Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………..……………3
Глава 1. Теоретические основы когнитивной сферы детей подросткового возраста…………………………………………………………………………..….5
1.1. Физиологические и психологические особенности детей подросткового возраста……………………………………………………………………..…5
1.2. Особенности развития когнитивной сферы детей подросткового возраста……………………………………………………………………….9
Глава 2. Эмпирическое исследование когнитивной сферы детей подросткового возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подростковый возраст - это переходный период от детства к взрослости. Этот этап составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального.
На протяжении подросткового возраста продолжается развитие мыслительных способностей, а, следовательно, и расширение сознания происходящего, границ воображения, диапазона суждений и проницательности. Эти возросшие возможности познания способствуют быстрому накоплению знаний, открывающих перед подростками ряд вопросов и проблем, которые могут осложнить и обогатить их жизнь.
Актуальность исследования определяется сложностью и важностью происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований. Изучение подросткового возраста - одна из важных тем возрастной психологии.
Объект исследования: психологический портрет детей подросткового возраста.
Предмет исследования: когнитивная сфера детей подросткового возраста.
Цель исследования: изучение особенностей когнитивной сферы подростка.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психологическую литературу по теме исследования;
2. изучить физиологические и психологические особенности детей старшего подросткового возраста;
3. выделить особенности развития когнитивной сферы детей подросткового возраста;
4. подобрать диагностический инструментарий для диагностики когнитивной сферы подростков.
5. провести диагностическое исследование, проанализировать полученные результаты, интерпретировать выявленные связи, сформулировать выводы
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы Л. С. Выготского, И.В. Дубровиной, Л.Ф. Обуховой, Х. Ремшмидта, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Практическая значимость. Данные, полученные на данном возрастном диапазоне, могут использоваться как количественные ориентиры в оценке развития когнитивной сферы подростков. Материалы исследования могут быть включены в программы подготовки и переподготовки специалистов-психологов.
Глава 1. Теоретические основы когнитивной сферы детей подросткового возраста
1.1. Физиологические и психологические особенности детей подросткового возраста
Подростковый период является периодом завершения детства и перехода к взрослой жизни.
Так, Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова указывает, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие - от 11 до 20.
Ведущая деятельность в этом возрасте – учебно-профессиональная, в которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, активная деятельность в социальной сфере, самосознание, идеалы и мечты. Подросток сравнивает себя с взрослыми и с детьми и приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый человек. Подросток начинает чувствовать себя взрослым человеком и ждет признания от родителей и сверстников, что он уже самостоятелен и значим в обществе. Основными психологическими потребностями старшего подростка считаются: стремление к самостоятельной жизни, стремление к общению со сверстниками и взрослыми, признание уважения со стороны других людей и эмансипация от взрослых [9, с. 138].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии Текст / Л.С. Выготский. – М., Аспект-Пресс, 2012. – 224 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь Текст / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Москва-Ленинград, 1934. – 362 с.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека Текст / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
4. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст / Бурмистрова Е.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Драчёва Н.Ю., Власова С.В., Сухих Е.В., Лещенко Т.В., Жильцова В.К., Тишина С.С., Шапчиц В.Д., Пятаков Е.О., Подольский А.И. [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 1. С. 3–14. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2015/n1/Burmistrova_Dontsov_et_al.shtml (дата обращения: 29.01.2022).
5. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина и др. - М. : Academia, 1998. – 312 с.
6. Психология развивающейся личности / [А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, Т. М. Горбатенко и др.]; Под ред. А. В. Петровского; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1987. – 238 с.
7. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст : Пробл. становления личности / Х. Ремшмидт; Пер. с нем. Г. И. Лойдиной; Под ред. Т. А. Гудковой. - М. : Мир, 1994. - 319 с. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА – М, 1998. 672 с.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
9. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений. / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 194 с.