Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Системные трудности государственного масштаба по аспектам безопасности в течение последнего десятилетия явила собой востребованный и активно развивающийся компонент современной экономической науки. С позиции существования в настоящем времени и будущего развития каждой страны и с позиции научных исследований современных междисциплинарных тенденций проблема такого вида безопасности – это первоочередная и жизненно значимая проблема.
Выбор подходящих альтернатив развития национальной экономики, развития инвестиционного портфеля, разработка государственного бюджета не представляются возможными без анализа и оценки потенциальных социальных, политических и экономических последствий, описанных посредством параметров и индикаторов безопасности. Данный вывод особенно актуален в период трансформации экономической системы, который всегда чреват возникновением кризиса. Без соответствующей оценки аспектов безопасности планируемых реформ экономической направленности для индивида, социума и государства, эти реформы имеют отрицательный разрушительный потенциал для государства в целом и всех систем жизнеобеспечения социума.
Поэтому в реальных условиях интегрированная экономическая безопасность государства получает приоритетное значение в силу того, что она определяет ориентиры в целях разработки и принятия качественных управленческих решений относительно всех сфер жизни государства. Она обладает значимостью для целей выявления факторов и условий успешного развития национальной экономики, исследования активизирующих сил роста всей экономики.
В качестве цели представленной работы укажем исследование теоретических основ экономической безопасности, осуществление анализа и оценки эффективности существующих механизмов государственной экономической безопасности, проведение анализа индикаторов экономической безопасности нашей страны.
По причине реализации сформулированной цели предполагается решение таких задач, как:
изучить дефиницию «экономическая безопасность»;
представить ее факторы и угрозы;
исследовать механизмы государственной экономической безопасности на зарубежном опыте;
выделить методы оценки экономической безопасности государства;
проанализировать экономическую, социально-демографическую и политическую ситуации в стране и общую оценку уровня российской экономической безопасности;
описать применяемые на практике механизмы экономической безопасности РФ;
проанализировать и оценить современное состояние, актуальные проблемы, существующие перспективы для развития обеспечения экономической безопасности в РФ.
Предмет исследования – научные подходы, методы и механизмы обеспечения экономической безопасности государства.
Объектом исследования является экономическая безопасность государства.
Методы исследования: сравнение, сопоставление, нормативный и позитивный анализ.
Вопросы экономической безопасности во многих ракурсах представлены в работах таких отечественных ученых, как: В. Базилевич, Н. Васильева, З. С. Варналий, Г. С. Вечканов, А. С. Гальчинский, С. Глазьев, Губской Б. В., М. М. Ермошенко, Л. Ищенко, А Киреев, В.В. Кузьменко, М. Кулаков, Л.Г. Лукьяненко, А. Некипелов, М. Осьмова, А.И. Рогач, В. Сенчагов, И. Фаминский, А.С. Филипенко, Т.Е. Цыба, А.А. Чухно, Л. Юнусов и т. д.
В представленной работе исследованы теоретические аспекты экономической безопасности, роли ее в общей системе безопасности и в узком ракурсе национальной безопасности. Описаны методологические нюансы механизмов создания государственной экономической безопасности.
Курсовая работа изложена на 41 страницах машинописного текста и содержит 3 таблицы, 1 рисунок. Состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении представлена актуальность выбранной темы, уровень изученности существующей проблемы, цель данного исследования и задачи, вытекающие из этой цели, объект и предмет исследования, методологическая основа, информационная основа, объем и структура работы.
В первой главе «Теоретические основы обеспечения экономической безопасности на государственном уровне» исследуются: понятие, факторы и угрозы национальной экономической безопасности; рассмотрен обзор зарубежного опыта механизмов обеспечения экономической безопасности, указаны методы оценки экономической безопасности.
Во второй главе «Анализ уровня экономической безопасности Российской Федерации и оценка действующих механизмов ее обеспечения» рассмотрены правовые основы российской экономической безопасности, проведен анализ экономической, социально-демографической и политической ситуации в стране, дана общая оценка уровня, а также достоинства проблемы.
В третьей главе «Совершенствование механизмов обеспечения экономической безопасности России» определены рекомендации и предложения по совершенствованию экономических мер обеспечения безопасности страны.
Заключение состоит из главных выводов. Оно содержит в себе предложения относительно темы представленной й работы.
Библиографический список представлен 22 наименованиями литературных источников.
Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности на государственном уровне
1.1 Экономическая безопасность государства: понятие, факторы и угрозы
Термин «безопасность» имеет тесную взаимосвязь с некоторыми понятиями, например, устойчивость, развитие, уязвимость и управляемость.
Рассмотрим их. Развитие представляет собой компонент системы экономической безопасности. В случае отсутствия развития системы, невозможности ее обновления, резко уменьшаются: способность данной системы к выживанию, потенциал сопротивляемости негативным факторам различного характера, возможность приспособляемости к деструктивным динамичным факторам, воздействующим на постоянство и устойчивость системы.
В качестве значимых характеристик любой системы, имеющей вектор на успешную деятельность и эффективное развитие, укажем ее стабильность, а также степень безопасности системы. Уточним, устойчивость характеризует надежность структуры и компонентов системы.
Индикатор уязвимости любой системы демонстрирует уровень подверженности данной системы опасностям любой среды. Если рассматривать шире: указанный параметр может определяться в качестве свойства любого объекта, обладающего материальными характеристиками, техники, природы, социума, технологии забывать или терять свою важную способность реализовывать естественные либо конкретные функции как итог отрицательного влияния опасностей конкретного происхождения, уровня их интенсивности.
Если говорить об аспекте управляемости любой системы, то ее можно определить, как интегральную характеристику способности определенной системы отвечать на целевое влияние, принимая во внимание ожидания динамики характеристик всех сред данной системы.
Соответственно, если рассматривать экономическую безопасность широко, то можно ее определить как многоуровневую сложную структуру, вбирающую в себя глобальную экономическую безопасность; определенной страны; субъекта государства; организации; человека. Указанные элементы имеют между собой крепкую связь, формируя определнную подчиненную сложную систему. [1]
Уточним, сущность/опора такой системы – это безопасность страны. При качественном решении проблем указанного вида безопасности на этом уровне, тогда на нижестоящем уровне, например, уровне определенной компании, можно наблюдать аналогию. И обратная ситуация, при неэффективной реализации указанной функции со стороны государства, компания имеет сложности в этом вопросе.
Исследование по теме показало, что рассматриваемая экономическая категория неодинаково определяется в научной литературе авторами и экспертами в данной сфере.
Например, автор М. Гуреева полагает, экономическая безопасность той предполагает совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, предоставляющей возможность достижения целей всей системы. [15, с. 25]
М.Я. Корнилова считает, что экономическая безопасность - это состояние экономической системы, предоставляющая ей возможность активно, результативно развиваться, успешно решать насущные проблемы общества, при нем страна обладает возможностью формировать и реализовывать независимую государственную политику в сфере экономики. [16, с. 30]
Государственная экономическая безопасность представляет собой компонент общей системы безопасности государства помимо других ее элементов, например, Наблюдается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех существующих направлений безопасности. Но именно экономической безопасности принадлежит главная роль. [1]
Данный вид безопасности испытывает на себе влияние ряда факторов и условий всех сред. Некоторые из них постоянные, другие нет. К постоянным факторам относятся, например, численность работающего населения, количество и качество основных средств, а также текущие показатели, такие как размер валового внутреннего продукта или ВВП на душу населения. Некоторые показатели могут отличаться, к примеру, цена на топливо, сырье, энергоресурсы, цены на продукцию. Другими важными параметрами являются баланс спроса и предложения, размер инвестиций и инвестиционный фон в целом.
Реалии современности показывают, экономика имеет сильную связь с жизнью социума. Общественная стабильность, общий культурный уровень и образовательный фон преимущественно формируют экономическое положение государства и его общий потенциал. Значимые параметры – это присутствие каких-либо религиозных конфликтов, различных конфликтов на национальной почве, воздействие религиозных аспектов, мотивация граждан. Неравенство в доходах может оказать серьезное воздействие на уровень стабильности в социальной сфере и экономки, вызвать многие политические сложности и потрясения в экономике.
Главными целями государственной макроэкономической политики при учете важных принципов современной экономической безопасности являются своевременное достижение таких направлений, как: [8, с. 74]
- обеспечение необходимого уровня занятости граждан и сокращение уровня безработицы;
- качественное и полное применение всех видов ресурсов;
- контроль цен на товары, услуги, работы;
- обеспечение необходимой экономической независимости от иных государств;
- создание определенной экономической стабильности;
- формирование условий, позитивно влияющих на функционирование экономики.
Базовые компоненты выбора методологии для осуществления оценки рассматриваемого вида безопасности страны – это факторы этой безопасности.
Углубление имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности становятся причинами нарушения социального мира и общественного согласия.
Полученный хрупкий консенсус общественных интересов имеет потенциал к дестабилизации от воздействия определенных факторов. Представим их характеристику:
- серьезное расслоение людей на узкий круг богатых и широкий – бедных граждан, с опаской смотрящих в завтрашний день;
- рост процента бедных в городских населенных пунктах относительно сельской местности. Это стимулирует усиление напряженности и формирует основу активного развития негативных компонентов - наркомании, организованной преступности пр.;
- повышение уровня безработицы повлияет на рост уровня напряженности в обществе;
- несвоевременная или неполная выплата установленной заработной платы, неизбежное банкротство организаций и т. д.
Искаженный российский институт экономики связан с воздействием на него некоторых факторов и условий. Рассмотрим их перечень:
- углубление топливно-сырьевого вектора российской экономики;
- отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
- плохие показатели конкурентоспособность товаров многих российских компаний;
- свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;
- уменьшение эффективности и качества, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала нашей страны;
- завоевание компаниями других стран российского внутреннего рынка и по широкому перечню потребительских товаров;
- приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынков;
- увеличение внешнего долга нашей страны, и последующий рост бюджетных расходов, направленных на погашение такого долга.
Наблюдается нарушение равномерности развития субъектов РФ в экономике и социальной сфере. Указанная угроза имеет определенную обусловлненность: [6, с 18]
- объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и экономически отсталых территорий на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
- нарушение производственно-технологических связей между компаниями субъектов РФ;
- увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.
Криминализация общества и экономической деятельности, вызванные в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; слияние некоторых должностных лиц государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и проникновение их в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговой сфере.
Серьезные стимуляторы указанных рисков – это нестабильность хозяйственно-экономического состояния компаний, невысокий уровень инвестиционного климата, негативные тенденции в инфляции и пр. Указанное зависит от степени устойчивости экономики. [6, с. 20]
Нивелирование или избегание результатов воплощения угроз экономической безопасности нашей страны требует выявления и отслеживания факторов, ухудшающих устойчивость и оптимальность состояния социально-экономической системы страны.