Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На каждом этапе развития общества определяется круг первоочередных проблем, которые должны быть решены фундаментальной наукой в связи с новыми, такими, что стали особенно важными потребностями практики. Во всем мире отмечается рост насильственных действий различного масштаба. Крайне острой является проблема роста детской преступности, насилия к детям, агрессии в семейных взаимоотношениях (Г. Фелсон, Н. Руссо, Дж. Паттерсон, К. Бютнер, А. П. Лещ). Частыми стали проявления демонстративно-вызывающего поведения, цинизма, негативизма в межличностных отношениях. Дети растут во время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда устоявшиеся моральные нормы еще не сформированы.
В зарубежной научной методологии и практике агрессивное поведение человека рассматривается в рамках инстинктивистского (Из. Фрейд, К. Лоренц и др.), биологического (В. Гесс, Г. Джекобс, С. Медник, Д. Олдс и др.), фрустрацийного (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер и др.), когнитивного (Л. Берковиц, Л. Эрон, Д. Зилманн, Л. Хьюсманн и др.), социального (А. Бандура, А. Басс, Г. Бэрон, Д. Ричардсон, Б. Крейхи и др.) подходов, каждый из которых представляет свою трактовку агрессии и агрессивного поведения.
В современной психологии проблема агрессии освещена в трудах С. М. Ениколопова, Л. Ю. Ивановой, А. А. Налчаджяна, Н. А. Ратиновой, А. Реана, Т. Г. Румянцевой, И. А. Фурманова, А. В. Хренникова, П. Павелкива, А. Бы. Бовть. Деструктивно-враждебный характер этого явления подчеркивалась Н. В. Аликиной, С. М. Ениколоповым, Л. П. Конишевой, В. Г. Степановым, В. В. Устиновою. При этом отечественные исследователи (А. Б. Бовть, А. А. Мизерная, А. Я. Фотуйма) рассматривали агрессивного субъекта как такового, интегрирует в себе внутренние и внешние воздействия, тогда как зарубежные ученые (А. Бандура, Г. Уолтерс, Г. Паренс, Дж. Паттерсон, М. Раттер) сосредоточили внимание на поиске отдельных детерминант проявления агрессии.
В последнее десятилетие ученые уделяют внимание изучению агрессивного поведения в неделинквентных лиц разного возраста: А. Бы. Бовть, В. И. Шебанова - младшего школьного возраста; А. А. Реан, Л. Н. Семенюк - подросткового; В. М. Крайнюк, А. В. Хренников, С. Г. Шебанова, В. Г. Павелкив - юношеского. В частности, в исследовании подросткового возраста учеными получены данные относительно особенностей возрастной динамики агрессивного поведения (А. А. Реан, Л. Н. Семенюк), половых различий (И. А. Фурманов, Л. Н. Семенюк); определена действие макросоциальных факторов семьи на агрессивное поведение (Н. В. Аликина, А. Бы. Бовть, А. А. Реан). Механизмы возникновения агрессивного поведения в связи с конфликтами изучали Н. Д. Белей, Г. Сек. Васильева, В. В. Ковалев, Н. Д. Левитов, Г. В. Ложкин, Есть. Г. Романин. Исследованию эмоциональной сферы агрессивных лиц занимались В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, К. Изард, Д. Зильман. Согласно результатам лонгитюдных исследований, агрессивное поведение является относительно стабильной во времени, поэтому ожидать, что она постепенно перейдет в плоскость общественно допустимую, является ошибочным (А. А. Мизерная).
По мнению психологов (Л. И. Божович, Сек. Д. Максименко, А. А. Реан, Е. А. Смирнова, В. М. Холмогорова, В. В. Кузьменко), дошкольный возраст является важным для формирования и закрепления различных поведенческих актов. Деструктивные реагирования характерны для большинства дошкольников, но с усвоением правил и норм организации деятельности они уступают социально одобрительным формам поведения. Однако, у определенной категории детей проявления агрессии не только сохраняются, но и развиваются и трансформируются в устойчивые черты личности. Вследствие этого снижается продуктивный потенциал ребенка, деформируется его личностное развитие. Следует констатировать, что вопросы агрессивного поведения детей дошкольного возраста в современной науке остаются недостаточно изученными.
В психолого-педагогических измерениях феномен тревожности детей старшего дошкольного возраста рассматривается в широком контексте, в частности в изучении таких его факторов, как социальная ситуация развития ребенка, особенности семейных отношений и взаимодействие педагогов с детьми в процессе выполнения различных видов деятельности (Абрамова Г. С., Ананьев М. И., Дусавицкий А. К., Дубровина И. В., Овчарова Р.В., Прихожан А. М., Спеваковский А. С.). Среди современных подходов, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Решение такой задачи реализуется через формирование духовно и физически здоровой личности. В связи с этим в психологической науке и практике особую актуальность имеют прикладные экспериментальные исследования, направленные на преодоление негативных явлений, сопровождающих развитие личности.
Формирование полноценной активной личности имеет прежде всего основываться на воспитании у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своей самоценности, уважения к себе, веры в собственные силы. Однако, на пути этом иногда возникает страх, тревога. Обеспокоенность, тревога, страх - это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость, восторг, гнев, удивление. Но при чрезмерной податливости к тревогам, страхам, зависимости от них существенно меняется поведение человека, что сказывается на установке ней межличностных взаимоотношений.
Как определяет ФГОС ДОО для детей дошкольного возраста, ожидания общества связаны сегодня прежде всего с формированием жизнеспособной, гибкой, сознательной, творческого человека. Выбор дошкольного возраста в исследовании обусловлен тем, что именно в детстве закладывается фундамент для становления полноценной личности, кроме того, в этот период возможно уже на начальных этапах развития состояния тревоги помочь ребенку преодолеть его негативное влияние. Тем более, что практика показывает: почти у каждого третьего дошкольника имеющиеся проявления тревожности.
Распространение феномена тревожности среди детей, ее негативная роль в развитии является темой многочисленных исследований психологов, педагогов, врачей. В частности, рассматривались факты проявления детской тревожности как врожденной психодинамической характеристики (А.И. Захаров, Н. Д. Левитов и др.) И как условия и результата социализации (А. Прихожан, К. Хорни, Ю.Л. Ханин и др.). Доказана связь уровня интеллекта и переживания страхов (И. Рантбург, П. Поппер). Выявлены половые и возрастные различия в проявлениях тревожности (В.И.Кочубей, Е.В. Новикова). Проанализирована связь тревожности с мотивацией учения (А.К.Дусавицкий и др.), социометрическим статусом (В.Р Кисловский, Е.В.Панасюк и др.), успеваемостью в учебе (А.К. Дусавицкий, В.Н. Дружинин, Б. Монина).
При этом, недостаточно информации по изучению взаимосвязи тревожности и агрессивности у детей дошкольного возраста. Именно поэтому рассматриваемая тема является столь актуальной.
Цель исследования: выявление взаимосвязи тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: исследование причинно-следственной взаимосвязи психологических феноменов дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие агрессивного поведения и его проявления в дошкольном возрасте
2. Описать понятие тревожности и его проявления в дошкольном возрасте
3. Раскрыть проблему агрессивности и тревожности дошкольников в их взаимосвязи;
4. Организовать и провести экспериментальную работу по изучению взаимосвязи тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Глава 1.Теоретические основы изучения взаимосвязи тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие агрессивного поведения и его проявления в дошкольном возрасте
Агрессивное поведение – один из способов реагирования на различные физически и психологически неблагоприятные жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. д. Психически агрессивное поведение является одним из способов решения проблем, связанных с поддержанием личности с защитой и повышением самооценки, уровня востребованности, поддержанием усиление контроля над жизненно важной деловой средой. Л. Берковиц в своей работе «Агрессия: причины, последствия и контроль», пишет, что «Агрессивное поведение – это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку» 5, с. 512.
Агрессивное поведение может возникать по разным причинам и с разными целями. Это также может сделать примерно один человек. Внешне разные типы агрессивного поведения могут казаться очень похожими, хотя внутренне они основаны на разных основаниях, являясь проявлением разных намерений данного человека. Чтобы помочь своему ребенку, вам необходимо учитывать эти внутренние основы. Это означает, что в любом случае необходимо точно понимать, какую функцию выполняет для человека агрессивное поведение.
В.Н. Пасечник в своей работе «Агрессивное поведение дошкольника», описал такие виды агрессивного поведения:
«1. Физическая, когда применяется прямая сила для нанесения физического и морального ущерба противнику.
2. Раздражение проявляется в готовности к негативным чувствам.
3. Негативизм является оппозиционной манерой в поведении. Отмечается пассивным сопротивлением до активной борьбы, направленным против установленных законов и обычаев.
4. Вербальная агрессия выражается в негативных чувствах через такую форму как визг, крик, через словесные ответы (угрозы, проклятия).
5. Обида, ненависть, зависть к окружающим за действия.
6. Подозрительность является отношением к индивидам в диапазоне от осторожности до недоверия, сводящееся к убеждению, что другие личности планируют, а потом приносят вред.
7. Чувство вины относится к убеждению субъекта, что он зло, зачастую такие люди испытывают угрызения совести» 29, с. 73.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аракелов, Н.Е, Шишкова, Н. Р. Тревожность: методы её диагностики и коррекции [Текст] / Н.Е. Аракелов, Н. Р. Шишкова // Вестник Московского Университета, сер. Психология. – 1998. – № 1. – С. 18 – 32.
2. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. – 1997. – № 2. – С. 34 – 38.
3. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура. - М. : Издательство Евразия, 2008. 320 с.
4. Беневольская, Т. Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада : автореф. ... канд. психол. наук / Беневольская Т. Б. — М., 2008.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии: пер с англ. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 510 с.
6. Бэрон Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 2001. 352 с. - (Мастера психологии).
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1999. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60–72.
8. Валявко Светлана Михайловна, Аксёнова Юлия Юрьевна Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста: современный взгляд // Специальное образование. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-agressivnogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-sovremennyy-vzglyad (дата обращения: 12.01.2022).
9. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии. – Симферополь, 2010. – 453.
10. Гуляева К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и ее коррекция. Омский научный вестник – 2007. – №3–55. – С. 107 –110.
11. Демко Елена Винидиктовна, Петьков Валерий Анатольевич Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. №2 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-profilaktika-i-korrektsiya-agressivnosti-detey-6-7-let (дата обращения: 12.01.2022).
12. Детская практическая психология : учебник / под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2001. 255 с.
13. Диль-Илларионова Татьяна Васильевна, Чикова Ирина Вячеславовна Психологические особенности детской агрессивности и варианты её социализации // АНИ: педагогика и психология. 2016. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detskoy-agressivnosti-i-varianty-eyo-sotsializatsii (дата обращения: 12.01.2022).
14. Ениколопов С.Н. Методы исследования агрессии в клинической психологии // Диагностика в медицинской психологии: традиции и перспективы / под общ. ред. Н.В.Зверевой, И.Ф.Рощиной. М.: МГППУ, 2011. С. 82–100.
15. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность.- СПб; Питер 2005. с 187.
16. Илларионова, И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4–7 лет [Текст] / И.В. Илларионова // Вестник ВятГУ. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–proyavleniya–trevozhnosti–u–detey–4–7–let (дата обращения: 28.07.2021).
17. Кирьянова, О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт–Петербург : Реноме, 2011. — С. 23–25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1035/ (дата обращения: 28.07.2021).
18. Колосова С. Л. Особенности дезадаптация 6-7 летних детей с агрессивным поведеним / С. Л. Колосова // Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С. 50-58.
19. Колосова С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб. : Питер, 2004. 224 с.
20. Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности : автореф. дис. на соискание научной степени канд. психол. наук : 19.00.13 «Психология развития, акмеология» / Е. Е. Копченова. - М., 2000. - 21 с.
21. Копченова Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду. 2009. №1. с.64.
22. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми[Текст] / Л.M. Костина.– СПб.: Речь, 2003. – 160 с.
23. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Текст] // Школьный психолог. 2000. №6. с.34.
24. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М. : Издательская группа «Прогресс», 1994. 272 с.
25. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей [Текст] / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 15 – 19.
26. Немов Р.С. Общие основы психологии – М., 2003.– 680 с.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология – М., 1998. –231 с.
28. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс ; [ пер. с англ. Л. Г. Герцик, А. В. Решетникова]. - М. : Форум, 1997. - 160 с.
29. Пасечник В.Н. Агрессивное поведение дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. №5. С.73-78.
30. Петрова Е. А., Шмелева С. В., Голенков А. В. Психология [Текст] / Е.А. Петрова, С.В. Шмелева, А.В. Голенков. – М.: РГСУ, 2013. – 352 с.
31. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2–е изд. [Текст]/А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
32. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 11 – 17.
33. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
34. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, № 5. С. 3–18. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2016.
35. Реан А.А. Семья: психология. Педагогика. Социальная работа. М.: АСТ, 2010. 476 с.
36. Реан А.А., Ставцев А.А. Протективные и провокативные семейные факторы агрессивного поведения детей и подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 2. С. 137–149. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.202
37. Савина, Е. Тревожные дети [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. – 1996. – №4. – С. 21 – 27.
38. Сизова И.В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста –М., 2015. – № 11. – С. 236 – 239. 7. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 407.
39. Соловьева С. Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии : автореф. дис. на соискание научной степени доктора психол. наук : 19.00.04 / Соловьева Светлана Леонидовна ; Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова. - СПб., 1997. - 47 с.
40. Суббота И.Ю., Иванова В.А. Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. 2014. №7 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-agressivnogo-povedeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 12.01.2022).
41. Тимофеева О.А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Тимофеева // Бюллетень науки и практики. 2017. №11 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie–trevozhnosti–u–detey–starshego–doshkolnogo–vozrasta (дата обращения: 28.07.2021).
42. Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия: профилактика и коррекция: учебное пособие. Минск.: Изд. центр БГУ, 2016. 401 с.
43. Чижова С.Ю. Детская агрессивность М.: Психология, 2005.160 с.