Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебной деятельности. Однако у большинства учащихся начальных классов, которые начинают школьное образование, игровая мотивация сохраняется в течение длительного периода времени. В связи с этим возникает внутренний конфликт: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием деятельности, которую он должен в ней выполнять. Образовательный процесс должен быть структурирован таким образом, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения.
Проблема влияния эмоций на личностное и психическое развитие детей относится к числу значимых и недостаточно изученных в психологии. Л.И. Божович [4], Л.С. Выготский [8] в своих исследованиях установили зависимость между нарушениями в эмоциональной сфере и развитием личности в целом; выявили, что эмоциональные отношения с близкими, возможность удовлетворения эмоциональных потребностей во многом определяют личностное развитие.
Актуальность проблемы повлекла за собой выявление противоречия между потребностью в методическом обеспечении процесса учета особенностей эмоциональных отношений детей младшего возраста и отсутствием изучении эмоционального отношения к учебной деятельности в младшем школьном возрасте в современных условиях образовательного процесса начальной школы.
Вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Эмоциональное отношение к учебной деятельности у младших школьников».
Цель исследования – выявить эмоциональное отношение к учебной деятельности у младших школьников.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – эмоциональное отношение к учебной деятельности у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что в младшем школьном возрасте учащиеся испытывают сильные эмоциональные потрясения, связанные с активной учебной деятельностью.
Сформулированные цель, объект и предмет позволили разработать задачи исследования:
1. Дать характеристику понятия «эмоции», «младший школьник», «эмоциональное отношение» на основе анализа литературы по теме исследования;
2. Изучить психологические особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
3. Описать особенности эмоционального отношения к учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
4. Подобрать методики для изучения эмоционального отношения к учебной деятельности у младших школьников;
5. Провести диагностику по определению эмоционального отношения к учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
6. Разработать рекомендации для учителя по формированию положительного эмоционального отношения к учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Методы исследования:
1) Теоретический метод – сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2) Психодиагностические методы: Эмоциональное отношение к обучению на основе опросника Ч. Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой;
3) Математические методы обработки результатов – описательная статистика, графическое представление.
Базы исследования: город Омск, Полтавский район, Еремеевское сельское поселение. БОУ «Еремеевская средняя школа».
Экспериментальная выборка: в исследовании приняли участие младшие школьники 4-го класса в количестве 24 человек в возрасте 9-10 лет, 10 мальчиков и 14 девочек.
Продолжительность исследования: 2 месяца (ноябрь 2021- декабрь 2021).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика понятий «эмоции», «эмоциональное отношение», «младший школьник» в психолого-педагогической литературе
Эмоциональная сфера ребенка играет большую роль в жизни и развитии личности. Через эмоции познается окружающий мир, если человек радостный, то он склонен воспринимать мир через самые яркие цвета, а испуганный человек видит лишь объекты, которые вызывают негативные эмоции. Ученые называют такое явление, как эффект суженного зрения. Также эмоциональные факторы влияют и на память. В памяти оставляют след те эмоции, которые вызывали яркие чувства, и наоборот чувство тревоги. Эмоции являются главной чертой личности.
Слово «эмоции» происходит от латинского emovere в переводе означает – возбуждать, волновать. Энциклопедия Кругосвет трактует данное понятие так: эмоция (от лат. «emotion» – волнение) – это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности [40].
Эмоция определялась как:
- состояние, регулирующее телесные действия [37];
- особое состояние сознания [40];
- любое переживание сильного чувства, обычно сопровождаемое соматическими изменениями [16].
Термин эмоции определяется следующим образом: это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности [28].
Психологический словарь рассматривает понятие «эмоции» следующим образом: особая форма психических процессов связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, которые отражаются в форме переживаний [32].
Эмоции – это физиологические состояние человека, выражающие состояние организма от высоких чувств до глубоких переживаний [40]. Эмоции подразделяются на два вида:
- врожденные, это те эмоции, которые приобретаются ребенком в утробе матери, формируются на непроизвольном уровне;
- приобретенные, возникшие во время процесса жизнедеятельности, в социуме.
- переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;
- наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма;
- фиксацию выразительных комплексов эмоций, подающихся наблюдению [19].
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия [40].
В книге «Эмоции человека» Кэррола Изарда понятие «эмоция» трактуется, как не простой феномен. Есть три аспекта, которые более точно раскрывают данное понятие:
переживаемое или осознаваемое ощущение;
процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;
поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в честности те, которые отражаются на лице [20].
Эмоциональные отношения – это переживание связи человека с другими людьми, предметами и явлениями объективного мира. Эмоциональные отношения характеризуют влияние эмоций на взаимодействие человека с внешним миром. Эмоциональное отношение непосредственно, импульсивно и часто бессознательно.
Основными эмоциональными отношениями являются привязанность, страсть, вражда, неприязнь, ненависть. Нарушение эмоциональных отношений возникает в силу ряда причин [24].
В своих работах С. Томпкинс выделяет первичные и вторичные эмоции. К ряду первичных эмоций относятся девять переживаний: страх, гнев, наслаждение, отвращение, интерес, удивление, презрение, стыд, горе. В сочетаниях первичные эмоции составляют вторичные [20].
Р. Плутчик определяет эмоцию как реакцию организма, связанную с приспособительным процессом. Он выделили восемь основных эмоций: страх, гнев, радость, отвращение, предвкушение, удивление, печаль, одобрение. И показал, что они в различных комбинациях образуют вторичные эмоции [23].
Младший школьник характеризуется степенью пригодности, готовности и включенности в учебную деятельность. Поступление в школу изменяет эмоциональные отношения ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может либо не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает.
Считается, что младший школьный возраст «эмоционально насыщен». Так, В.А. Крутецкий считает, что эмоционально жизненный опыт медленно перетекает из дошкольного возраста в младший школьный, но при этом свобода в дошкольном возрасте меняется на другие правила и нормы жизни, тем самым вызывая новые эмоциональные переживания [38].
Таким образом, рассмотрев различные подходы к исследуемым определениям можно заключить, что эмоции являются неотъемлемой частью жизни человека. Эмоции образуют эмоциональные отношения. Основными эмоциональными отношениями являются привязанность, страсть, вражда, неприязнь, ненависть. Младший школьный возраст – это начальная ступень обучения в условиях школы. Переход с дошкольного в школьное учреждение знаменует резкие перемены в эмоциональном отношении младшего школьника.
1.2 Психологические особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Поступление ребенка в начальную школу приводит к возникновению новой социальной ситуации развития, ключевой фигурой которой является учитель.
Новая социальная ситуация развития младшего школьника требует особой, новой ведущей деятельности, т.е. того вида деятельности, который определяет формирование основных психологических новообразований на данном возрастном этапе. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.
Д. Б. Эльконин определял учебную деятельность как деятельность, содержанием которой является овладение обобщенными способами действий в области научных понятий, которые должны быть мотивированы адекватными мотивами. Они могут быть мотивами приобретения обобщенных методов действия или, проще говоря, мотивами собственного роста, собственного совершенствования [26]. Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то это поддерживает, наполняя новым содержанием, те общие мотивы, виды деятельности, которые связаны с позицией учащегося, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 672 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Просвещение, 2002. – 98 с.
3. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. – 112 с.
4. Божович, Л. И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. Очерки психологии детей / Л. И. Божович. - М.: АПН РСФСР, 1950.
5. Венгер, А. Л. Развитие учебной самостоятельности / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: ОИРО, 2010. – 152 с.
6. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов. - М.: Рассказов, 2003 - 356 с.
7. Воронцов, А. Б. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова / А. Б. Воронцов, Е. В. Чудинова - М.: Рассказовъ, 2014. - 300 с.
8. Выготский, Л.С. Детская психология. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1984. – 98 с.
9. Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно: разраб. занятий / Т. С. Гарькавая. - Минск: Дикта, 2012 - 159 с.
10. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ, 2007. – 96 с.
11. Горбачевская, Н. Л. Возрастная динамика характеристик памяти мальчиков и девочек 6-12 лет / Н. Л. Горбачевская, Л. П. Якупова, А. Р. Лурия. – М., 1997. – 100 с.
12. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся / А. Градова // Учитель. - 2008 - №6. - С.76-80.
13. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Логос, 1996. -147 с.
14. Дмитриев, Б. Д. Психологические особенности постановки учебных задач младшим школьникам / Б. Д. Дмитриев. – Вопросы психологии. – 1985. - №2. – С. 5-9.
15. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников: учеб. пособие / Н. В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 97 с.
16. Еремеева, В. Д. Проблемы дифференцированного обучения: как научить каждого: методол. функции нейропсихологии в совершенствовании пед. практики / В. Д. Еремеева. – СПб: ГНУ Ин-т образования взрослых, 2003 – 59 с.
17. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 332 с.
18. Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. - М.: 1975. – 187 с.
19. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды / А. В.Запорожец. - М.: Аспект Пресс. 1986. – 210 с.
20. Игнатьева, Е. И. Психология младшего школьника / Е. И. Игнатьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 185 с.
21. Изард, К. Эмоции человека : пер. с англ. / К. Изард. – М.:Изд- во Моск. ун-та, 1980 – 440 с.
22. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
23. Ильина, В. С. Формирование стремлений к знаниям, мотивация учения школьников / В. С. Ильина. – Ростов н/Д, 1975. – 137 с.
24. Истомина, З. М. Развитие произвольного поведения у детей школьного возраста / З. М. Истомина. - Известия АПН РСФСР. – 1948. - №14. – С. 39-42.
25. Кабаева, В. М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании / В. М. Кабаева. – М.:МГППУ, 2007. – С. 11.
26. Калинина, Н. В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2008 - 80 с.
27. Калмыкова, З. И. Обучаемость и принципы построения ее диагностики / З. И. Калмыкова. – М.: Просвещение, 1998. – 96 с.
28. Ковалев, В. И. Мотивы поведения деятельности / В. И.Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.
29. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники особенности развития / И. Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
30. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1972. – 167 с.
31. Лозоцева, В. Н. Формирование учебной мотивации школьников / В. Н. Лозоцева. - Школа и производство. – 2004. - №4. – С. 23-36.
32. Мануйленко, З. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста / З. В. Мануйленко. - Известия АПН РСФСР. – 1983. - №14. – С. 39-42.
33. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 184 с.
34. Маркова, А. К. Мотивация учения и воспитания у школьников / А. К. Маркова. - М.: Просвещение. 1998. – 154 с.
35. Маркова, А. К. Психологическая характеристика мотивации учения школьников. Виды мотивов учения // Педагогическая психология. Хрестоматия / под ред. Г. Г. Гореловой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.
36. Мирзоев, С. С. Активизация познавательного интереса учащихся / С. С. Мирзоев // Биология в школе. - 2007 - №6. - С.35-38.
37. Петровский, А. В. Быть личностью / А. В. Петровский. – М.: Логос, 1990. – 87 с.
38. Попова, Е. В. Психофизиологический анализ интеллекта и стратегий принятия решений у детей предшкольного и школьного возраста : автореф. дис. канд. биол. наук: 19.00.02 / Е.В. Попова. – Архангельск, 2003 – 20 с.
39. Семенова, Г. А. Развитие учебно–познавательных мотивов младших школьников / Г. А. Семенова. - М.: «Школьный психолог», 2004. - № 10. – С. 18-21.
40. Серпова, Н. М. Формирование учебной мотивации у младших школьников / Н. М. Серпова. - «Сибирский учитель». - 2006.- №2. – С. 55-58.
41. Тешева, М. М. Роль стимулирования и мотивации в обучении / М. М. Тешева. - Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. – 2005. - №1. – С. 141-144.
42. Щукина, Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И.Щукина. – М.: Просвещение, 1979. – 174 с.
43. Рубченкова, Т.Ю. Рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребенка [URL] Режим доступа: https://infourok.ru/rekomendacii-po-razvitiyu-emocionalnoy-sferi-rebenka-2424875.html.
44. Семенова, О.А. Рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребёнка [URL] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-sfery-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewer.