Фрагмент для ознакомления
2
Сформировавшись в начале прошлого столетия как одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала при помощи З. Фрейда, а после при помощи его последователей, стал постепенно трансформироваться в концепцию, которая претендует на оригинальное решение практически любой проблемы. Одновременно с этим, психоанализ стал элементом повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и в США.
Психоанализ представляет собой не только вид психотерапевтической и клинической практики. Это и философская концепция о человеке, и социальная философия. Это и часть западной культуры. Психоанализ был актуален для своего времени, когда практически полностью разделились публичная и частная жизнь в буржуазном социуме. Это приводило к так называемому «кризису идентичности», когда немногие люди могли найти свое «подлинное я» в жизни, политике, бизнесе, культуре.
Большая часть людей в обстоятельствах разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления оставалась в поисках своего «подлинного я» в частной жизни .
Теория психоанализа стала развиваться по такому направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных процессов психики – к «метапсихологии», то есть общности теоретических основ о психике человека. После данная теория явилась основой для реализации теории психоанализа в разных событиях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии.
Целью данной работы является рассмотрение аналитической психологии К. Юнга: теории и практики.
Задачи:
-описать сущность психоаналитической психологии Юнга;
-рассмотреть структуру психики по Юнгу;
- проанализировать коллективное бессознательное, по Юнгу.
- изучить метод самоисследования по Юнгу;
- проанализировать современные направления аналитической психологии Юнга.
Объект исследования – аналитическая психология К. Г. Юнга.
Предмет исследования – практическое применение аналитической психологии К. Г. Юнга.
1 Психоанализ К. Г. Юнга: общая характеристика. Структура психики человека в концепции К. Г. Юнга
1.1 Сущность психоаналитической концепции К. Г. Юнга
В прошлом столетии появление и распространение практик психотерапии являлось важнейшим средством, при помощи которого медицина пришла к пересмотру того, что является человеком. Данные практики предлагали изменять субъект и инициировали новые представления о том, что означает быть человеком .
Сдвиг в начале прошлого века от психотерапевтической концепции, которая направлена только на лечение патологии, к психотерапии, которая является средством поддержки новых разновидностей благополучия, являлся одним из направлений этого развития.
Психотерапия стала местом, где принимались новые теории относительно того, что это – быть человеком. Психоанализ, созданный 3. Фрейдом, имел много сторонников и последователей, чьи идеи способствовали изменению фрейдизма, что в конечном итоге привело к появлению нео-буддизма.
Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и основатель аналитической психологии (1875–1961), является одним из ближайших партнеров З. Фрейда и его исследований.
Рис. 1 - Карл Густав Юнг
Его основные различия с Фрейдом были связаны с двумя фундаментальными аспектами: роль сексуального принципа в психической жизни человека и интерпретация сознания . Юнг раскритиковал панику Фрейда, утверждая, что невозможно проанализировать все проявления сознания только с точки зрения подавленной сексуальности. По его словам, с точки зрения психоаналитической практики очень трудно обосновать формирование психики человека только на половых дисках. Происхождение человеческой души, творчества и культуры невозможно объяснить только концепцией сублимации, поскольку их формирование определяется многими факторами, в том числе надиндивидуальными .
Юнг дает более широкую энергетическую интерпретацию либидо, которое является проявлением сознательной и бессознательной человеческой жизни. Поэтому развитие человеческой психики и конфликты, которые она вызывает, не объясняются формами сексуальной активности, потому что существует единый поток жизненной умственной энергии, который «распространяет» преодоление препятствий или устраняет непреодолимые препятствия для жизни.
Природа этих образов и переживаний бессознательна, но не в субъективном или индивидуальном смысле, как в коллективном личном содержании, уходящем корнями в глубокую древность. Юнг назвал эти образы архетипов коллективного сознания, которые он понимал, как регулятор ментальных инстинктов, сейчас как основной элемент формирования глобального восприятия и как результат самопроизвольной генерации образов всех возрастов и народов. Простейшие типы архетипов являются четкими символами снов Юнга, которые рассматриваются не как коды отдельных сексуальных дисков, а как изображения самых старых, слишком индивидуальных культурных значений.
Юнг говорит, что единственное, что доступно для психологических исследований, - это описание архетипов. В связи с этим Юнг имел тенденцию подчеркивать близость методов аналитической психологии к художественным методам. Правильно истолковав архетипический символизм, Юнг также счел полезным ввести в аналитическую психологию сознательно иррациональные компоненты: мистические восточные учения, парапсихологические явления, оккультизм. Связь между универсальными образами и архетипами с индивидуальной психикой естественна и зависит от биологических и энергетических законов. Противоречия возникают в бессознательном взаимодействии архетипического и сознательного ментальных компонентов, когда можно различить две крайности, которые одинаково опасны для человека и общества. Первое проявляется в восточных религиозно-мистических культах, где принцип личности полностью исчезает в архаичных элементах «коллективного сознания», где индивидуальное рациональное развитие мира парализовано «сакрализацией» сознания. Другая крайность - это рационально-практическая экспансия Европы I, где коллективное сознание человеческой психической жизни исчезает и искажается .
Что произошло в психотерапии благодаря Юнгу? Юнг сделал психотерапию практикой, которая помогала высшему психологическому и духовному развитию индивида, которое он назвал процессом индивидуации.
Психотерапия предложила социуму новую точку зрения о человеке. Общество же было в процессе становления, и психотерапия предлагала новые способы для эволюции.
1.2 Структура психики человека в концепции К. Г. Юнга: сравнение с концепцией З. Фрейда
В естественной науке предпринимались разные попытки придать психике конкретное место в природе. Например, согласно теории панпсихизма, душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например,
Фрагмент для ознакомления
3
1) Балановский В. В., Н. Я. Грот и К. Г. Юнг: о вкладе русской философии в развитие аналитической психологии // Вопросы философии. — 2016. — № 6. — С. 115-124.
2) Винер Д., Воображение и бессознательное // Журнал практического психолога. — 2010. — N 1.- С. 80-96
3) Губенко О. В., Символическая функция как характеристика зрелого возраста // Психология зрелости и старения. — 2012. — № 3. — С. 18-30
4) Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко – СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
5) Зубцов Ю., Аналитическая терапия (по Юнгу) // Psychologies. — 2014. — № 6. — С. 80-81.
6) Карл Густав Юнг: жизнеописание, мировоззрение, цитаты : за 60 минут. — Санкт-Петербург : Вектор, 2006. — 153, [1] с.
7) Мазилов В. А., De anima: предмет психологии и границы его постижения // Высшее образование сегодня. — 2019. — № 6. — С. 70-80
8) Макешина Ю. В., Материнские архетипы К.-Г. Юнга в дискурсах психоанализа // Личность. Культура. Общество. — 2015. — Т. 17, № 87/88, вып. 3/4. — С. 169-174.
9) Мариносян Т. Э., "Архетип" и "Фрейм" в философской антропологии и аналитической философии // Философские науки. — 2016. — № 5. — С. 56-69.
10) Митрохина А. Л., Аспекты, функции и архетипы // Психология и соционика межличностных отношений. — 2014. — № 6. — С. 5-12.
11) Орехова Н. В., Спонтанность как психологическое понятие // Сибирский психологический журнал. — 2014. — № 51. — С. 7-19.
12) Пучкова Ю., Что такое юнгианская супервизия? // Журнал практического психолога. — 2010. — N 1.- С. 207-210
13) Самуэлс Э., Юнг и постъюнгианцы. — Москва : Добросвет : КДУ, 2006. — 407 с.
14) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991.
15) Фрейджер Р., Аналитическая и индивидуальная психология : Карл Юнг и Альфред Адлер. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 125 с.
16) Хегай Л. А., Юнгианский путь: от психотерапии к алхимии // Журнал практического психолога. — 2010. — N 1.- С. 15-20
17) Штейнхард, Л. Юнгианская песочная терапия/Л.Штейнхард. – СПб.: Питер, 2001.- 302 с.
18) Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – М., 1991. – 343 с.
19) Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуации / К.Г. Юнг. – М., 2009. – 411 с.
20) Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / К.Г. Юнг. – М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2012. – 320 с.
21) Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное / К.Г. Юнг. – СПб, 1997. –544 с.
22) Юнг К. Г., Психологические типы. — Москва. — Минск : АСТ : Харвест, 2006. — 526, [1] с.
23) Юнг К. Г., Человек и его символы. — Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2020. — 400, [4] с.
24) Элленбергер Г. Ф., Открытие бессознательного-2 : история и эволюция динамической психиатрии : Психотерапевтические системы конца XIX - первой половины XX века. — Москва : Академический проект, 2018. — 617 с.
25) Hillman J. Senex and Puer // Puer Papers. – Dallas: Spring, 1979.