Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе одной из достаточно распространенной проблемой детского возраста является расстройство аутистического спектра (РАС), для которой характерными особенностями является нарушение развития коммуникации и социальных навыков[17, с.5]. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В современной системе образования Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) впервые предоставляет возможность обучения для всех детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), независимо от выраженности нарушения развития [30, приложение 8].
Проблема формирования познавательной сферы учащихся с РАС в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку познавательный интерес является важным мотивом познавательной деятельности младшего школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации [7, с. 322].
Цель исследования – теоретическое и экспериментальное изучение особенностей познавательной сферы младшего школьного возраста у детей с РАС.
Объект исследования: познавательная сфера младшего школьного возраста у детей с РАС.
Предмет исследования: особенности познавательной сферы младшего школьного возраста у детей с РАС.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого- педагогические особенности детей с РАС.
2. Проанализировать особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста с РАС.
3. Разработать рекомендации по психолого- педагогической коррекции познавательной сферы детей младшего школьного возраста с РАС .
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической); изучение педагогического опыта, эксперимент.
ГЛАВА1. Теоретические аспекты особенностей познавательной сферы младшего школьного возраста у детей с РАС
1.1. Психолого- педагогические особенности детей с РАС
Понятие аутизм (от греч. Autos-сам) трактуется как отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. До сих пор не существует однозначного представления о том, что же такое «аутизм» и каковы его основные характеристики [1, с. 10]. С конца шестидесятых годов двадцатого столетия появились работы отечественных авторов, среди которых особое место занимают исследования доктора психологических наук О.С. Никольской. В своих работах автор отмечала, что при общем типе нарушения психического развития дети с аутизмом имеют значительные индивидуальные различия. О.С. Никольская классифицировала детей-аутистов с четырьмя основными моделями поведения, различающимися своими системными характеристиками. Модели отличаются глубиной и характером аутизма; избирательностью ребенка в контактах с миром, спецификой «проблем поведения», доступностью социальных контактов, уровнем и формой развития психических функций (степень нарушения и искажения их развития) [14, с. 25].
Характерными особенностями детей первой группы является полное отсутствие речи и невозможностью организовать ребенка: поймать взгляд, получить отклик на зов. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.
Дети второй группы характеризуются как более активны, их аутизм проявляется не как отрешенность, а как неприятие любых контактов, неприемлемых для ребенка. У детей складывается жизненный стереотип, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими: особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка.
Дети третьей группы выглядят уже не отрешенными, и не отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет.
Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают повышенная ранимость, неразвитость форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми [14, с. 30].
Процесс становления личности таких детей чрезвычайно сложен, и невозможно эффективно управлять им, не зная закономерностей психического развития. Также важна и необходима ранняя диагностика. Своевременное начало «поддерживающей», медикаментозной, терапии и, главное, психолого-педагогической коррекции способствует максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития ребенка-аутиста, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер, личности в целом, социальной адаптации [3, с.43]. У детей отмечаются нарушения мышечного тонуса; расстройства сна, аппетита; отсутствие реакции на физический дискомфорт. Обращают на себя внимание особенности речи: слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипам, эгоцентричность, отсутствие смысловой связи с окружающим. Игра характеризуется однообразием манипуляций с предметами. Большой интерес представляет интеллектуальное развитие детей с аутизмом, главная особенность которого - неравномерность развития. Чаще всего аутистические черты встречаются у детей с интеллектуальными нарушениями. Для психического развития ребенка с расстройствами аутистического спектра свойственна неравномерность: способности в отдельных областях - в музыке, математике, живописи, могут сочетаться с глубоким нарушением элементарных умений и навы
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Альбицкая Ж.В., Касимова Л.Н., Демчева Н.К., Лацплес П.Р. Аутизм - взгляд из прошлого в будущее (обзор литературы) // Вестник неврологии, психиатрии инейрохирургии. 2016. №2. С. 10-22
2. Алова, М.Д. Теоретические основы изучения особенностей развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Мир детства и образование : сб. материалов ХIII Междунар. науч.-практ. конф., 24 мая 2019 г., г. Магнитогорск. – Магнитогорск, 2019. – С. 179-182.
3. Асеева, И.Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе / И.Ю. Асеева // Проблемы педагогики. – 2016. – №12 (23). – С. 43–46.
4. Балашова, В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / В. П. Балашова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 46 (232). - С. 247-249.
5. Иванова, М.М., Бородина Л.Г. Особенности мышления у детей с аутизмом без умственной отсталости // Аутизм и нарушения развития, 2020 Т. 18 № 1 (66). С. 38-50.
6. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.
7. Гончарова, К. В. Познавательная сфера младших школьников коррекционного класса V вида / К. В. Гончарова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 322-324.
8. Коган, Б.М., Ахмедова М.М. Особенности эмоциональной и когнитивной сфер детей, больных аутизмом и шизофренией // Системная психология и социология. 2016. Т. 17. № 1. С. 23-29
9. Колесникова, Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 176 с.
10. Косилова, Е. В. Исследования мышления при аутизме: когнитивный и философский подходы // Философия науки. 2016. № 2. С. 105–118
11. Литвинова, А. О. Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра / А. О. Литвинова, Ю. Н. Прямкова, Ю. И. Чеснокова. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). - Казань : Молодой ученый, 2021. - С. 5-7.
12. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. уч-. реждений высш. проф. образования / А. Р. Лурия. - 8-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.
13. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.– М.: Теревинф, 2016.– 255с.
14. Никольская, О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А.,
Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С.
Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение.- М.: Теревинф, 2005.- (Особый ребенок).- 224 с.
15. Никитишина, Н. А. Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра / Н. А. Никитишина, Н. В. Болотских, С. А. Чернобаева. - Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2017. - № 5 (15). - С. 74-77.
16. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- 480 с.
17. Оказание комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями: методические рекомендации / сост. В. С. Городицкая, И. А. Журавлева, Г. И. Сагитова ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». –Ханты-Мансийск : АУ «Институт развития образования», 2019 – 50 с.
18. Педагогика. В 2 т. Том 1 Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. М. И. Рожкова. - М. : Издательство Юрайт, 20189 - 402 с.
19. Психология в 2 ч. Часть 2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов/ Б. А.Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А.Сосновского. - 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2021.- 347с.
20. Рудик О.С.Коррекционная работа с аутичным ребенком: [кн. для педагогов: метод. пособие] / О.С.Рудик.– М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015.– 189 с.
21. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие / Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018 70 с.
22. Смирнова, Л.В. Обучение детей с аутизмом // Начальное образование. 2016. Т. 4. № 1. С. 49-52.
23. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с
24. Шокурова, Н. Ю. Развитие тактильных ощущений у детей / Н. Ю. Шокурова. - Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань : Бук, 2015. - С. 84-86.
25. Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. - Москва: Юрист, 2007. - 512 с.
26. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - Москва: Педагогика, 1988. - 208 с.
26. Шадриков, В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова. - М.: Логос, 2011. - 232 с.
27. Шамарина, Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР / Е.В. Шамарина, Е.Е. Чернухина. - М.: Книголюб, 2014. - 208 c.
28. Шаргородская, Л. В. Организационно-педагогические условия инклюзивного обучения младших школьников с расстройствами аутистического спектра : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
29. Шаргородская, Л. В. Создание специальных образовательных условий в динамической модели обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. 2016 № 5 С. 47–53.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598).