Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие социальной адаптации
Адаптация (от лат. аdapto – приспособляю) – склонность индивида приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, без внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [1].
Социальная адаптация заключается в усвоении норм, правил и ценностей общества, которое его окружает [1]. В процессе данной адаптации у индивида вырабатываются навыки общения, поведения и деятельности, одобряемые окружением, через которые он может реализовать свои интересы и потребности.
По Х. Хартманну, адаптация включает в себя процессы, связанные с конфликтами и процессы, которые не связаны с ситуациями конфликта. Он отмечает, что важной задачей адаптации к окружающим возникает перед человеком с рождения. Человек не просто принимает активное участие в жизни общества, а еще создает определенные условия, к которым в последствии ему придется адаптироваться [2].
Развитие человека – сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, так и внутренних сил – биологических и наследственных факторов, свойственных человеку. Развитие ребенка – это превращение его из биологического индивида в социальное существо – личность, что означает прохождение процесса социализации.
Понятие социализации, довольно широко используемое в педагогической науке, относится к разряду междисциплинарных и обозначает характер взаимодействия человека с обществом.
Социализация представляет собой непрерывный и многогранный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Социализация – это процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [3, с. 41].
Психоаналитики придают немалое значение социальной адаптации личности. В ходе адаптации изменяется и личность, и среда. В результате между личностью и средой формируются отношения адаптированности.
Успешно адаптированным человеком, по мнению психоаналитиков, считается человек, у которого не нарушены психологический баланс, умение получать удовольствие от жизни и продуктивность.
В настоящее время одним из ресурсов социальной адаптации является социализация личности, другими словами это развитие личности при тесном взаимодействии и влиянии окружающей среды, обусловленное определенными социальными факторами.
По общему мнению ученных, социализация осуществляется в течении всей жизни человека и проходит в 3х областях:
1. Деятельность (развиваются и реализуются способности, умения, навыки);
2. Общение (развиваются коммуникативные навыки, способности построения взаимоотношений с окружающими);
3. Самосознание (понимание самого себя, развитие адекватной самооценки).
Главными отличиями социализации и адаптации выступают:
– разные функциональные обязанности;
– различие процессов по глубине воздействия на человека;
– различие процессов по продолжительности воздействия на человека (во времени).
Помимо этого, адаптация происходит путем приобретения опыта определенной социальной группы, а социализация – за счет усвоения социального опыта общества в целом.
Изучая процессы адаптации между обществом и личностью, можно отметить значительную роль социальных требований, которые воздействуют на человека посредством предъявляемых условий, детерминированных ценностями, нормами и традициями данной среды.
Можно сказать, что социально-психологическая адаптированность – это такой процесс отношений личности с группой, когда личность успешно выполняет свою главную деятельность без каких-либо конфликтов, когда личность удовлетворяет потребности, порождаемые в социуме, когда личность принимает те ролевые ожидания, которые выдвигает группа.
А адаптация – это тот процесс, который приводит человека к состоянию адаптированности.
Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным.
Особое значение имеет социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
1.2. Социально-психологические особенности подростков
Хронологически подростковый возраст определяется периодом развития ребенка от 10 – 11 до 14 – 15 лет. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения. Центральную роль в становлении личности подростка играют происходящие в нем физиологические изменения. В ходе преобразования определяются характерные черты личности детей данного возраста. Ведущим видом деятельности подросткового возраста является формирующаяся система взаимоотношений с окружающими. Непосредственно эта система взаимоотношений устанавливает направленность его психического развития.
Этот период может различаться по содержанию и длительности, в зависимости от социальных условий, традиций, которые присутствовали в воспитании подростков [4]
В этом возрасте у подростков происходит стремительный и неравномерный рост и развитие организма. Главным фактором физического развития подростков выступает половое созревание. Оно оказывает значительное влияние на работу внутренних органов. Нервная система может находиться в состоянии возбуждения либо торможения из-за действия долгих и сильных раздражителей. Приблизительно с 12 до 15 лет подростки входят в стадию формальных операций.
На этой стадии они могут решать абстрактные математические и логические задачи, могут размышлять о будущем, могут размышлять о проблемах, связанных с нравственностью.
С рождения человек переживает возрастные кризисы. Подростковый кризис связан с формирующимися новообразованиями, такими как «чувство взрослости» и новый уровень самосознания. Молодые люди хотят жить лучше, начинают подражать всему зарубежному. Их мало интересует, что раньше жили намного хуже, чем они сейчас и поэтому стараются соответствовать высоким стандартам общества в наши дни. Подростки желают иметь дорогие гаджеты, модную одежду, не задумываясь о том, сколько это все стоит.
В этом возрасте у подростков очень болезненное самолюбие и обидчивость, они стремятся к самостоятельности и независимости. Склонны проявлять чересчур повышенную критичность ко взрослым, остро реагируют на преуменьшение окружающими их достоинства, принижения их взрослости.
Недооценка их способностей и возможностей могут стать причинами конфликтов. Активно формируются различные убеждения, принципы, представления, которыми дети в подростковом возрасте руководствуются в своем поведении, также формируются свои требования и нормы, которые не совпадают с требованиями и нормами у взрослых. Еще один важным аспектом личности подростка выступает развитие самооценки, самосознания. Появляется заинтересованность к себе, к своим качествам, появляется потребность в сравнении себя с окружающими, со сверстниками.
Для успешного развития личности необходимо наличие самоуважения, положительной адекватной самооценки. Если в подростковом возрасте притязания подростка не соответствуют с уровнем его самооценки, то это приводит к острым эмоциональным переживаниям, к агрессивности, к неадекватным реакциям и т.п. Некоторые свойства характера и качества личности особенно остро проявляются примерно с 12 до 16 лет. [4]
Ведущим видом деятельности школьников является учебная, в процессе которой дети овладевают навыками и приемами получения знаний, осваивают навыки взаимоотношений с окружающими.
Подростковый период – период перехода от детства к юности, он является самым трудным периодом развития личности. Помимо этого, данный возраст сложный еще и в воспитательном отношении. Большое количество подростков не могут приспособиться к школе, это проявляется в плохой успеваемости, плохой дисциплине, негативные отношения со сверстниками и с взрослыми и т.п. Так, по некоторым данным, у младших школьников дезадаптация составляет 5-8% случаев, а у подростков – 18-20%.
К старшим классам картина немного улучшается, т.к. многие трудные подростки уходят из школы. Формирование личности в подростковом возрасте происходит в постоянно изменяющихся условиях группы, значимой перестройки организма, полового созревания [8]. Подростки отличаются активным ростом, повышенным обменом веществ, повышенным усилением работы желез внутренней секреции. В этом возрасте происходит половое созревание, и поэтому идет интенсивное развитие и перестройка всего организма. При половом созревании отмечается повышенная возбудимость, некоторая неустойчивость нервной системы, завышенные требования, переоценка возможностей, завышенная самооценка. Начиная с рождения человек переживает различные адаптационные процессы, возрастные кризисы, и половое развитие тоже происходит с рождения. Половое созревание воздействует на поведение подростка через взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, через занимаемый статус в группе сверстников и т.п.
Для младшего подросткового возраста характерно упрямство, непослушание, участие в драках, а в старшем подростковом возрасте снижается количество подобных негативных поступков, улучшается самочувствие, и они становятся более уравновешенными [30]. Если младшему подростку нужен облегченный режим, то для старшего необходима правильная организация деятельности. Подростки очень трепетно относятся к своей внешности, поэтому остро реагируют на критику по этому поводу.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдулова, Татьяна Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. / Татьяна Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.
2. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед. уч. заведений./ М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др., Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой, - 3-е изд., стер., - М.: Изд. центр «Академия», 2020. - 192с.
3. Демьянович, Оксана Субъективные представления подростков о конфликте / Оксана Демьянович. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 124 c.
4. Дербенев Д. П. Социальная адаптация подростков //Социологический журнал. – 2018. – №. 1-2. – С. С. 142-147.
5. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2020. - 255с.
6. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация / В. Казанская. - М.: Питер, 2018. – 288
7. Кондратьев, М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения: моногр. / М.Ю. Кондратьев. - М.: МОДЭК, 2019. - 336 c.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология./ Развитие ребенка от рождения до 17 лет./ Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 2017.-176с.
9. Леванова Е.А. Они уже не дети (К вопросу о психологических особенностях разных подростковых возрастных групп). / Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- М: Издательский центр «Академия», 2020.- 624с.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 206 с.
11. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2020.- 352с.
12. Настольная книга практического психолога. / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ. 2018. – С.141-157.
13. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. учеб. пед. завед.: в 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2020. - кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640с.
14. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде / Л.Ю.Овчаренко // Системная психология и социология. –2017. – Т. 1, № 13. – С. 44–56.
15. Оношко Е. С., Крецан З. В. Понятийное ядро теории адаптации: терминологический аспект //Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – №. 1
16. Подольский, А. И. Подросток в современном мире. Заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. - М.: Каро, 2019. - 272 c.
17. Прачук Сергей Юрьевич Сущность социальной адаптации подростков // Science Time. 2018. №10 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-sotsialnoy-adaptatsii-podrostkov (дата обращения: 02.02.2022).
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие.: в 2 кн. - 2-е изд. перер., дополн., - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2019. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.
19. Романова Е.С., Рябова И.В., Овчаренко Л.Ю., Абушкин Б.М. К вопросу о социальном партнерстве в структуре модели психолого-педагогического сопровождения учащихся образовательных учреждений [Текст] / Романова Е.С., Рябова И.В., Л.Ю. Овчаренко, Абушкин Б.М. // Системная психология и социология, 2018, №8, С. 89-100.
20. Тимашева, Лариса Младший подросток: трудности взросления / Лариса Тимашева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 176 c.
21. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2019. -C.193-197.
22. Шалько, Елена Самосознание социально активного подростка / Елена Шалько. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 148 c.
23. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Дону: Феникс, 2020. – С.421-425.