Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Физическая культура и спорт - это самостоятельный вид человеческой деятельности, важность которого в развитии общества очень разнообразна.
Универсальная физическая подготовка расширяет возможности человека в любой области социальной деятельности, повышает его выносливость, эффективность, сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам. Физическая активность способствует развитию и улучшению ряда умственных качеств, особенно устойчивости, мужества, решительности и т. д.
Именно в школе закладываются основы физического воспитания для молодого поколения. Это осуществляется всей системой физического воспитания: уроки физической культуры, внеучебная работа, внеклассные мероприятия общественном здравоохранении, т. е. целый комплекс мероприятий, в процессе которых формируются знания, привычки, формирующие физическую культуру школьника.
Основной формой обучения являются уроки физкультуры, целью которых является предоставление ученикам знаний и практических навыков, необходимых для овладения жизненными двигательными действиями; содействовать развитию гибкости, силы, скорости, выносливости и других физических качеств; для содействия здоровью и физическому развитию детей, а также для улучшения физической и умственной деятельности; распределять интерес и развивать привычку к регулярной самозанятости с различными видами физических упражнений рекреационного характера; способствовать гармоничному развитию личности ученика [20].
Актуальность исследования определяется возросшей сидячей работой школьников ввиду активного внедрения средств информационно-коммуникативных технологий. В связи с чем большинство школьников привыкают к малоподвижному, сидячему образу обучения, что приводит к увеличению жировой массы тела, в то время как процент мышечной массы значительно снижается [11]. Используемые методы и технологии, применяемые в настоящее время на уроках физической культуры, не способствуют активизации мышечной работы школьников. Поэтому в сложившейся ситуации компьютеризации школьного образования, необходима модернизация уроков по физической культуре, внедрение в общую школьную программу обязательных занятий в тренажерном зале.
Использование в уроках именно тренажеров, на фоне общего снижения интереса школьников к физической нагрузке обеспечивает повышение мотивации к урокам и занятиям физическими упражнениями за счет своей инновационности [11].
Таким образом, выбранная тема исследования «Использование спортивных тренажеров на уроках физической культуры» является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Цель исследования - изучить и раскрыть организацию, содержание и методики использования спортивных тренажеров на уроках физической культуры.
Объект исследования - учебный процесс по физической культуре.
Предмет исследования - особенности организации, содержания и методики использования спортивных тренажеров на уроках физической культуры.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить важность уроков физической культуры в общем развитии школьников;
2. Описать традиционные методы организации уроков физической культуры;
3. Дать определение понятию «спортивные тренажеры», привести их классификацию и особенности их применения в физическом воспитании;
4. Разработать план-конспекты уроков по физической культуры с применением спортивных тренажеров.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, синтез, разработка урока с использованием спортивных тренажеров.
Практическая значимость работы состоит в использовании информации преподавателями, при повышении образовательного уровня при изучении физической культуры.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических представлениях об организации, содержания и методах использования спортивных тренажеров на уроках физической культуры.
Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические предпосылки использования спортивных тренажеров на уроках физической литературы
1.1 Важность уроков физической культуры для полноценного физического развития
«Физическая культура» призвана формировать у учеников постоянные мотивы и потребности в бережном взаимоотношении к собственному здоровью и физической подготовленности, целостном формировании собственных физических и психологических качеств, креативном применении средств физической культуры в организации здорового образа бытия. В ходе изучения тренировочного материала у учеников создается целое понимание о физической культуре, как общественном явлении, единстве биологического, психологического и социального в человеке, законодательстве и закономерностях формирования, и совершенствовании его психосоматической природы.
Исследование физической культуры на базовом уровне посредственного (полного) общего образования нацелено на результат последующих целей [1]:
– формирование физических свойств и способностей, усовершенствование многофункциональных возможностей организма, улучшение индивидуального самочувствия.
– развитие бережливой позиции к своему здоровью, необходимости в упражнениях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной работе.
– освоение технологиями нынешних оздоровительных систем физического обучения, обогащение персонального навыка уроков специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми типами спорта.
–осваивание концепции познаний об упражнениях физической культурой, их роли и смысле в создании полезного вида жизни и общественных ориентаций.
– получение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение способностями креативного сотрудничества в общественных формах обучения физическими упражнениями.
На основе требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования подразумевается осуществить актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностные комбинация, которые характеризуют задачи физического обучения учеников [8]:
– Помощь гармоничному физическому формированию, выработка умений применять физические упражнения, гигиеничные процедуры и условия внешней среды с целью поддержания состояния самочувствия, противостояния стрессам.
– Развитие социальных и индивидуальных взглядов о престижности высокого уровня здоровья и многоплановой физической подготовленности.
– Увеличение моторного опыта с помощью освоения новыми моторными действиями и развитие умений использовать их в разных по трудности обстоятельствах.
– Последующее формирование кондиционных и координационных возможностей.
– Развитие познаний о закономерностях двигательной деятельный, спортивной тренировке, значении уроков физической культурой с целью предстоящей рабочий деятельности, исполнении функции отцовства и материнства, подготовке к работе в армии.
– Фиксирование необходимости к постоянным делам физиологическими процедурами и выбранным типом спорта.
– Развитие соответственной самооценки личности, нравственного самосознания, миропонимания, коллективизма, формирование целеустремлённости, решительности, выдержки, силы воли.
– Последующее формирование психологических действий и подготовка основам психологической регуляции.
Предмет обучения физической культуре в школе – двигательная активность с общеразвивающей направленностью. Овладев данной деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуется практически все физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, также развивается мышление, самостоятельность и творчество.
Практическая полезность двигательной (физкультурной) работы определена тем, что она дает возможность школьникам не только лишь улучшать физические качества и укреплять здоровье, изучать физические упражнения и двигательные воздействия, однако и благополучно совершенствовать психические процессы и нравственные свойства, создавать понимание и мышление, творческий подход и самостоятельность [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баршай, В.М. Физкультура в школе и дома / В. М. Баршай. - Ростов н./Д.: Феникс, 2001. – 256 с.
2. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я, С. Вайнбаум. – М., - 2000.
3. Гузаирова, А. М. Методика преподавания физической культуры младшим школьникам [Электронный ресурс] / А.М. Гузаирова, Т. Ю. Каратаева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5- 3. – Режим доступа: http://eduherald.ru (дата обращения: 22.01.2022).
4. Дзикович, И. Б. Физкультура в жизни ребенка / И. Б. Дзикович. - Минск: Беларусь, 1983. - 48 с.
5. Добровольский, И. Тренажеры для развития скоростно-силовых качеств / И. Добровольский, А. Чичерин, С. Щуплецов // Легкая атлетика. - 1997 - № 8 - С. 24-25.
6. Зайцева, В. В. Тренировка силы и силовые тренажеры / В. В. Зайцева // Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 1. - С. 26-28.
7. Коробейников, Н. К. Физическое воспитание / Н. К. Коробейников. - М.: Высш. шк., 1993. –384с.
8. Курысь, В. Н. Физическая культура как общеобразовательный предмет / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева // Теория и практика физической культуры. – 2002. - № 9. – С. 57-60.
9. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2008 –544с.
10. Менхин, Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. 2-е изд., перераб. и доп / Ю. В. Менхин. - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт, 2012. - 312 с.
11. Пономарев, Г. Н. Влияние тотальных размеров тела и содержания жира в организме на показатели физической подготовленности студенток / Г. Н. Пономарев, О.А. Богданов, Л.Л. Ципин // Теория и практика физической культуры, 2014. - №10. – С. 15-18.
12. Пономарев, Г. Н. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе / Г. Н. Пономарев, Е. Г. Сайкина, Н. А. Лосева // Теория и практика физической культуры, 2011. - №8. – С. 55-60.
13. Ратов, И. П. Спортивные тренажеры. – 3-е изд. испр. и дополн. / И. П. Ратов. - М.: Физкультура и спорт, 2016.- 118 с.
14. Снопова, И. К. Использование народной игры в современном учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] / И. К. Снопова. – Режим доступа:https: //cyberleninka. ru. (дата обращения: 22.01.2022).
15. Степанов, Т. А. Воспитание интереса к физической культуре у детей с различным уровнем здоровья / Т. А. Степанов. - Сургут: СурГПИ, 1999. – 170 с.
16. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд. - М.: Сов. спорт, 2014. - 463 с.
17. Усаков, В. И. Социально-педагогическая эффективность оздоровительной физической культуры в семье, детском саду и школе / В. И. Усаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. - № 1-2. - С.7-11.
18. Физическая культура / Под ред. Б.И. Загорского. – М.: Высш. шк., 2000. – 383с.
19. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003 – 480с.
20. Хромин, В. Г. Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования школьников / В. Г. Хромин. - Тюмень: ТГУ, 2000 – 174с.