Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Наркомания - социально значимая проблема современного общества. Употребление наркотиков крайне негативно сказывается на социально-психологической атмосфере в обществе, правопорядке, культуре и здоровье населения, особенно несовершеннолетних.
В целях противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ их потребление запрещено на всей территории Российской Федерации Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Наркотическими средствами являются вещества синтетического или природного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.
В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» незаконным потреблением наркотических средств или психотропных веществ является их потребление без назначения врача.
Административная и уголовная ответственность предусмотрена за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное приобретение, хранение и перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Административная ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков является средством реализации правоохранительной функции, направленной на противодействие незаконному обороту и злоупотреблению наркотиками, что является основным направлением государственной антинаркотической политики.
Нормы административного законодательства являются своего рода препятствием для немедицинского употребления наркотиков, пропаганды их выращивания, оборота и потребления. Это, в свою очередь, создаст основу для повышения безопасности государства в экономической сфере и в сфере защиты жизни и здоровья нации.
Указанные обстоятельства определили выбор темы выпускной квалификационной работы и указывают на ее актуальность и практическую значимость.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также деятельность органов внутренних дел в возникающих правоотношениях.
Предметом исследования являются положения административного законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков, а также практика их применения.
Целью исследования является изучение особенностей привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Указанная цель обуславливает постановку подлежащих решению следующих задач:
изучить правовое регулирование незаконного оборота наркотически средств;
раскрыть сущность административной ответственности за действия с наркотическими средствами;
рассмотреть организацию деятельности органов внутренних дел по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере незаконного оборота наркотически средств и психотропных веществ.
Методологической основой работы являются фундаментальные законы, категории и понятия философии, общенаучные и частнонаучные методы. Методологической основой исследования являются общенаучный метод познания, метод системного анализа, нормативно-логический метод, статистический метод, методы сравнительного правоведения и правового моделирования.
Теоретической основой исследования послужили нормы административного законодательства, научные труды по криминологии, административному праву и процессу, а также публикации в периодической печати по вопросам, связанным с исследуемой проблемой.
При подготовке работы мы опирались на положения Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Эмпирическую основу исследования составляют: материалы опубликованной судебной практики, а также статистические данные и аналитические материалы Министерства внутренних дел России.
Структура работы определяется целями и задачами исследования и состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
1. Правовое регулирование незаконного оборота наркотически средств
Большинство ученых-административистов признают административное правонарушение фактическим основанием административной ответственности, а именно состав конкретного административного правонарушения. Отличительной особенностью административной ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков является то, что фактическим основанием для ее наступления является административное правонарушение, совершенное в сфере незаконного оборота наркотиков.
Понятие административного правонарушения законодательно закреплено в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2]. Административное правонарушение - это незаконное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ устанавливает административную ответственность.
Из данного определения следует, что всем административным правонарушениям присущи следующие формальные и материальные признаки:
противоправность (формальный признак);
виновность (материальный признак);
административная наказуемость (формальный признак).
Выделение другого существенного признака административного правонарушения – общественной опасности - является дискуссионным в административно-правовой науке. Одна группа авторов (например, Е.В. Зыкина, Н.М. Конин, Г.И. Петров, О.М. Якуба) считает, что общественно опасное деяние является только преступлением, а административное правонарушение - только вредным. Большинство ученых признают общественную опасность административных правонарушений, характеризуя ее как меньшую, чем общественную опасность преступлений. В то же время некоторые из них выделяют общественную опасность как признак административного правонарушения (А.Б. Агапов, Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, Ю.М. Козлов, Н.В. Макарейко, М.В. Никифоров и И.А. Скляров, Л.Л. Попов) и другие (В.М. Манохин и Ю.С. Адушкин, И.С. Самощенко, В.Е. Севрюгин) общественная вредность, определяющая ее содержание через критерий общественной опасности.
Приведенный выше обзор свидетельствует о том, что среди ученых нет единого мнения о природе данного признака административного правонарушения. На наш взгляд, следует согласиться с мнением Ю.С. Адушкина о необходимости выделения «еще одного существенного признака административного правонарушения – его социальная вредоносность, которую следует рассматривать как меньшую общественную опасность деяния по сравнению с преступлениями». Этот вывод следует из анализа статей 2.2 и части 1 статьи 4.2 КОАП РФ, в которых говорится о «вредных последствиях» административных правонарушений, а также из наличия ряда сопутствующих преступлений и административных правонарушений, дифференцированных по оценочным, количественным или стоимостным критериям и наличию наступивших последствий. В сфере незаконного оборота наркотиков также существуют смежные составы: статья 228 Уголовного кодекса и 6.8 Административного кодекса Российской Федерации; в определенной степени статья 230 Уголовного кодекса и 6.13 Административного кодекса Российской Федерации, статья 228.2 Уголовного кодекса и 6.15 Административного кодекса Российской Федерации. Безусловно, административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков имеют социальную вредоносность, так как влекут за собой вредные последствия, посягают на здоровье населения, общественный порядок и установленный государством порядок оборота наркотиков [12, с. 45].
Необходимо согласиться с мнением Д.Н. Бахрах о двойной незаконности административных правонарушений: «они нарушают нормативную норму трудового, финансового, земельного и других отраслей права и норму административного права, которая защищает эту нормативную норму своей санкцией»1. Характерной особенностью признака незаконности административного правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков является нарушение соответствующим действием или бездействием российского законодательства о наркотиках, содержащего нормативные нормы, запреты и правила, за нарушение которых установлена административная ответственность. Поскольку правовой основой административной ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков, как было обосновано в первом пункте нашей работы, должен быть только Административный кодекс Российской Федерации, именно этот закон Российской Федерации устанавливает административную наказуемость правонарушений в этой сфере.
Признаки административного правонарушения только позволяют нам отличить его от преступлений и других противоправных деяний. Фактическим основанием административной ответственности является состав административного правонарушения. В теории административного права под составом понимается совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков, определяющих соответствующее противоправное деяние как конкретное административное правонарушение.
Состав административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков закреплен в следующих статьях Административного кодекса Российской Федерации: 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.10, 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1, 10.4, 10.5, 12.8, 20.20 (части 2 и 3), 20.22 [9, с. 22].
Классически составы административных правонарушений включают четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Спорным в юридической литературе является вопрос о наличии субъективной стороны в составе административных правонарушений, совершенных юридическими лицами, который решается в зависимости от подхода при определении вины юридического лица. Основные точки зрения по этому вопросу будут обсуждены далее.
Различают общие, родовые, специфические и прямые объекты административных правонарушений. Некоторые ученые различают только общие, родовые и непосредственные объекты, отождествляя непосредственные и специфические объекты.
Общим объектом административных правонарушений являются охраняемые законодательством общественные отношения, на которые посягает любое деяние, являющееся административным правонарушением. Такие общественные отношения защищены административным наказанием.
В целях выявления и дальнейшего изучения административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков мы предлагаем определить общий объект для этих правонарушений. Распространенным объектом административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков являются общественные отношения, охраняемые законодательством России о наркотиках. Эти отношения возникают в связи с осуществлением государственного регулирования в сфере незаконного оборота наркотиков и в сфере противодействия их незаконному обороту.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. - № 256.
3. Агапов, А. Б. Административное право / А.Б. Агапов. - М.: Юрайт, 2019. - 287 c.
4. Административная ответственность. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2020. - 232 c.
5. Административная ответственность. Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 248 c.
6. Административное право Российской Федерации. Практикум. Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2020. - 256 c.
7. Административное право. Краткий курс. - М.: Окей-книга, 2020. - 156 c.
8. Административное право: учебно–методический комплекс / Т. В. Телятицкая, А. П. Куракова. – Минск: Издательство МИУ, 2019. – 300 с.
9. Административное право: учебник / Э. Г. Липатов и др. – М.: Дашков и К°, 2018. – 452 с.
10. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. – М.: Юристъ, 2020. – 456 с.
11. Административное право в схемах: Учеб. пособие для вузов / В. В. Власенков, Б. В. Российский, Н. Д. Эриашвили и др.; Под ред. А. М. Никитина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА – Закон и право, 2018. – 345 с.
12. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: Норма: Инфра–М, 2018. – 575 с.
13. Административное право: учебник / А. М. Волков, А. С. Дугенец. – М.: Форум: Инфра–М, 2019. – 287 с.
14. Административное право: учебник / Л. В. Акопов, М. Б. Смоленский. – М.: Дашков и Кº: Академцентр, 2018. – 351 с.
15. Административное право: лекции / А. Н. Бабай, А. Г. Пархоменко. – М.: Издательство МПСУ. – Воронеж: МОДЭК, 2019. – 455 с.
16. Административное право: учебник / Л. М. Рябцев и др. – М.: Амалфея, 2018. – 414 с.
17. Административное право и процесс: практикум / Г. А. Василевич, С. М. Забелов, Д. Е. Тагунов. – М.: Право и экономика, 2018. – 230 с.
18. Алехин, А. П. Административное право России / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Дрофа, 2018. - 242 c.
19. Андреева, Е. М. Административое право / Е.М. Андреева, Е.И. Сидоров. - М.: МГОУ, 2018. - 390 c.
20. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / Н. М. Конин. – М.: Проспект, 2019. – 256 с.
21. Конин, Н. М. Административное право России в вопросах и ответах / Н.М. Конин. - М.: Проспект, 2019. - 256 c.
22. Конин, Н. М. Административное право. Учебник / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. - М.: Юрайт, 2018. - 576 c.
23. Копытов, Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – М.: Юрайт, 2018. – 645 с.
24. Краснов, А.С. Административная ответственность. Учебно-методический комплекс. Сборник административно-процессуальных документов / А.С. Краснов. - М.: Проспект, 2019. - 651 c.
25. Макарейко, Н.В. Административное право. Учебное пособие для вузов / Н.В. Макарейко. - М.: Юрайт, 2020. - 336 c.
26. Миронов, А. Н. Административное право / А.Н. Миронов. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 320 c.
27. Четвериков, В. С. Административное право / В.С. Четвериков. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 400 c.