на коленях или лежа), не допускается ударная техника.
Спортивная борьба известна с древности и разделяется [12]:
– греко-римская борьба (часто называют классическая борьба или французская, европейская);
– вольная борьба (freestyle wrestling, «вольно-американская любительская борьба»).
Спортивная борьба является одним из древнейших видов спорта. О ней упоминается в III тыс. до н.э. на египетских гробницах.
Гомер в повестях «Иллиада» и «Одиссей» писал про данный спорт. В Античность спортсмены не делились по весовым категориям, и конечно же, большое преимущество имели тяжеловесы. В то время поединок считался законченным, если один из спортсменов коснулся земли три раза.
Широкое распространение получила борьба в средневековье, потому что вместе с фехтованием она входила в обучающую систему дворянина.
Вся выше упомянутая история касается греко-римской борьбы, так как именно она является родоначальницей. Классическая борьба зародилась в Древней Греции и развивалась в Римской империи. Современный вид спорта сформировался во Франции (вторая половина XIX).
В программу Олимпийских игр греко-римская борьба включена с самых первых соревнований (1896 год). В чемпионате мира с 1904 года.
1912 году была основана Международная федерация борьбы (FILA– ФИЛА), в которой состоит более 120 стран мира [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антонова М.В., Круглова В.Д., Петрова Е.Ф. Реабилитационная работа при нарушениях слуха. – Волгоград.: Ижора, 2012 – 463 с.
2. Бокова Н.П., Сапелкина С.И. Спортивная борьба и ее эффективность для физического развития человека. – Новосибирск.: Справочник юриста, 2014 – 130 с.
3. Борисова Е.А., Соловьева А.С. Физическая реабилитация детей с нарушениями слуха. Эффективность. Перспективы. – Екатеринбург.: Эксперт, 2013. – 270 с.
4. Васильева О.В., Смирнов Ю.Д.. Современные методы физической реабилитации детей-инвалидов. – Владивосток.: Кодекс, 2013 – 476 с.
5. Воробьева К.В., Жилина Е.Ю. Спортивные единоборства. – Самара.: Фортуна, 2013 – 408 с.
6. Гарина Э.А., Ланина Я.П. Нарушения слуха у детей. - Иркутск.: Квадрат, 2012. – 334 с.
7. Давыдова А.В., Логинова О.В. Эволюция взглядов на реабилитацию школьников с нарушениями слуха. – Томск: Адвокатура, 2014. – 644 с.
8. Демидова В.М., Иванов Д.В. Функции физических упражнений при нарушении слуха у детей. – Мурманск.: Полярные зори, 2013. – 297 с.
9. Дюкин В.Н., Евтютова М.С. Роль спортивной борьбы в оздоровлении организма. – Хабаровск.: Парк Горького, 2012. – 275 с.
10. Ефимова Е.Д. Роль спортивной борьбы в реабилитации детей-инвалидов. – Курск.: Аксельбант, 2013 – 538 с.
11. Иванова А.С., Романова Е.В. Реабилитация при нарушении слуха. – Хабаровск.: Статус Кво, 2013 – 395 с.
12. Комаров В.С., Ежов А.В. Спортивная борьба: история и современность. – Волгоград.: Зебра, 2012. – 360 с.
13. Кривошеева Т.В., Филимонова А.П., Шишкина М.А. Принципы физической реабилитации детей и подростков в современном мире. – Калининград.: Теремок, 2013. – 490 с.
14. Круглов Н.В., Сидоров Б.Ю., Филатов Э.Л. Анализ эффективности отдельных видов спортивной борьбы для физического развития школьников. Монография. – Мурманск.: Проспект Ленина, 2014 – 337 с.