Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. На современном этапе проблема развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками приобретает особую остроту и актуальность. Ребенок является социальным существом. С самого рождения он испытывает огромную потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Эта потребность постоянно нарастает и на протяжении всей жизни является необходимой. Дети постоянно нуждаются в эмоциональном контакте с родными и близкими.
Дошкольный возраст - это период наиболее быстрого социального развития личности. Этот период является важным в процессе становления личности ребенка. Дети в этом возрасте нуждаются в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании. Огромная роль в развитии общения и взаимодействия со сверстниками принадлежит взрослому, ведь взрослые являются образцом для подражания. Глядя на взрослых, дети пытаются повторять манеру поведения, стиль общения, взаимоотношения с другими людьми.
В дошкольном возрасте при общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни детей. Она является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Специфика общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками отличается во многом от общения ребенка со взрослыми. Общение со сверстниками более эмоционально насыщено, в нем отсутствуют такие жесткие нормы и правила, которые необходимо соблюдать при общении со взрослыми. Дети со сверстниками чувствуют себя более раскованно, раскрепощено, чаще проявляют инициативу, и творчество, становятся более активными и самостоятельными. Дети очень любят общаться, во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развиваются коммуникативные умения и способности.
Развитие общения в дошкольном возрасте является необходимым условием для жизнедеятельности и социализации ребенка в обществе. Ведь высокий уровень коммуникативности является основой для успешной адаптации человека в любой социальной среде.
Большое значение в развитии общения и взаимодействия со сверстниками имеет игровая деятельность. Поскольку игра является ведущим видом детской деятельности. В игре ребенок формируется как активный деятель. Он придумывает правила, определяет замысел и воплощает свои придумки в игре. В процессе игровой деятельности происходит формирование целого комплекса качеств, необходимых для развития механизмов социального поведения, таких как общение, взаимодействие, сотрудничество, расширение и углубление чувств, переживаний, развивается воля, характер и настойчивость.
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в современных условиях. Поэтому очень важно в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений, особое внимание уделять становлению межличностного общения и взаимодействия.
Гипотеза: развитие общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
- развитие общения правильно организовано, в соответствии с интересами и потребностями детей данной возрастной группы;
- осуществляется систематическое обучение навыкам общения и взаимодействия в различных видах игровой и совместной деятельности;
- формировании коммуникативных способностей и положительных взаимоотношений между детьми.
Объект: развитие общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет: психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками посредством игровых занятий.
Цель: рассмотреть особенности общения детей со сверстниками в дошкольном возрасте
Задачи:
- рассмотреть особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками;
- изучить роль игры в развитии общения детей дошкольного возраста;
- провести экспериментальное изучение общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1. Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками
Общение - сложный процесс установления контактов между людьми. Вступая в произвольное общение со взрослым, ребенок совершает достаточно сложную интеллектуальную и коммуникативную деятельность.
С первых дней жизни общение производится на невербальном уровне, при помощи мимики и пантомимики, объятий, прикосновений и обнимания. Со временем ребенок нуждается в более глубоком общении и сотрудничестве. Так к концу первого года жизни появляется вербальная форма общения, связанная с усвоением языка и речи. А к двум годам складывается первая форма общения со сверстниками. Ребенок входит в детскую среду, приспосабливается к ней, принимает ее нормы и правила, а взрослые активно ему в этом помогают. Они подсказывают малышу, как нужно поступать, и как не следует: можно ли брать чужие игрушки, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, стоит ли жадничать, учат, как быть терпеливыми, вежливыми, уступчивыми. В период с трех до пяти лет происходит интенсивное развитие общения детей не только со взрослыми, но и со сверстниками. В результате этого общения ребенок начинает осваивать предметно-практическую деятельность, активно познавать окружающий мир и самого себя.
Общение является неотъемлемой частью любой совместной деятельности детей, становится основной социальной потребностью. В процессе общения с другими людьми ребенок овладевает социальным опытом. В нем проявляются отношение общающихся друг к другу, к деятельности и ее результатам.
Большое значение приобретает изучение взаимоотношений детей со сверстниками в группе дошкольного образовательного учреждения.
Как отмечала А.П. Усова «в процессе формирования взаимоотношений детей следует сообщать им соответствующие знания, вырабатывать умения, навыки и привычки, прежде всего умение организовать собственную деятельность, вступая в контакт, действовать согласно с другими, а также умения и навыки игры, нравственного поведения, привычку делать полезное и приятное для других. При формировании навыков общения в группе важно воспитывать у ребенка доброе расположение к сверстникам, проявление инициативности первых признаков коллективизма. Однако выработка этих навыков поведения в обществе сверстников возможна только при условии развития у детей общественных интересов и мотивов. Поэтому при организации педагогического процесса особое внимание должно быть уделено развитию социальной мотивации поведения детей, осознанию социальной значимости и мотивов игры.
Уровень развития общих интересов детей в некоторой степени определяет и уровень взаимоотношений. Дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр. Взаимодействие между детьми характеризуется, прежде всего, тем, на какой основе происходит объединение между ними: будет ли оно механическим, когда дети играют, объединяясь только заданным содержанием игры, или они объединяются на более высоком уровне - на основе интереса друг к другу» [24, с.23].
Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения. Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.
Специфика общения ребенка дошкольного возраста с детьми своего возраста во многом отличается от общения докольника со взрослыми. Контакты детей со сверстниками более эмоционально насыщеные, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со сверстниками. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2018. - №10. - С. 14.
2. Артемова Б.Т. О характере взаимоотношений среди дошкольников. - М.: Академия, 2019. - 471с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2017. - 328 с.
4. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М., 2020. - 28 с.
5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2019. - 192 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2008. - 274 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? // АСТ, 2008 - 153с.
8. Гущина Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников. - М.: Буки- Веди, 2018. - 238 с.
9. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под редакцией Репиной Т.А. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
10. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки // Ребенок в детском саду. - 2019. - № 4. - С. 29.
11. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
12. Иванова Г.Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
13. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Высшая школа, 2019. - 109с.
14. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Речь, 2009. - 204 с.
16. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2012. - 687 с.
17. Нечаева В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений детей. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
18. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Репиной Т.А. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
19. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
20. Рояк А.А. Социально-психологические аспекты эгоистического поведения дошкольников. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
21. Рузская А.Г. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М.: Проспект, 2019. - 336 с.
22. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 2019 - 262 с.
23. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 192 с.
24. Усова А.П.: Роль игры в воспитании детей. - М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
25. Финогенова Н.В. Подвижные игры в физическом воспитании детей в период подготовки к обучению в школе. - Волгоград: ВГАФК, 2017. - 52 с.
26. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск.: Пеленг, 2017. - 362 с.
27. Цукерман, Г.А. Ребенок в коллективе сверстников. // Дошкольное воспитание. - 2019. - №4. - С. 26.
28. Шипицына Л.М. Азбука общения. - СПб: Детство-Пресс, 2020. - 211 с.
29. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в игре. - М.: Просвещение, 2017. - 80 с.
30. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Академия, 2018. - 677 с.