Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Непризнанные государства постсоветского пространства на современном этапе развития являются самостоятельными акторами региональной и международной политики. Их влияние на процессы мировой политики довольно значительно, если принимать во внимание постоянное взаимодействие с рядом национальных государств, международным сообществом. Государственный суверенитет является важнейшим свойством и непременным условием полноценности государственного образования. В настоящее время на политической карте мира насчитывается более 200 различных по форме и устройству государств. Ученые-правоведы, политологи, социологи активно изучают генезис понятий государства и государственного суверенитета, предлагают свои трактовки эволюционных процессов. Особый интерес для исследования представляют и непризнанные государства, существующие де-факто, но де-юре не легитимизированные в мировом сообществе стран - с точки зрения анализа их государственного суверенитета. XX и XXI вв. ознаменовались распадом многонациональных государств, агрессивным национализмом и межэтническими войнами.
На протяжении второй половины XX в. - начала XXI в. в различных регионах произошло свыше 300 межгосударственных конфликтов, а более чем в 200 систематически применялись вооруженные силы. В практике международных отношений проблема непризнанных государств не имела актуального звучания и решалась на условиях нерушимости границ и территориальной целостности признанных государств вплоть до 80-х годов XX в. Положение меняется в начале 90-х годов, когда распад СССР вызвал ряд территориальных изменений в Европе. На территории бывшего Советского Союза в это время создается множество государственных образований, неподконтрольных властям «новых» республик, - Нагорно-Карабахская Республика, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье.
Объектом исследования являются непризнанные государства.
Предметом исследования – правовой статус непризнанных государств.
Хронологические рамки исследования: Термин «непризнанные государства» начал активно использоваться с начала 1990-х гг. На данный момент в мире существует 120 непризнанных образований, которые находятся на территории 60 государств.
Территориальные (географические) рамки исследования включают территории государств, входящих в Организацию Объединенных Наций.
Степень научной разработанности проблемы. Некоторые проблемы, соприкасающиеся с темой исследования частично освещены в работах Большакова А. , Вельяминов Г.М. , Кулумбегова Л.Т. , Медникова А.А. и некоторых других. Однако комплексного, на междисциплинарной основе исследования, предметной областью которого являются теоретические, правовые и организационные проблемы непризнанных и частично признанных стран, не проводилось. Данной проблеме посвящен широкий ряд научных статей и исследований российских и зарубежных ученых.
Целью исследования является непризнанные государства: международно-правовой статус.
Исследовательские задачи. В задачи курсовой работы входит:
рассмотрение сущности непризнанных государств, классификация и механизм их возникновения;
освещение проблемы непризнанных государств в современном международном праве ;
определение процесса международно-правового признания Косово;
изучение международно-правового статуса Абхазии и Южной Осетии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие общенаучные методы исследования: описательный метод – описание непризнанных государств на постсоветском пространстве; контент-анализ – метод, используемый автором для определения актуальности и новизны данного исследования и общенаучный метод, включающий в числе прочих подходов, обобщение, дедукцию и индукцию.
Методы политической науки: стал системный подход к истории международных отношений, одной из центральных категорий которого является понятие «система международных отношений» – конкретноисторическая, устойчивая форма политической организации международных отношений, которая закрепляется в договорах и соглашениях и отражает как соотношение (баланс) сил, так и специфику отношений между входящими в систему государствами.
Эмпирическая база исследования основана на многочисленных источниках международного нормативно-правового характера. Источники первостепенной важности: официальные документы Организации Объединенных Наций.
Таким образом, имеющаяся источниковая база позволила решить поставленные в данной работе цели и задачи.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для классификации зон транзитной государственности в мире. Дана рекомендация показывать фактически существующие непризнанные государства на публикуемых в России политических картах.
Структура курсовой работы (ВКР). Курсовая работа (ВКР) состоит из введения, 2 разделов и 4 подразделов, заключения, списка источников и литературы, приложений (2).
Глава 1. Международно-правовая характеристика непризнанных государств
1.1 Сущность непризнанных государств, классификация и механизм их возникновения
В международном праве существует ряд до конца не решенных проблем с точки зрения их нормативно-правового регулирования и теоретического обоснования. Одной из таких является образования новых государств и правовые последствия, возникающие при таких обстоятельствах. В современном мире непризнанных или частично признанных государств достаточно много, часть из них находятся в неопределенном состоянии годами или даже десятилетиями. Каждое такое политическое образование имеет свою историю возникновения и особенности развития. Непризнанные или частично признанные государства, их функционирование, развитие и место в международной системе является одним из самых сложных вопросов современного мира .
Начиная с 90-х годов ХХ ст. на политической карте мира начали стремительно появляться новые самопровозглашенные государственные образования, легитимность образования которых вызвала сомнения у мирового сообщества в целом или у значительного количества существующих государств (прежде всего, тех, от которых они отделялись).
Непризнанными государствами принято считать политические образования, которые обладают основными признаками государственности, однако лишены международного признания. Это название достаточно условное, поскольку указывает не на форму организации власти и наличие / отсутствие суверенитета, а на проблему существования таких государств на мировой арене, в международно-правовых и политических отношениях. В литературе можно увидеть и другие термины, такие как: «самопровозглашенные государства», «де-факто государства», «квазигосударство», «псевдогосударства», «виртуальные государства» и др. Хотя они употребляются как синонимы, последние имеют эмоциональное наполнение и указывают на одну из существенных признаков государства.
Стоит согласиться с мнением О.Н Теленко, что термин «непризнанное государство» является более точным для обозначения реальных феноменов, чем широко используемые термины, поскольку наиболее точно отражает тот факт, что они, обладая всеми атрибутами легитимного государства, не добились международного дипломатического признания .
Т. Далявская приводит собственное определение термина, согласно которому «непризнанное государство» — это государство, которое обладает всеми признаками государственности и которое после провозглашения отделения и независимости было признано менее чем третью от общего количества признанных государств. Государство, которое признано более чем третью признанных государств, можно считать «частично признанным», а государство, которое признается более чем половиной признанных государств, будет достаточно корректно отнести к «полностью признанным».
Непризнанные государства — общее название мировых геополитических образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений.
В отечественном политико-географическом поле известны исследования об отдельных существующих в мире непризнанных государствах, их границах и приграничных отношениях, электоральной географии. Российский географ С. Н. Соколов выработал классификацию непризнанных и частично признанных государств, в которую включил 6 групп:
- (I) частично признанные, фактически контролирующие свою территорию;
- (II) частично признанные, контролирующие часть территории, на которую претендуют;
- (III) непризнанные, контролирующие часть территории, на которую претендуют;
- (IV) ассоциированные государства, признанные субъектами международного права, находящиеся в свободной ассоциации с Новой Зеландией;
- (V) государствоподобное образование - Мальтийский орден;
- (VI) виртуальные государства .
Такие государства не признаны ни одним государством — членом ООН (их независимость признают лишь некоторые другие непризнанные государства), а их территории международное сообщество считает частью территории одной или нескольких официально признанных государств (например, территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики де-юре является частью территории Украины и т.д.).
Частично признанные государства — это государства, провозгласившие себя независимыми государствами и которые имеют признаки суверенных государств, но независимость признано только определенной частью или только отдельными государствами-членами ООН, из-за чего они не могут стать членами ООН и по сути исключаются из круга субъектов международного права, поскольку их участие в международных отношениях ограничено, как правило, отношениями, только с теми государствами, которые их признали.
В настоящее время в мире существуют 8 непризнанных государств: страны Ва (Провозгласила независимость 17.04.1989 г.) и Шан (с 1996 г.) на территории Мьянмы. Республика Сомалиленд (провозгласила независимость 18.05.1991 г.) на территории Сомали. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) (провозгласила независимость 25.08.1991 г.) на территории Молдовы. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) (провозгласила независимость 02.09.1991 г.) на территории Азербайджана. Исламское государство Вазиристан (провозгласила независимость 14.02.2006 г.) на территории Пакистана. Донецкая Народная Республика (ДНР), Луганская Народная Республика (ЛНР) (обе провозгласили независимость 12.05.2014 г.) на территории Украины .
Частично признанных государств 4, то есть, независимость которых признана только несколькими (от 1 до 5) государствами-членами ООН, в частности:
1. Азад Джамму и Кашмир (Азад Кашмир) (провозгласила независимость в октябре 1947 г.; фактически управляется Пакистаном) на спорной территории Пакистана и Индии — ее независимость признана только Пакистаном.
2. Турецкая Республика Северного Кипра (провозгласила независимость 15.11.1983 г.) на территории Республики Кипр — ее независимость признана только Турцией.
3. Республика Южная Осетия (провозгласила независимость 29.05.1992 г.) на территории Грузии — ее независимость признана лишь 4 государствами-членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру).
4. Республика Абхазия (провозгласила независимость 26.11.1994 г.) на территории Грузии — ее независимость признана лишь 5 государствами-членами ООН (Россия, Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату) .
Как известно, юридической обязанности признания в международном праве не существует, но общепризнанным является право нового государства на международное признание. Решение о признании нового государства оформляется официальным актом высших органов власти государства. Например, согласно п. 4 ст. 106 Конституции Украина от 28.06.1996 г. решение о признании иностранных государств принимает Президент Украины. Как правило, признание означает готовность установить дипломатические отношения.
В учредительных документах международных организаций (в том числе в Уставе ООН от 26.06.1945 г.), не содержится положения о признании новых государств как необходимое условие их принятия в организацию. Сама ООН указывает, что поскольку она не является ни государством, ни правительством и поэтому не имеет никаких полномочий признавать то или иное государство или правительство . В ст.3 Конвенции о правах и обязанностях государств от 26.12.1933 г. и ст.9, 12 Устава Организации Американских Государств (ОАГ) от 30.04.1948 г. установлено, что «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами». В то же время, в настоящее время членство в ООН можно рассматривать как признак того, что государство получило в мире очень широкое признание, и легитимность его существования как минимум для большинства членов мирового сообщества не вызывает сомнений. Чтобы стать членом ООН, государство должно получить поддержку 2/3 государств-членов Генеральной Ассамблеи ООН (на данный момент — 129 из 193) по рекомендации Совета Безопасности ООН (9 из 15 ее членов по условию отсутствия вето любого из 5 постоянных членов Совета Безопасности — Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Великобритании, США и Франции). Поэтому отказ любого из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН (Например, в случае с Республикой Косово непризнание ее Россией и КНР, а в случае с государством Палестина непризнание ее Великобританией, США и Францией) признать то или иное государство да
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Эмпирическая база исследования:
1. Конституция Республики Абхазия Принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994г., одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999г. с изменением, принятым на всенародном голосовании (референдуме) 3 октября 1999г.
2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 окт. 1970 г. // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml. –
3. Доклад Специального посланника Генерального секретаря по определению будущего статуса Косово: от 26 марта 2007 г., S/2007/168 // Миссия ООН по делам временной администрации в Косово [Электронный ресурс]:URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/ 2007/168.
4. Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/minustah/background.shtml
5. Устав ООН [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/sections/ uncharter/chapter-i/index.html
Литература:
6. Бадулина Е.С., Коробкина И.А. Гуманитарные операции ООН на современном этапе: попытки реализации норм международного гуманитарного права// »Россия: от стагнации к развитию (региональные, федеральные, международные проблемы)». Сборник материалов XI заочной международной научно– практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников. г. Ставрополь, 21 апреля 2017 г. – Ставрополь: РИО ИДНК. – 2017. – 603 с.
7. Кулумбегова Л.Т. Внешнеполитические факторы возникновения непризнанных государств на постсоветском пространстве // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 6 (129). – С. 222-226.
8. Медникова А. А. Историко-теоретический анализ правового статуса непризнанных государств на примере прецедентов существования непризнанных государств в современном мире // Мир юридической науки. 2018. № 8. – С. 21-25.
9. Потапов А.И. Существование непризнанных государств в современном мире / А. И. Потапов. // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 256-263.
10. Прудников А.А. К вопросу о развитии механизма легитимизации непризнанных государств постсоветского пространства // Вопросы политологии. 2018. Т. 8. № 5 (33). – С. 77-85.
11. Российское пограничье: вызовы соседства / Под ред. В. А. Колосова. М.: ИП Матушкина И.И., 2018. – С. 95-97.
12. Griffin T.M. Haiti Human Rights Investigation: November 11-21, 2004. – Miami: University of Miami, 2005. ¬¬– 61 p.
13. Badulina E.S. The International Committee of the Red Cross: activities for the implementation of international humanitarian law// The latest concepts of research: experience, tradition, innovation, effective development strategy: materials of the I international research and practice conference December 25st, 2016, Los Gatos (CA), USA: Scientific publishing center «Open knowledge», 2016. p. 49 – 59.
14. Vasil'ev A., Klyuchnikov M., Turov N. [On the phenomenon of quasi-governmental boundaries in the modern world]. In: Regional'nye issledovaniya [Regional studies], 2016, no. 1, pp. 105-116.
15. Geldenhuys D. Contested States in World Politics. L.: Palgrave Nacmillan, 2009. P. 21 - 23.
16. Kolosov V., ed. Rossiiskoe pogranich'e: vyzovy sosedstva [Russian Borderlands: the challenges of neighborhood] Moscow, IP Matushkina I. I. Publ., 2018, pp. 95-97.
17. Montevideo Convention on the Rights and Duties of States on December 26, 1933 art.1
Интернет-ресурсы:
18. Большаков А.Г. Непризнанные государства постсоветского пространства [Электронный ресурс] URL: http://www.politex.info
19. Большаков А.Г. Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья [Электронный ресурс] URL: http://www.politex.info
20. Большаков Андрей Георгиевич «Непризнанные государственные образования постсоветского пространства: казус нагорного Карабаха» [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article
21. Вельяминов Г.М. Признание «непризнанных» и международное право [Электронный ресурс] URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/24/7050.html
22. Журавлев В. О применении принципа признания «де-юре» для «непризнанных» государств // Russkie.org: сетевой центр русского зарубежья. [Электронный ресурс] URL: http://www.russkie.org/index.php?module =fullitem&id=10114
23. Карта Абахазии этническая. Подробная этническая карта Абхазии: [Электронный ресурс] URL: http://www.raster-maps.com/map-of-russia-533/
24. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/
25. Политическая карта Республики Южная Осетия: [Электронный ресурс] URL: http://www.mapsfinder.ru/detailed_administrative_and_political_map_of_ south_ossetia_and_georgia/
26. Россия в глобальной политике [Электронный ресурс] URL: http://www.globalaffairs.ru/
27. Южная Осетия: право на свободу // Алания информ [Электронный ресурс] URL: http://alaniainform.org/194- juzhnaja_osetija _pravo_na_svobodu.html
28. National sovereignty and statehood in contemporary international law: the need for clarification: Resolution of PASE 1832 (2011) // Совет Европы [Электронный ресурс] URL: http://assembly.coe.int/Mainf.asp?link=/Documents/ AdoptedText/ta11/ERES1832.htm.
29. Institute for War and Peace Reporting (информация по конфликтам, основанная на данных СМИ: аналитические обзоры) [Электронный ресурс] URL: http://www.ipr.net.