Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема современной педагогики, одна из приоритетных задач современных ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно - в процессе воспитания его любви к своей семье, к своему детскому саду и, конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной является задача воспитать в детях чувство уважения к другим народам и национальностям, ведь наша страна огромна и многонациональна.
Патриотическое воспитание осуществляется в тесной взаимосвязи с семьей. По мнению Л.В. Кокуевой, важно сформировать родительскую воспитательную позицию так, чтобы родители почувствовали и осознали всю ценность воспитания у детей тех качеств, которые способствуют гармоничным и уважительным отношениям со старшим поколением семьи, помочь родителям пробудить интерес у дошкольников к знаниям и жизненному опыту старших. Необходимо вовлечь родителей в воспитательный процесс не только в их семье, но и во всем детском саду. Это реализуемо путем участия в различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание дошкольников.
В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания сформулированы как воспитание любви к Отечеству, гордости за его культурные достижения, формирование чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа.
На основании актуальности проблемы сформулирована тема исследования «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале народных праздников».
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать в опытно- поисковой работе цикл занятий, направленных на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале народных праздников.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является цикл занятий, направленный на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Раскрыть педагогические возможности праздника в патриотическом воспитании дошкольников.
3. Выявить уровень патриотического воспитания дошкольников.
4. Разработать цикл занятий по патриотическому воспитанию детей на материале праздников народного календаря и в опытно-поисковой работе доказать его эффективность.
Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс методов:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми; беседа;
• диагностика уровня патриотической воспитанности дошкольников, качественный и количественный анализ полученных данных, их графическое изображение.
База исследования: Опытно-поисковое исследование проводилось на базе структурного подразделения «Детский сад» № 345
Структура: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ понятия «гражданского патриотического воспитания» в психолого-педагогической литературе
Серьезные преобразования в России в начале XXI века сопровождаются изменениями в духовной сфере общества и сознании ее граждан. Снизился воспитательный потенциал российского образования, искусства, культуры, как важнейших факторов формирования гражданина - патриота.
Для того, чтобы дать точное определение гражданско-патриотическому воспитанию, следует рассмотреть понятия воспитания.
Пидкасистый П.И. говорил, что: «Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» [5 с. 453]
В философском энциклопедическом словаре воспитание рассматривается как воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежит потребность и способность к дополнению, а также стремление к дополнению.
- целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве человеческого общения. В более широком смысле воспитание понимается как любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста [6].
Рассмотрим, что такое процесс воспитания:
-это взаимодействие (сотрудничество взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Орешкина Т.А. пишет: «одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности» [26].
Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.
Неслучайно одним из основных направлений воспитательной работы образовательной организации обозначен раздел «Воспитание гражданственности, патриотизма. Уважение к правам, свободам и обязанностям человека».
Гражданское воспитание – это целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщении детей и молодежи к истории и культуре данного общества в прошлом и в современности, имеющий целью формирование гражданственности [10].
Гражданственность - это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.
Гражданское воспитание-это часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. Его сущность и содержание сформулированы на личностном уровне гражданственности выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения» [48].
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций [12].
Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием.
На федеральном уровне были разработаны и реализованы государственные программы по патриотическому воспитанию граждан РФ, в том числе третья государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2025 годы» [24], концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»[31]. В 2014 году утвержден документ «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.11.2014 года № 2403- р, в котором одной из приоритетных задач является разработка и внедрение программ гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям государства, героям и значимым событиям в новейшей истории страны.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.
Концепция основывается на понимании патриотизма как базовой направленности социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующей понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества» [31]. Все это позволит совершенствовать деятельность сложившихся структур системы патриотического воспитания, создаст условия для развития их взаимодействия, оптимального внедрения современных форм, технологий и механизмов эффективного взаимодействия между ними.
Концепция направлена на формирование устойчивой тенденции роста социальной востребованности ценностей российского патриотизма в общественном сознании граждан Российской Федерации; укрепление социального партнерства и взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, направленное на рациональное и сбалансированное развитие государственной системы патриотического воспитания; достижение социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры взаимодействия науки, образования и культуры в патриотическом воспитании; повышение жизнеспособности региональных, муниципальных и институциональных систем патриотического воспитания различных категорий граждан Российской Федерации в современных условиях; развитие межрегиональных отношений субъектов патриотического воспитания; совершенствование институтов государственно-общественного управления патриотическим воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [31].
В Свердловской области разработана Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года и реализуется областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области».
Гасанов З.Т. определил, что «в понятие патриотизма входят три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для младших школьников ведущим является когнитивный компонент. Когнитивный компонент, обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет контрольно-диагностическую функцию. Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений: отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям, которые живут в родной стране; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре; отношение к государственному устройству» [16].
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у учащихся качеств гражданина, патриота.
Данные качества включают в себя:
любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь – к Родине;
чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь;
сочувствие, потребность защищать своих ближних, других людей, Родину;
трудолюбие, решительность;
предприимчивость, хозяйственность;
уважение к правам и свободам человека сп
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ Н.В. Алешина. -М.: ЦГЛ, 2005. -256с.
2. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]/ Н.Ф. Андреева // Управление дошкольным образованием. -2005. -№1. -С.16-21
3. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]/ В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
4. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие [Текст]/ О.Н. Баранникова. – М.: АРКТИ, 2007.-144 с.
5. Бездухов, В.П. Гуманизация образования в меняющемся мире [Текст]/ В.П. Бездухов. - Самара: СГПУ, 2002. -С.22-66.
6. Бережная, Л.Н. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ Л.Н. Бережная // Наука и образование: новое время. - 2014. -№ 3. -С. 116-118.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование [Текст]/ Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/ Л.Р. Болотина. - М.: Академический проект; Культура, 2005. -345с.
9. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]/ Н.В. Бордовская. - Спб.: Питер, 2001. -304 с.
10. Валиева, З.И. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст]/ З.И.Валиева // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. -2013. №6. -С. 22-27.
11. Виноградова, Н.Ф.Моя страна Россия: пособие для детей старшего школьного и младшего школьного возраста [Текст]/ Н.Ф. Виноградова. -М.: Просвещение, 2007. -95 с.
12. Вишневская, В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания 5-7 лет «Свет Руси»: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» [Текст]/ В.Н. Вишневская. -М.: АРКТИ, 2004. -112 с.
13. Воспитательная деятельность педагога [Текст]/ И.А. Колесникова. – М.: Академия, 2005. -352 с.
14. Воспитательная система «Маленькие россияне» [Текст]/ Т.И. Оверчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. -632с.
15. Данилина, Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России: пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» [Текст]/ Г.Н. Данилина. – М.: АРКТИ, 2005. -184 с.
16. Демчик, А.К. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ А.К. Демчик // Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования. -2014.-№9. -С. 279-282.
17. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]/ Л.А. Кондорыкинской. -М.: ТЦ Сфера, 2006. -192 с.
18. Дьякова, О.В. Современный подход к патриотическому воспитанию дошкольников [Текст]/ О.В.Дьякова // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. -2013.-№6. –С. 64- 67.
19. Закон Российской Федерации «Об образовании»: настольная книга руководителя детского сада [Текст]/ Н.Ю. Честнова. -Рн/Д.: Феникс, 2006. С.101-111.
20. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа) [Текст]/ Н.Г. Зеленова, Л.Е. -М.: Скрипторий, 2007 . -112 с.
21. Искакова, А.А. Понятие патриотического воспитания [Текст]/ А.А. Искакова // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. - 2015. -№11. -С. 20-23.
22. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст]/ М.С. Каган. – Спб.: Петрополис, 1997. -205 с.
23. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. -М.: АРКТИ, 2005.- 168 с.
24. Карпунова, Л.А. Теоретический анализ понятия «патриотическое воспитание» [Текст]/ Л.А. Карпунова // Амурский научный вестник. -2015. -
№2.-С. 68-72.
25. Картушина, М.Ю. День защитника Отечества: Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы [Текст]/ М.Ю. Картушина. -М.: Сфера, 2005. -160 с.
26. Князева, О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]/ О.А. Князева. -Спб.: Детство-пресс, 2004. -304 с.
27. Курочкина, И.Н. Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях [Текст]/ И.Н. Курочкина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. -2016. - № 2.-С. 67-73.
28. Кустова, О.А. Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ О.А. Кустова // Актуальные вопросы современной педагогики и образования. -2015. -№6. -С. 134-137.
29. Леванова, Е.А. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика [Текст]/ Е.А. Леванова.-М.: МГУ, 2013.-64 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/ В.С. Мухина. -М.: Академия, 2002.-456 с.
31. Несмашная, И.В. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ И.В. Несмашная // Теоретические и методологические проблемы современного образования. -2016.-С. 38-39.
32. Орлова, О.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/ О.В. Орлова // Воспитание в современном культурно- образовательном пространстве. -2014.-№9. -С. 207-210.
33. Панфилова, О.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника [Текст]/ О.А. Панфилова // Формирование традиций патриотизма материалы научно-практической конференции. -2015. -№5. -С. 152-157.
34. Пекишева, Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС ДО [Текст]/ Е.В. Пекишева // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. - 2015. -№2. -С. 209-211.