Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность представленной темы связана с тем, что условиях современности мир поднимается на новый уровень НТП (научно-технического прогресса), основывающаяся на многих достижения сферы высоких IT- технологий, нано- и микротехнологий, нано- и микроэлектроники, генной инженерии и пр. Отметим, указанный процесс обладает отличительными признаками, а именно: серьезные сдвиги (как в количественных, так и качественных параметрах) в реальном производстве, в науке, это приводит к тому, что требования к качеству человеческих ресурсов усиливаются и ,как следствие, идет тенденция на совершенствование интеллектуального потенциала не только компаний, но и государства в целом. В такой ситуации сфера образования, функционирующая как поставщик кадров, трансформируется в приоритетное направление политики высокоразвитых государств.
Уровень проработанности темы представленной работы. Значимость и необходимость исследования насущной проблемы управления образованием на территориальном уровне муниципалитетов закрепляются теоретической и социальной важностью исследуемой темы, а также недостаточно глубоким и недостаточно широким уровнем научной разработанности. Все вышеуказанное стало основанием работы над данной темой.
Объект представленного исследования – это система образования в Ростовской области.
Предметом исследования является процедура государственного управления системой образования.
Целью исследования является государственного управления системой образования.
Задачи работы, которые необходимо решить для достижения указанной цели:
исследовать механизм государственного управления развитием образования;
представить характеристику государственной программы «Развитие образования» в Российской Федерации;
выявить взаимосвязь реализуемой государственной программы и одного из успешных национальных проектов, а именно – «Образование»;
осветить главные цели и задачи политики государства в сфере национального образования, принимая во внимание национальные цели развития нашей страны;
исследовать стратегию развития отечественного образования;
проанализировать прогноз развития современной системы образования и исследовать перспективные задачи на некоторый среднесрочный период, опираясь на вызовы и тенденции, характерных для системы образования в настоящее время.
В качестве базовых инструментов исследования укажем: системный подход, методы индукции и дедукции, сравнения, анализа.
Представленная работа в своей структуре содержит введение, три главы, заключение, список литературы.
1 Теоретические и нормативно-правовые основы применения программно-целевого и проектного методов в управлении образованием
1.1 Механизм государственного управления развитием образования
В нашей стране 01.09.2013 года начал работать новый закон «Об образовании» . Указанный закон представляет собой федеральный нормативно-правовой документ. В нем представлены принципы политики нашего государства в образовательной сфере, непосредственно сама система образования, а также основы ее управления, экономический фундамент для нее, социальные гарантии, посредством которых реализуются права жителей нашей страны на образование, правовая база осуществления международной деятельности х учреждений сферы образования.
Д. Н. Ушаков в своем толковом словаре представил образование в качестве процесса, состоящего из обучения, просвещения и усвоения полученных знаний. В настоящее время социология представляет образование как процесс либо продукт производства ума, человеческого характера, а также физических способностей индивида. Если рассматривать данную дефиницию через техническую призму, то образование представляет собой процесс, реализуя который социум посредством специальных институтов образования (например, дошкольные образовательные учреждения, средние и высшие учебные заведения и пр.) целенаправленно сохраняет и передает имеющееся культурное наследие, в частности, накопленное знание, полученные навыки, сформированный опыт. Существующая педагогическая наука считает, что образование является процессом и результатом усвоения обучающимися индивидами социально-исторического опыта в качестве объема систематизированных знаний, сформированных умений и полученных навыков, а так же в качестве социального явления.
Резюмируем, существующее различие является кажущимся. Оно в определении самой сущности образования и метода осуществляемого процесса, а в общем образование – целеустремленный процесс не только образования, но и воспитания, осуществляемый в интересах индивида, социума и страны. Ясно, что образование имеет широкое понятие. Оно вбирает обучение и воспитание. С этой позиции, педагогику следует определять в качестве науки об образовании.
С точки зрения, опирающейся на индивидуальность образовательной парадигмы рассматриваемое явление возможно представить в качестве процесса и полученного результата развития личности через организованного с научно-обоснованной позиции обучения, образования и воспитания. Тогда полученные знание и сложившиеся навыки, создание морально-этических поведенческих норм будут являться не целью изучения, а средством индивидуального развития .
Организации, осуществляющие образовательные действия представляют собой общеобразовательные организации и организации, реализующие процесс обучение, и ИП (индивидуальные предприниматели), принимающие участвующие в каких-либо образовательных действиях, иными словами, организации, реализующие одну либо несколько образовательных программ и/или обеспечивающие воспитание обучающихся людей, воспитанников, а также их обслуживание.
Официально на законодательном уровне закреплено, что общеобразовательная организация представляет собой некоммерческую организацию, функционирующую согласно лицензии на образовательную деятельность, причем, такой вид деятельности является основным.
Но также организация, может вести образовательную деятельность как дополнительную. В этом случае это юридическое лицо может быть коммерческой организацией.
Образования в системе государства занимает то место, которое преимущественно выбрано ролью, которую оно играет в интеллектуальном и общественном развитии граждан, их практического опыта, интеллектуальных, физических и творческих способностей, полученных навыков, потенциала для развития как личных, так и профессиональных человеческих качеств. Если рассматривать образование через призму отрасли социальной сферы, то это процесс и результат, сложная система, это различные образовательные учреждения и политика государства в границах образования, которое гарантируется главным законом страны – Конституцией. Напомним, образование являлось и остается значимым компонентом деятельности людей. Данная сфера предоставляет занятость около 1,5 млрд учащихся и педагогов. Если образование рассматривать в качестве фактора социально-экономического прогресса, то можно говорить, что это аспект политики нашего государства приоритетной направленности. Человек, являясь предметом процесса, иными словами, производительной силой в общественном производстве, должен иметь качественное образование для соответствия стандартам социально-экономического развития страны в условиях современного мира.
Под уровнем образования понимается законченный образовательный цикл с фиксированным единым набором установленных требований.
Согласно законодательству РФ образовательные действия осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Уточним, организации общеобразовательной ступени могут функционировать и в форме учреждения (данный факт имел место и перед принятием ФЗ «Об образовании»), и в любой иной форме, указанной в законодательстве для некоммерческих организаций .
Так образовательные организации могут функционировать в форме:
1. государственных (действующих в РФ и ее субъектах):
федеральных государственных образовательных учреждений, образованных РФ либо органом власти федерального уровня,
государственных образовательных учреждений, сформированных субъектом РФ,
муниципальных (это муниципальные организации сферы образования);
2. частных. Они являются негосударственными, сформированными частными лицами, общественными организациями или коммерческими, или религиозными).
Образовательную деятельность имеют право вести:
НКО (некоммерческие образовательные организации), ведущие образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности (это непосредственно образовательные организации);
другие организации, ведущие обучение в качестве дополнительного вида деятельности (это организации, которые осуществляют обучение помимо основного вида деятельности);
ИП как лично предприниматель, так и с приглашением наемных педагогических работников.
В РФ с 01.09. 2013 года законодательно зафиксированы такие уровни общего образования, как:
1. дошкольное образование;
2. начальное общее образование;
3. основное общее образование;
4. среднее общее образование .
Если рассматривать профессиональное образование, то законодательно установлены такие его уровни, как:
1. среднее профессиональное образование;
2. высшее образование – бакалавриат;
3. высшее образование – специалитет, магистратура;
4. высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Фундамент благосостояния страны – это увеличение всех ее экономических показателей, причем, для достижения значимых показателей важно совершенствование профессиональной подготовки граждан, работающих в секторах экономики, воздействующих на улучшение благосостояния нации. Общепринято мнение, что подготовку хороших профессионалов имеет возможность обеспечить лишь высокий уровень образования всех уровней. В РФ формирование системы государственного управления в целях обеспечения высокого качества образования было связано с созданием институтов:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
1. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2020. – 186 с.
2. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2021. - № 4. – С. 15.
3. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В. Воробьева. - М.: Академия, 2021. - 208 с.
4. Гаврилов, Е. Образование в регионах по новым правилам / Е. Гаврилов // эж-ЮРИСТ. - 2021. - № 33. – С. 10-12.
5. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2020. – №1. – С. 35 – 41.
6. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10.
7. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2021. - № 2. – С. 6-12.
8. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2021. - № 8. – С. 18-20.
9. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2020. – 136 с.
10. Мотова, Г.Н. Методология управления региональной системой образования. / Г.Н. Мотова, И.В. Гуськова. – Н. Новгород: НИМБ, 2021. – 352 с.
11. Мухаметзянова, Г.В. Образование: системный взгляд на проблему / Г.В. Мухаметзянова. – Казань: Идел–пресс, 2019. – 608 с.
12. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2018. – 280 с.
13. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2021. – 144 с.
14. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2019. – 83 с.
15. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
16. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф.