Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Любая организация – это сложная конфигурация, основой жизненного потенциала которой является создание четкой структуры трудовой дисциплины, следование трудовому законодательству, грамотное нормирование и оплата труда, организационная (корпоративная) культура и благоприятная атмосфера, направленная на то, чтобы люди стали членами данного коллектива, работающего во имя корпоративных ценностей, во благо организации. И здесь очень важно учесть все нюансы, особенности, которые позволяют добиться максимально положительных результатов и мотивировать работников на хорошую работу. Причем, именно отношение руководства к сотрудникам является одной из ключевых составляющих благоприятной работы и развития компании.
Но современная жизнь полна трудностей и агрессии, которые приводят к конфликтам. Конфликтные ситуации сопровождают человека практически на каждом шагу, на протяжении всей жизни. В детском саду малыши не могут поделить любимую игрушку, в школе ссорятся за место лидера в классе, в вузе – из-за недопонимания, на работе из-за профессиональных вопросов, в семье, на улице... так уж устроены люди, что столкновение интересов и темпераментов сопровождается нарушением коммуникативных связей и формированием психологических барьеров, вызывающих взаимные негативные реакции, называющимися конфликтом, порождающие агрессию.
Конфликты, сопровождающиеся агрессией, возникают между двумя людьми, между группами людей, кроме того, существуют личностные конфликты, когда человек страдает от противоречий между личностными установками и взглядами на жизнь и общепризнанными, навязанными обществом. Поведение личности во время конфликтных ситуаций – это сложное, многослойное явление, изучение которого позволяет сделать мир гармоничнее и решить множество проблем, как отдельно взятой личности, так и общества в целом. В частности, грамотное решение конфликтных ситуаций и снижение уровня агрессии руководящего состава, деструктивным образом влияющего на весь коллектив, является частью успешного менеджмента и фундаментом построения грамотного бизнеса. Следовательно, актуальность темы исследования состоит в необходимости изучения особенностей агрессивного поведения руководителей организаций разного типа и возникающих конфликтов с целью выработки наиболее эффективных способов повышения качества труда и снижения психологической напряженности.
Объектом исследования является агрессивное поведение руководителей организаций разного типа.
Предмет исследования – стиль руководства ООО «Модис».
Цель исследования состоит в изучении особенностей стиля руководства ООО «Модис», мониторинг конфликтных ситуаций и выработка эффективных решений по совершенствованию менеджмента и кадровой политики.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
• Изучить теоретический материал по конфликтологии и организации труда;
• Изучить прогрессивный опыт крупных предприятий по организации труда и корпоративной культуры;
• Проанализировать стиль руководства и кадровую политику ООО «Модис»;
• Выработать эффективные решения по совершенствованию организации труда и устранения конфликтных ситуаций ООО «Модис».
В ходе работы были использованы методы: контент-анализ, наблюдение, интервью, обобщение данных, методика А.Л. Журавлева «Стиль руководства», методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», методика П.А.Ковалева и Е.П. Ильина «Личностная агрессивность и конфликтность».
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проявления агрессивного и деструктивного поведения в организации
1.1 Агрессия как способ разрешения конфликтной ситуации в коллективе
В агрессивном поведении человек выражает свои чувства и мнения в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере. Он пренебрегает правами других или ущемляет их. Чувства и права другого человека, который является объектом агрессии, мало принимаются в расчет, или вовсе не принимаются. Человек, который ведет себя агрессивно, допускает очень малую долю ответственности за последствия своих поступков.
Подростки, в отличие от старшеклассников, не могут определить агрессивное поведение как неприемлемое поведение в обществе. Да и сами старшеклассники порой не дифференцируют следующие разновидности поведения: агрессивное, уверенное, защита своих прав. Некоторые ученые (О. Г. Петушкова, 2000) признают, что некоторая доля агрессивности, понимаемая как напористость, инициативность, должна присутствовать в каждом человеке.
В педагогической деятельности мы часто видим, что агрессивность, направленная вовне, в том числе на учащегося, свидетельствует о своеобразной коммуникативной некомпетентности учителя в области взаимодействия с учащимися. Именно осознание агрессивности, по мнению К. Бютнера, может помочь снять ее.
В бихевиоризме агрессия рассматривается как проявление негативного отношения к объекту или человеку, который и является препятствием для достижения какой-либо цели.
Так, 3. Фрейд относил агрессию и агрессивность к тем проявлениям, против которых, в частности, и используются защитные механизмы. Следствием такого рассмотрения агрессии возможно понимание ее либо как своеобразной защитной реакции человека на те или иные внешние и внутренние раздражения, либо как нападения, борьбы.
В рамках теории дифференциальных эмоций агрессия определяется как враждебное действие или поведение. Агрессия — это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности [3, c.155].
Агрессия (от лат. aggredi — нападать) — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию.
Агрессивное поведение направлено на удовлетворение своей потребности посредством нарушения свободы других. Например, реакция на похвалу: «Да я всегда такой!», уменьшает шанс того, что дающий похвалу повторит ее.
Агрессия нередко становится защитной реакцией на определенные негативные ситуации, в частности, конфликт. Как процесс, конфликт представляет собой антитезис сотрудничества. Почти любое человеческое действие, скорее всего, будет направлено в сторону надежд или вмешается в планы кого-то другого. Однако такое действие становится конфликтом только в том случае, если сознательная попытка оказывается неудачной. Когда кандидат получает работу, это означает, что ему отказывают в ней другие.
Но в действиях успешного кандидата нет сознательного намерения противостоять, сопротивляться или принуждать, и поэтому его нельзя назвать конфликтной ситуацией. Иными словами, конфликт – это соперничество в его более случайных, личных и враждебных формах. Это процесс получения вознаграждения путем устранения или ослабления конкурентов. Через него одна сторона пытается уничтожить или, по крайней мере, низвести до подчиненного положения другую сторону. Далее, хотя обычно насилие ассоциируется с конфликтом, оно может происходить и без него. В мировой истории немало примеров такого типа конфликта. Так, например, гражданское неповиновение и ненасильственная Сатьяграха, с помощью которых известный индийский политик, Махатме Гандиджи боролся с британским империализмом, являются лучшими иллюстрациями этого типа конфликта. [2, с.34]
Таким образом, конфликт - это противостояние или борьба, включающая (а) эмоциональную высоту враждебности, а также (б) насильственное вмешательство в свой автономный выбор.
Конфликт универсален. Он встречается повсеместно. Никогда не было такого общества, в котором отдельные люди или группы не вступали бы в конфликт. По мнению английского ученого демографа, священника, автора многочисленных книг, Томаса Мальтуса, причиной конфликта является сокращение предложения средств существования. Согласно Дарвину, основными причинами конфликтов являются принципы борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных.
1.2 Типы конфликтов, приводящие к возникновению агрессии
Немецкий философ, социолог, Георг Зиммель выделял четыре типа конфликтов:
1) война;
2) вражда или вымышленная борьба;
3) судебная тяжба;
4) конфликт безличных идеалов.
Война - это вид группового конфликта, с которым мы наиболее знакомы. До развития межтерриториальной торговли война была единственным средством контакта между чужеземными группами. В этом случае война, хотя и носит диссоциативный характер, имеет определенно ассоциативный эффект.
Зиммель приписывал войну глубоко укоренившемуся в человеке антагонистическому импульсу. Но чтобы привести этот антагонистический импульс в действие, необходима определенная цель, которая может быть желанием получить материальный интерес. Можно сказать, что антагонистический импульс создает основу для конфликта.
Вражда - это внутригрупповая форма войны, которая может возникнуть из-за несправедливости, якобы совершенной одной группой по отношению к другой [6, c. 102-105].
Судебная тяжба - это судебная форма конфликта, когда кто-то, индивид или группа лиц, предъявляет свои требования к определенным правам на основе объективных факторов, при этом субъективные факторы исключаются.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст]: Пер. с англ. / М. Армстронг. – М.: Питер, 2015. – 825 с.
2. Армстронг, М. Стратегическое управление человеческими ресурсами [Текст]: Пер. с англ. / М. Армстронг. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 328 с.
3. Аудит и контроллинг персонала организации [Текст]: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2015. – 224с.
4. Аширов, Д.А. Организационное поведение [Текст]: Учебник / Д.А. Аширов. – М.: Изд-во Проспект, 2014. – 360 с.
5. Банникова, Л.Н. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / Л.Н. Банникова. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2015. – 151 с. 72
6. Бельская, Е.Г. Управление персоналом: технологии и методы. – М.: ГУУ, 2020. – 109 с.
7. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом. – Мн.: Современная школа, 2015. – 448 с.
8. Бердычевский, В.С. Трудовое право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 512 с.
9. Бухалков, М.И. Управление персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 368 с.
10.Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе [Текст] / В.Р. Веснин. – М.: Юристъ, 2014. – 496 с.
11.Веснин, В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2014. – 688 с.
12.Генкин, Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Норма, 2017. – 448 с.
13.Глазов, М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персоналменеджмента. – М.: Изд-во Андреевский изд. дом, 2017. – 251 с.
14.ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». – М.: ИПК Издательство стандартов, 2019.
15.Дейнека, А.В. Современные тенденции в управлении персоналом. – М.: Изд-во «Академия Естествознания», 2018. – 291 с.
16.Дирксен, Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным. – М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2015. – 276 с.
17.Дуракова, И.Б. Управление персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 546 с.
18.Егоршин, А.П. Организация труда персонала [Текст]: Учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 320 с.
19.Жигалова, А.А. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации в компании. «Концепт». 2017. № 6. – С. 176-180.
20.Жиленкова, Е.П. Управление промышленным предприятием на основе использования его интерспецифических ресурсов. Экономика и предпринимательство. 2012. № 1 (24). – С. 126-128.