Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Фигурное катание - это конькобежный спорт, относится к сложным координационным видам спорта. Основная идея состоит в том, что спортсмена или пара спортсменов перемещаются, катаются на коньках по льду, с изменением направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (поворотов, прыжков, комбинаций шагов, поддержки и т.д.) под музыку.
Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 1860-х годах и в 1871 году было признано на 1-м конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в 1882 году в Вене. Фигурное катание - первый из зимних видов спорта, включенных в олимпийскую программу.
В фигурном катании есть 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание.
Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать мастерство всех групп элементов: шагов, спиралей, поворотов, прыжков.
Важными критериями также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластика, эстетика и артистизм. Соревнования по одиночному катанию проводятся в 2 этапа: первый этап - короткая программа, второй - произвольная программа.
Парное фигурное катание.
Задача спортсменов - продемонстрировать мастерство владения элементами таким образом, чтобы создать впечатление единства действий. В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые выполняются только в этом виде фигурного катания: поддержки, повороты, выбросы, тоды, совместные и параллельные вращения. Важным критерием для парных спортсменов является синхронность элементов.
Синхронное фигурное катание.
Состав участников зависит от возрастной категории, в которой выступают спортсмены. Максимальный состав включает 16 человек и максимум 4 замены (официально - не более 6 человек, но некоторые турниры устанавливают другие правила, в том числе общее количество).
Основными элементами, выполняемыми спортсменами, являются: блок, линия, пересечение, синхронное вращение, колесо, круг (хоровод), парные элементы, сольные элементы.
Учтены особенности спортивной подготовки в спортивных дисциплинах вида спорта фигурное катание: при составлении планов спортивной подготовки, начиная с этапа совершенствования спортивного мастерства; при составлении плана физкультурно-спортивных мероприятий.
Временный высокий уровень развития фигурного катания предъявляет особые, очень высокие требования к процессу начальной подготовки фигуристов. Известно, что этот этап во многом является решающим для дальнейшего спортивного совершенствования.
В настоящее время практика фигурного катания дает примеры освоения очень сложных элементов в юном возрасте. Эта тенденция, вероятно, сохранится и в будущем. Поэтому с самых первых шагов обучения необходимо, чтобы тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был направлен на изучение сверхсложных элементов.
Однако в процессе обучения следует учитывать морфологические и физиологические особенности организма ребенка, избегать коучинга, попыток заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным увеличением объема занятий, количества повторений элементов и т.д.
Прочный фундамент спортивного мастерства может быть заложен только в том случае, если на начальном этапе обучения проводится целенаправленная подготовка к изучению совершенного мастерства катания на коньках, обязательных фигур, шагов, спиралей, поворотов и прыжков, т.е. всего комплекса движений фигуриста. Необходимо, чтобы при освоении простейших элементов фигуристы имели представление о наиболее рациональных движениях по катку, расположении элементов на площадке, умели логически соединять элементы различных групп (бег - прыжок, прыжок - вращение и т.д.).
Фигуристы должны быть знакомы с основными упражнениями общей и специальной физической подготовки, также важно овладеть основами эстетики катания на коньках.
Только многогранное развитие двигательных качеств и навыков может позволить фигуристу еще больше свести к минимуму количество так называемых тренировочных недостатков.
Анализ исследований, публикаций.
Изучению особенностей начальной подготовки в фигурном катании посвящено немало научных трудов. Среди исследований, направленных на изучение прыжков, привлекают внимание, в частности, работы таких авторов, как И.В. Абсалямова, Ф.Г. Бурякин, Е.С. Вайцеховская, В.И. Виноградова, С.В. Глязер, Ю.Д. Железняк, С.И. Заяшников, Ю.А. Коваленко, А.Н. Мишин, Т.Н. Москвина, Н.А. Панин, Н. Филатова, Ж.К. Холодов, Н. Яременко и др.
Вместе с тем, результаты анализа научных достижений этого направления исследований позволяют сделать вывод о нехватке публикаций, где освещаются проблемы обучения многооборотным прыжкам.
Объект исследования: фигурное катание.
Предмет исследования: начальная подготовка в фигурном катании.
Цель исследования: изучить сущность обучения многооборотным прыжкам на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
- проанализировать содержание начального образования;
- определить особенности методики начального образования;
- выявить сущность изучения многооборотных прыжков;
- охарактеризовать технику исполнения и методика обучения основным многооборотным прыжкам.
Методы исследования. Для реализации поставленной в работе цели был использован целый комплекс методов и приемов научного познания. Автором были использованы методы: исторический; логический; абстрагирование и обобщение; комплексный и системный подходы.
Структура работы: введение, две главы, подглавы, общие выводы, список использованных источников. Объем работы – 31 страница.
Глава 1 Начальная подготовка в фигурном катании
1.1 Содержание начального образования
Наряду с общей и специальной физической, хореографической и другими видами подготовки, наиболее важное место для начинающих занимает специальная техническая (ледовая) подготовка.
Тренировка на коньках. Все начинается с ходьбы по льду, овладения равновесием. Далее новички знакомятся с двумя типами скольжения вперед: скольжением по прямой и скольжением по дуге. Скольжение вперед по прямой линии выполняется путем отталкивания края конька с мягким положением колена опорной ноги с попеременным переносом веса тела с толкающей ноги на опорную ногу. Когда это движение выполнено правильно, на льду остается след, похожий на рисунок рождественской елки .
Типичными ошибками в этом упражнении являются толчок носком и потеря равновесия во время скольжения с одной опорой. Чтобы избежать этих ошибок, нужно толкать среднюю часть конька и использовать упражнения, улучшающие чувство равновесия. Одно из этих упражнений выполняется на три счета: толчок правой ногой, скольжение на двух ногах, пауза; толчок левой ногой, скольжение на двух ногах, пауза и т.д.
Скольжение по дуге - основное движение фигуриста, которое входит во все виды фигурного катания. Сложность этого движения заключается в необходимости сохранять равновесие при сгибании туловища в дугу. Движение выполняется так же, как и при скольжении по прямой. После толчка нужно наклонить туловище внутрь описанной дуги. Особое внимание следует уделять тому, чтобы избежать перекоса линии плеча и сгибания опорной ноги в голеностопном суставе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абсалямова И.В. Методика обучения в фигурном катании на коньках: учеб. пособие для студентов РГУФК / И.В. Абсалямова. – М.: Рос. Гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. 2015. – 50 с.
2. Бурякин Ф.Г. Программа занятий групп начальной подготовки в детском творческом коллективе на льду / Ф.Г. Бурякин, Б.А. Куранов, Р.В. Михеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. − 2017. − № 5. − С. 43-44
3. Вайцеховская Е.С. Фигурное катание. Только звезды / Е.С. Вайцеховская. – М.: Эксмо, 2019. – 256 с.
4. Виноградова В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках: монография / В.И. Виноградова. – М.: Сов. спорт, 2013. – 216 с.
5. Витте В. Фигурное катание:самоучитель / В. Витте. – М.: Эксмо, 2011. –184 с.
6. Глязер С.В. Азбука начинающего фигуриста / С.В. Глязер. – М.: ФиС, 2019. – 103 с.
7. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.Н. Петров. – М.: Академия, 2018. – 264 с.
8. Заяшников С.И. Фигурное катание: учеб.-метод. пособие / С.И. Заяшников. – М.: Терра-Спорт, 2018. – 272 с.
9. Коваленко Ю.А. Особенности развития специальной выносливости в фигурном катании / Ю.А. Коваленко, М. М. Акинина // Известия Тул. гос. ун-та / Тул. гос. ун-т. – Тула, 2015. – № 4. – С. 105-109.
10. Мишин А.Н. Биомеханика движений фигуриста / А.Н. Мишин. – М.: ФиС, 2011. – 144 с.
11. Мишин Б.З. Прыжки в фигурном катании / А.Н. Мишин. – М.: Физкультура и спорт, 2016. –104 с.
12. Москвина Т.Н. Короткая программа / Т.Н. Москвина. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 112 с.
13. Москвина Т.Н. Произвольная программа парного катания / Т.М. Москвина, И.Б. Москвин. – М.: ФиС, 2014. – 362 с.
14. Оптимизация планирования технической подготовки фигуристов-одиночников в годичном цикле в тренировочных группах / О.В. Кудрявцева [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 5. – С. 38-41.
15. Панин Н.А. Искусство катанья на коньках. История, теория, методика и техника фигурного катанья / Н.А. Панин. – М.: ФиС, 2018. – 466 с.
16. Панин Н.А. Первые шаги фигуриста: учеб. пособие / Н.А. Панин. – М.: ФиС, 2017. – 100 с.
17. Проблемы конькобежного спорта: метод. пособие / под ред. Б.А. Стенина, Т.Л. Шаровой. – М.: Москва, 2019. – 102 с.
18. Тактика построения коротких и произвольных программ // Фигурное катание на коньках: учебник / под ред. А.Н. Мишина. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 271 с.
19. Филатова Н. Фигурное катание и я / Н. Филатова. – М.: «Гриф и К», 2017. – 64 с.
20. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2001. –480 с.
21. Яременко Н. Фигурное катание. Наши. Полная история великих побед / Н. Яременко. – М.: АСТ, 2014. – 320 с.