Фрагмент для ознакомления
2
Выбранная тема не теряет своей актуальности в силу того, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на поддержку каждого гражданина в тяжёлой жизненной ситуации и защиту от общественной несправедливости. В фундаментальном законе – Конституции Российской Федерации, в ст. 39 утверждается, что любому гражданину предоставлена такая гарантия как социальное обеспечение в случае потери кормильца.
Исследования в рамках данной темы активно продолжаются, о чём свидетельствует ряд работ, изданных в последнее время. Однако стоит отметить, что вопросы назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца затрагивают не только интересы учёных, но и широкой общественности. Это справедливо объясняется тем, что любой гражданин стремится быть защищённым, чувствовать поддержку государства в случае её необходимости. От того, насколько эффективно и слажено будет работать государственный механизм по оказанию социального обеспечения, зависит уровень жизни, как всего населения страны, так и отдельных его членов, в том числе семей.
Сегодня в России сложилась сложная демографическая обстановка, вызванная, среди прочих причин, недостаточной материальной обеспеченностью семей, которые лишились единственного кормильца. Сложившаяся ситуация вынуждает правительство проводить ряд социальных и экономических реформ, направленных на преодоление возникших проблем.
Таким образом, улучшение механизма назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца можно по праву считать одним из приоритетных направлений деятельности России, заинтересованной в стабилизации демографической и социально-экономической ситуации.
Вышеперечисленное указывает на актуальность проблемы регулирования установления пенсий по случаю потери кормильца, необходимости поиска пути решения имеющихся проблем.
Цель исследования – раскрыть сущность, проблемы и перспективы правового регулирования назначения пенсий по случаю потери кормильца.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца.
2. Выявить особенности назначения пенсии по случаю потери кормильца.
3. Проанализировать обращения граждан по вопросам назначения пенсии по случаю потери кормильца.
4. Выявить проблемы и перспективы развития правового регулирования пенсий по случаю потери кормильца в Российской Федерации.
Объект исследования представляет собой правоотношения, возникающие при назначении пенсий по случаю потери кормильца.
Предмет – это нормы права, регулирующие назначение пенсий по случаю потери кормильца в Российской Федерации, а также специальная литература по теме дипломной работы и судебная практика.
При написании данной работы мы использовали такие научно-исследовательские методы, как: анализ научной литературы и нормативно-правовой документации по теме дипломной работы; исторический метод; изучения и обобщение практики; классификация; специально-юридический и сравнительно-правовой.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы назначения пенсий по случаю потери кормильца
1.1. Пенсии по случаю потери кормильца: понятие, виды, условия назначения
По мнению И.В. Григорьева, пенсия по случаю потери кормильца представляет собой ежемесячную денежную выплату, назначаемую на определенный период (или бессрочно), соизмеримую с прижизненными трудовыми доходами кормильца, обеспеченную государством, выплачиваемую в целях компенсации нетрудоспособным членам семьи заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этого лица, право на которую определяется в соответствии с законодательством.
В настоящее время потеря кормильца является юридическим фактом, которому предшествует смерть лица, его безвестное отсутствие или его признание умершим в установленном законом порядке. Поэтому можно сделать вывод, что для назначения пенсионной поддержки важен не юридический факт – смерть, а последствия, которые он влечёт за собой, а именно – лишение семьи финансовой возможности к существованию.
Российский законодатель считает правоотношения по иждивению таковыми в том случае, когда семья лица в случае его смерти утрачивает реальный и единственный источник доходов. Так, члены семьи должны состоять на полном содержании кормильца или же получать от него такую финансовую поддержку, которая была для них единственным или постоянным источником получения средств.
Согласно ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо может быть объявлено в судебном порядке умершим в случае, когда в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания за последние пять лет или же, если человек пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение 6 месяцев. Также стоит отметить, что лицо, состоящее на военной службе или пропавшее без вести в период военных действий, может быть объявлено судом умершим не ранее истечения двухлетнего срока с момента окончания военных действий на такой территории.
День смерти является днём вступления в законную силу судебного решения или днём, указанным в решении, если имеется предполагаемая дата гибели человека.
Кроме того, законом предусмотрен механизм признания гражданина безвестно отсутствующим. Так, заинтересованным лицам (часто – членам семьи) необходимо обратиться с заявлением в суд, когда в течение последнего года, в месте жительства лица нет сведений о месте его фактического или возможного пребывания.
В целом, нетрудоспособные граждане, потерявшие кормильца, вправе претендовать на получение пенсии по случаю потери кормильца. В отечественном законодательстве предусмотрены следующие виды пенсионного обеспечения:
1) страховая пенсия по случаю потери кормильца;
2) пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению;
3) социальная пенсия по случаю потери кормильца .
На наш взгляд, необходимо изучить данные виды пенсий подробнее. Так, правом на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца обладают нетрудоспособные члены семьи умершего лица, являющиеся его иждивенцами. Основанием установления выплаты страховой пенсии данного вида выступает имеющийся трудовой стаж погибшего (умершего) кормильца. Для назначения этой пенсии необходимо иметь минимум один день страхового стажа кормильца.
Членами семьи, отечественное законодательство называет жену (мужа), родителей, ребёнка и иных родственников. При этом отметим, что степень родства устанавливается согласно нормам семейного права. Усыновители равны в правах с биологическими родителями, а усыновлённый (удочерённый) ребёнок – равен родному ребёнку. Также дети, не достигшие 18-летнего возраста, получившие право на данную пенсию, обладают этим правом и в случае их усыновления иными лицами. Мачеха и отчим могут также рассчитывать на пенсионную поддержку по случаю потери кормильца при условии, что они занимались воспитанием пасынка или падчерицы минимум пять лет. При этом пасынок и падчерица вправе рассчитывать на получение этой пенсии наравне с родным ребёнком лица, несмотря на период времени, в течение которого они проживали с мачехой или отчимом. Наконец, сёстры, братья, а также внуки кормильца вправе претендовать на эту пенсию в случае, когда у них нет трудоспособных родителей.
Нормы закона дают понять, что понятие «нетрудоспособность» включает в себя такие разноплановые категории как возраст, невозможность заниматься трудовой деятельностью, инвалидность. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, возрастную категорию составляют:
а) ребёнок, брат, сестра и внук умершего кормильца, которые не достигли совершеннолетия;
б) родители и супруг умершего кормильца, когда они достигли общеустановленного пенсионного возраста;
в) дедушка и бабушка умершего кормильца, когда они достигли общеустановленного пенсионного возраста;
г) ребёнок, брат, сестра и внук умершего кормильца, находящиеся на очной форме обучения по основным образовательным программам до окончания такого обучения, но до достижения 23 лет.
На наш взгляд отдельного внимания заслуживает последний пункт, поскольку юридическая практика по данному вопросу является не
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - ст. 16.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 2 (часть II).
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 52 (часть I). - ст. 6989.
5. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 30. - ст. 3028.
6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 51. - ст. 4831.
7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 52. - ст. 4920.
8. Албогачиева, Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения / Б.М. Алюогачиева // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. – № 11. – С. 271-274.
9. Алексеева, М.Н. Накопительная составляющая пенсионной системы в 2018 году / М.Н. Алексеева // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2018. – № 11. – С. 23-25.
10. Богатый, И. Выбор варианта пенсионного обеспечения / И. Богатый // Практический бухгалтерский учет. – 2021. – № 3. – С. 42-48.
11. Булин, Д. Пенсионная реформа: получить пенсию будет сложнее / Д. Булин // Российская газета. – 2019. – № 62. – C. 56-58.
12. Веровая, С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая // Студенческий форум: электрон. научн. журн. - 2018. - № 27(48). – С. 75-76.
13. Глинская, Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2018. – С. 96-107.
14. Глинская, Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2018. – С. 96-107.
15. Глинская, Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в РФ / Д.Р. Глинская // «Научно-практический журнал Аллея Науки» – №8(24). – 2018. – С. 1-3.
16. Евстратова, А.С. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в России / А.С. Евстратова // Воронежский государственный технический университет – 2018. – С. 81-84.
17. Заболонкова, О. Изменения в пенсионном законодательстве / О. Заболонкова // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2020. – № 2, 3. – С. 12-14.
18. Иванова, Т.А. Пенсионное обеспечение как элемент социально – экономической безопасности РФ / Т.А. Иванова // Studium. – 2021. – № 3 (44). – С. 4.
19. Казова, З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки» – №14. – 2021. – С. 2.
20. Каспарьянц, Н.М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения / Н.М. Каспарьянц // Концепт. – 2019. – № 5. – С. 14–20.
21. Катковская, М.А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения / М.А. Катковская // Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2018. – С. 140-142.
22. Криулин, В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ / В.А, Криулин // Политика, экономика и инновации. – 2018. – № 1 (18). – С. 5.
23. Кузьмичева, Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / Ю.В. Кузьмичева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – №11(27). – 2018. – С. 1-4.
24. Мамий, Е.А. Актуальные проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации / Е.А. Мамий, А.В. Новиков // Финансы и кредит. – 2019. – №19 (595). – С. 120-126.
25. Нагога, М. Пенсионная система: большая перемена / М. Нагога // Бюджет. – 2020. – № 2. – С. 8.
26. Полякова, А.Г. Региональное экономическое пространство и территориальное развитие: оценка действия сил связанности / А.Г. Полякова, И. С. Симарова // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 2. – С. 48-60.
27. Рознина, Н.В. Современное состояние системы пенсионного обеспечения в РФ / Н.В. Рознина, М.В. Карпова // Инновационная Наука. – 2021. – №2-2 (14). – С. 81-83.
28. Синявская, О. Российская пенсионная реформа: куда идти дальше? / О. Синявская // SPERO. – 2019. – №13. – C. 196-200.
29. Соловьев, А.К. Базовый элемент пенсионной системы / А.К. Соловьев // Финансы. – 2020. – № 12. – С. 11-13.
30. Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru.