Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что создание сбалансированного государственного бюджета является важнейшей задачей правительства страны, в достижении экономического роста, что, в свою очередь, повысит уровень благосостояния общества.
Сбалансированность государственного бюджета – это важнейший вопрос, от которого зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет – финансовый документ, в соответствии с которым определяется уровень благосостояния того или иного государства. А это оказывает колоссальное влияние на обстановку в обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию на мировой арене.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть и исследовать вопрос межбюджетного регулирования сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
изучить понятие и сущность бюджетов бюджетной системы РФ;
рассмотреть понятие и условия сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ;
раскрыть понятие и механизм межбюджетного регулирования сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ;
представить социально-экономическое развитие и способы обеспечения сбалансированности федерального бюджета РФ.
Над этой проблемой работали А.П. Балакина, С.В. Барулин, Н.П. Белотелова, К.Д. Билец, Л.В. Давыдова, А.Г. Ивасенко, В.Г. Князев, С.В. Кадомцева, А.С. Нешитой, Г.Б. Поляк, Л.Н. Титова и др.
Объектом исследования является Российская Федерация.
Предметом исследования – сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ на федеральном, региональном и местном уровне.
Методологическую основу составляет метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего системный, основные обще-логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Теоретическая база исследования сформировалась в результате изучения и осмысления трудов видных российских финансистов, в которых непосредственно изучаются государственный бюджет.
При написании работы изучена теоретическая и информационная база данной темы. А также нормативно-правовая база бюджетной политики нашего государства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы межбюджетного регулирования сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ
1.1. Понятие и сущность бюджетов бюджетной системы РФ
Государственный бюджет является финансовым основанием государства, а также неотъемлемой частью нормального функционирования государственной системы. Благодаря бюджетным средствам, правительство финансирует разные государственные программы и является создателем государственных резервов. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации определение бюджета трактуется следующим образом: бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Средства, выделяемые из бюджета могут мотивировать развитие производительных сил страны и содействовать техническому прогрессу, что безусловно увеличит экономический потенциал государства.
Государственный бюджет выделяет средства для финансирования разнообразных положительных процессов в любых сферах экономической деятельности, это индивидуальная черта, которая относится исключительно к государственному бюджету, а возможный масштаб действий по перераспределению денежных средств в экономике превышает возможности каких-либо других регуляторов. Размеры налогов и займов устанавливаются правилами воспроизводства и зависят от количественных и качественных параметров совокупного дохода общества. Налоги – это важный инструмент фискальной политики. Суммарно налоги образуют налоговую систему государства. Доходная часть бюджета формируется главным образом посредством налогов и займов, а расходная часть имеет весомые отличия в различных странах. В большей части стран расходная часть содержит расходы на содержание государственного аппарата и вооруженных сил страны, финансирование национального хозяйства и социальной инфраструктуры, затраты на обслуживание государственного долга. Внутренним долгом называются обязательства, существующие в валюте РФ, а также обязательства муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, возникшие перед государством в иностранной валюте в процессе осуществления целевых иностранных займов. Помимо внутреннего долга, также существует внешний долг и его определение гласит, что это обязательства, которые в свою очередь возникают в иностранной валюте, при этом не включая те обязательства, которые несут субъекты РФ и муниципальные образования перед государством в иностранной валюте в процессе займа целевых иностранных кредитов.
Выделяют следующие функции бюджетной политики: фискальная функция, функция экономического регулирования, а также социальная функция .
В понятии бюджетной политики государства отражаются: общая совокупность решений органов власти принятых и реализуемых, сравнительно базовых бюджетных отношений их развития, а также выработка чётких способов их применения исключительно в интересах общества и государства. Бюджетная политика неким образом встроена в рыночную систему, ее формирование происходит за счёт рыночных цен, финансового и налогового ресурса субъектов рыночного хозяйства, а также посредством уровня доходности.
Политический баланс образуется благодаря равенству расходной и доходной части бюджета.
Имеется два главных способа погашения отрицательного сальдо бюджета государства: это эмиссия новых денег и государственные займы. Выделяют два типа заимствований: внешние и внутренние. Внутренние источники - средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита, выраженные в российских рублях. Внешние источники - средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита, выраженные в иностранной валюте. Эти два типы не относятся к эмиссионным способам погашения дефицита бюджета.
Внешний, а также внутренний заем всячески влияет как на финансовые ресурсы государства, так и на экономическую активность в стране, а также на платежный баланс. Негативным влиянием внутреннего покрытия дефицита бюджета в основном имеет прямую зависимость от состояния экономики, а также частного сектора на период принятия решений об использовании данного типа финансирования. Ещё одним не менее негативным последствием может быть повышение спроса на деньги, результатом этого будет увеличение равновесной величины процентной ставки, этот фактор приведет к уменьшению инвестиций. Также хотелось бы отметить, что финансирование дефицита благодаря внутренним займам несёт прямую угрозу стабильному состоянию национальной валюты и независимому существованию центральных банков .
Внешние заимствования сильно отличаются от внутренних, по своему характеру влияния на экономику государства. Посредством этого финансирования государственного бюджета выемка средств из секторов экономики не осуществляется, наоборот, преобладает увеличение финансовых ресурсов государства. Данные средства должны быть потрачены на товары и услуги производства нации, что в свою очередь приведёт к расширению общего государственного спроса. Существенной стороной внешнего заимствования является воздействие на действие субъектов национального хозяйства касательно издержек, импорта, потребления, запасов, инвестиций, и получение финансовых обязательств. Денежная эмиссия имеет несколько иной характер, оказывая положительное влияние, она по своей сути не влияет отрицательно на инвестиционный рост в экономике, препятствует возвышению внешнего долга, а также иным отрицательным последствиям, присущим для не инфляционных типов покрытия бюджетного дефицита. Одним из стимулирующих способов дефицитного финансирования является эмиссия новых денег, она способствует расширению расходов страны и общего экономического спроса.
Бюджетная политика нашей страны осуществляется на федеральном уровне. Цели финансовой политики и подпись бюджетного плана осуществляет Президент РФ, а Федеральное Собрание РФ утверждает сборы, налоги, налоговые платежи, а также устанавливает федеральный бюджет, а также финансовое законодательство. Правительство РФ занимается подготовкой федерального бюджета и контролем процесса управления государственными финансами. Министерство Финансов в свою очередь реализовывает финансовую политику, кроме т
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N31. – Ст.3823.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.
4. Будович, Ю.И. Формирование российского бюджета с учетом политических и экономических рисков / Ю.И. Будович // Экономика. Налоги. Право. - 2021. - №1. - С. 13-21.
5. Быкова, Н.Н. Анализ налоговых доходов федерального бюджета / Н.Н. Быкова // Молодой ученый. - 2021. - №28. - С. 358-362.
6. Викулина, Т.Д. Экономическая теория: Учебное пособие / Т.Д. Викулина. -М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 209 c.
7. Вердиев, Д.А. Доходы федерального бюджета, пути их роста / Д.А. Вердиев // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №12. - С. 14-17.
8. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2020. - 375 c.
9. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2020. - 375 c.
10. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 391 c.
11. Зрелов, А.П. Увеличение доходов бюджета без повышения налоговых ставок / А.П. Зрелов // Налоговый вестник. - 2021. - №3. - С.66-74.
12. Кибанова, А.Я. Государственные и муниципальные финансы (для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2020. - 480 c.
13. Лаптев, С.В. Основы теории государственных финансов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / С.В. Лаптев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2020. - 240 c.
14. Лебедева, А.Д., Голубева, Т.Г. Доходы и расходы федерального бюджета / А.Д. Лебедева, Т.Г Голубева // Актуальные вопросы экономических наук. - 2021. - №57. - С.197-206.
15. Максимов, Ю.А. Проблемы и направления развития налогообложения и администрирования налоговых доходов бюджета в России / Ю.А. Максимов // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2021. - №2. - С. 133-137.
16. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2019. - 480 c.
17. Матвеев, В.В., Мазур, Л.В. Влияние геополитической нестабильности на налоговые доходы федерального бюджета / В.В. Матвеев, Л.В. Мазур // Территория науки. - 2021. - №4. - С.101-107.
18. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 393 c.
19. Подъяблонская, Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / Л.И. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ, 2020. - 559 c.
20. Пономаренко, Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: Учебник / Е.В. Пономаренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 377 c.
21. Ракитина, И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. Люберцы: Юрайт, 2019. - 333 c.
22. Селезнев, А.Н. Федеральный бюджет на 2017 г.: кризисный формат и перспектива / А.Н. Селезнев // Экономист. – 2019. - №12. - C. 3-16.
23. Соловьев, И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, - 2019. - 240 c.
24. Сурхаев, И.Д. Доходы федерального бюджета, пути их роста / И.Д. Сурхарев // Новая наука. - 2021. - № 3. - С. 242-245.
25. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 639 c.
26. http://minfin.ru – Официальный сайт Министерства финансов.