Фрагмент для ознакомления
2
родители ребенка совместно с педагогом выбирают стратегии работы, ставят цели, предполагают достижение неких результатов. Такая совместная деятельность укрепляет в сознании родителей понимание о важности и необходимости проектной деятельности, о своей возможности влиять на реализацию проектов, о тех положительных результатах и прогрессе, который принесет проект родителям и ребенку.
Совместное планирование проекта укрепит мотивацию родителей к участию в проекте и сделает их действия более осмысленными, когда сами они сформулировали цель работы. Одновременно в планирование долгосрочных проектов можно включить и информационную работу с родителями: сперва подать им необходимые знания педагогической сферы, затем предложить на основе этих знаний включить в проектирование и активную работу. [11, 50]
Таким образом будет удовлетворена и информационная потребность родителей, и их желание воздействовать на образовательный процесс.
1.3 Структурные составляющие проектирования
Проект, особенно долгосрочный, требует от членов инициативной группы четкого планирования его реализации. Очевидно, что в зависимости от возраста детей, от преследуемых целей, проекты будут существенно разниться, но существуют некоторые общие положения, соблюдение которых определяет успешность проектной работы.
Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социокультурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:
- Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
- Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
- Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся. [11, 73]
Проект предполагает название, которое должно в доступной форме кратко отражать его содержание. Требования к названию проекта – содержательность и творческий подход, умение заинтересовать участников.
Далее определяется вид проекта. Проекты бывают учебными и социальными, делятся по масштабу на индивидуальные, групповые, объединяющие все образовательное учреждение. Так же они делятся по характеру деятельности: информационный, практико-ориентированный, экспериментальный, поисковый, коммуникационный. Существуют открытые и закрытые проекты, в первых предполагается привлечение широкого круга участников, вторые имеют ограниченную аудиторию, сюда можно включить проекты, касающиеся аспектов работы педагогического состава и не задевающие образовательный процесс и общение с родителями.
Заявляя определенный вид проекта, мы в общей форме определяем, в какой сфере будет происходить работа: сделаем ли мы основой информирование или практическую деятельность, кто станет участниками, насколько мы будем нацелены на коммуникацию.
В проекте четко должна быть сформулирована проблема, выявленная в практическом взаимодействии ДОУ и родителей.
При формулировании проблемы необходимо учитывать, что обязательным условием является востребованность решения заявленной проблемы для воспитанников, их семьи, ОУ, муниципалитета, региона. Проблема, как правило, выделяется в организации творческого взаимодействия родителей и педагогов, ориентированного на личностное развитие детей. [10, 125]
Актуальность решения проблемы должна определяться с точки зрения успешной социализации воспитанников, так как в конечном итоге кооперация ДОУ и семьи не является самоцелью, а только средством для максимально полного удовлетворения образовательных возможностей и потребностей детей.
Как цель проекта, ориентированного на работу с родителями, можно выделить создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей. Такая цель будет наиболее актуальна в рамках современного образовательного подхода, тяготеющего к ориентации на личностное развитие и индивидуальный подход в обучении.
Для достижения поставленной цели определяются соответствующие задачи проекта, которые будут иметь специфическую направленность для проектов, предполагающих участие родителей.
Можно выделить следующие направления работы с родителями, на которые должны быть ориентированы задачи проекта:
- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
- разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности. [8, 46]
Выбор задач варьируется и конкретизируется соответственно цели, которой планируется достигнуть в ходе реализации проекта.
Участники проекта должны быть определены как можно более тщательно. Обычно ими становятся педагоги ДОУ, воспитанники и их родители. Но возможно, ориентируясь на потребности проекта, и привлечение специалистов со стороны: сотрудничества с медицинскими, социальными службами города, еще какими-то специалистами, в которых заинтересованы участники проекта.
Привлечение таких внешних специалистов делает проект интереснее и всегда привносит новую точку зрения в отношения участников педагогического процесса, но необходимо иметь ввиду, что такая работа связана со множеством сложностей: необходимостью предоставить специалисту оборудование, учесть его возможности, в том числе временные, обсудить форму взаимодействия и в отдельных случаях вознаграждение. Все эти нюансы должны быть учтены в момент планирования, еще до начала реализации проекта.
Эти требования справедливы и для привлечения педагогов внутри самого ДОУ – по отношению к ним так же нужно учесть свободные ресурсы.
Продолжительность проекта и срок его реализации – немаловажные показатели, которые определяют, когда мы собираемся получить итоговые результаты работы, сколько встреч и мероприятий необходимо будет осуществить, каков будет их график. [1, 79]
Особенно важны эти пункты в работе с родителями, которые вынуждены сочетать участие в жизни ДОУ с работой и потому должны быть заблаговременно предупреждены о том, когда их помощь будет необходима. Совместное планирование проекта при содействии инициативных родителей позволяет более чутко ориентироваться на возможности семьи, и прислушиваться к пожеланиям родителей.
При описании условий реализации проекта следует уделить внимание характеристике образовательной программы, качеству ресурсного обеспечения социальных мероприятий ОУ, уровню квалификации педагогов, уровню информированности родителей. Проект, ориентированный на работу с родителями ребенка, автоматические предполагает позиционирование ДОУ, как открытой системы воспитания, и об этом так же следует упомянуть, поскольку это является немаловажным условием работы.
Среда реализации подразумевает возможности внешней среды для осуществления проекта. Этот пункт варьируется очень широко в зависимости от вида деятельности: иногда в него включается развивающая предметно-пространственная среда, иногда речь идет о среде социальной. В самом общем смысле, средой реализации проекта является деятельность и пространство ДОУ, но это определение требует уточнений в каждом индивидуальном случае.
Направления деятельности, выбираемые педагогом в ходе планирования проекта, определяют содержание проектной работы. Они могут лежать в следующих сферах либо сочетать их:
1. Просветительская (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенная (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении). [4, 45]
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Балалиева О. В. Методические аспекты развития социального партнерства в ДОУ // Теория и практика общественного развития. 2014. №15. С.77-80
2. Буртонова И. Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник БГУ. 2012. №5. С.176-185
3. Бурухина Л. А. Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №6. С.8-11
4. Бучилова И. А., Поступинская Н. Е. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников // Концепт. 2013. №9 (25). С.41-45
5. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. М.: Детство-Пресс, 2011. – 160 с.
6. Василенко Н. Г. Детский сад и семья - единое образовательное пространство // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. №5. С.458-460
7. Галушко И. Г. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. С.75
8. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Дошкольные учреждения и семья. М.: Линка-Пресс, 2001. – 224 с.
9. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина - 2-е издание - М.: Академия, 2004. – 238 с.
10. Карпова Е. Е. Методы организационно-управленческого взаимодействия детского сада и семьи // Челябинский гуманитарий. 2015. №2 (31). С.121-128
11. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
12. Лопсонова З. Б. Модель развития детско-взрослого сообщества // Вестник СВФУ. 2014. №2. С. 129-135
13. Максименко О. П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.731-736
14. Мальгинова Л. А. Использование моделей, проектной деятельности и тематического планирования в организации образовательного процесса дошкольной организации на этапе реализации требований ФГОС до // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.747-750
15. Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №6 (25). С.69
16. Мигунова Е. В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №3 (14). С.175-178
17. Микляева Н., Болотина Л. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. Методическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2006. – 70 с.
18. Музыченко А. В. Психология и семья. Часть 2. Минск. Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 2005. - 776 с.
19. Соснина Н. В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей // ЧиО. 2010. №4. С.25-29
20. Трушкина С. В. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи. МБДОУ Атамановский детский сад комбинированного вида, 2013. - 16 с.