Фрагмент для ознакомления
2
Семья – самый старый из институтов человеческого общества, который прошол сложнейший путь развития. От первобытных родоплеменных форм общин, когда человек не имел ни единого шанса на выживание в одиночестве, через семью, что вмещала под одной крышей до нескольких поколений, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и их детей. Семья в то же время и малая ячейка общества, которая осуществляет важнейшие социальные функции. А так же семья - это главный источник роста населения через продолжение рода.
В этой малой ячейке общества происходит воспитание каждого нового поколения, закладываются различные основы формирующие зрелую личность. Она передаёт сквозь поколения код нравственных представлений и ценностей, что долгие годы вырабатывались обществом. Культура внутрисемейных отношений – это одна из составляющих частей и отражений общей культуры общества. Наконец, семья представляет собой важнейшие звено в экономической структуре нашего общества. Потребление в современном обществе и, в первую очередь, потребление семейное – основная цель всего общественного производства. По степени и устройству используемых семьёй благ судят об степени развития материального благополучия общества, качестве жизни, уровне экономического прогресса. В это же самое время семейное хозяйство представляет из себя значительную составную часть производства в любой стране.
На сегодняшний день в обществе проявилась такая жизненная ситуация, что большое количество семей и детей нуждаются в правильном исполнении государственного семейного курса. В сложные жизненные ситуации попадают неполные семьи (у них получается всего один источник трудового дохода), семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для всех этих типов семей свойственны схожие проблемы: финансовые, проблемы трудоустройства, медицинские, проблемы с различными зависимостями и так далее. И все значимые для таких семей проблемы приходится решать в форме государственной поддержки семей:
денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием;
трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг, консультативной помощи и других видов помощи).
Актуальность работы – перемены в современном социуме приводят к обострению разногласий между личностью, семьёй, обществом. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей. В этой работе я постараюсь проанализировать, как именно специалист по социальной работе помогает осознать и преодолеть возникшие в семье проблемы.
Объект исследования - дезорганизованная семья.
Предмет исследования - социальная работа с дезорганизованными семьями.
Цель исследования - проанализировать проблемы дезорганизованной семьи.
Задачи исследования:
изучить дезорганизованную семью: понятие и признаки в современном российском обществе;
рассмотреть механизмы и факторы дезорганизации института семьи:
раскрыть социальные проблемы и последствия дезорганизации семейных отношений;
охарактеризовать региональные формы социальной помощи и реабилитации дезорганизованных семей (на примере Иркутской области).
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, нормативно-правовой документации; наблюдение.
Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы.
1. Дезорганизованная семья: понятие и признаки в современном российском обществе
До настоящего времени в отечественной литературе нет четкого определения неблагополучной семьи и не производился углубленный анализ по типам, формам и показателям неблагополучия. Предлагаемые разными авторами трактовки семейного неблагополучия либо не являются исчерпывающими, либо носят предельно расширительный характер. Нет также единого подхода в терминах, определяющих качественные параметры семьи как социального института воспитания.
Одни авторы используют понятие «неблагополучная семья» другие, озабоченные прежде всего проблемой социальной защиты населения, придерживаются определения «семьи группы социального риска» или «с социальными факторами риска». В последние годы появился и получил достаточно широкое распространение, особенно в официальных документах, термин «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации» [11, с. 34].
В Германии чаще всего оперируют термином «проблемная семья», т.е. переживающая кризис, вызванный различными общественными (война, катастрофы, безработица и др.), а также человеческими факторами (смерть, несчастный случай, развод, болезнь, сексуальные, наркотические, алкогольные злоупотребления).
Американская социология отождествляет неблагополучную семью с нестабильной, т.е. разводящейся, дезорганизованной или отмирающей. По оценке ученых, дети в такой семье, сами являясь продуктом ее нестабильности, несут дезорганизующие элементы в школу, другие социальные институты общества, создавая проблемы учителям, социальным работникам, полиции, работодателям.
Таким образом, нет единой трактовки семейного неблагополучия и в зарубежных источниках.
Российские авторы по-разному классифицируют неблагополучные семьи. Так, А.Г. Харчев разделяет семьи по степени неблагополучия на два типа: дезорганизованные и проблемные, и к первой группе относит семьи с выраженными внутрисемейными конфликтами, а ко второй - семьи, в которых внутрисемейные конфликты дополняются конфликтами с другими социальными институтами вследствие аморального поведения, пьянства, неадаптированности к труду, тунеядства и т.п.
Е.Б. Бреева предлагает другую классификацию семей: неблагополученые, т.е. материально необеспеченные, и асоциальные - с асоциальным поведением супругов-родителей.
Е.П.Володина, группируя семьи по тому же признаку, называет их по-другому: выживающие - т. е. материально необеспеченные, и с асоциальной направленностью
Таблица 1
Дезорганизованная семья как институт воспитания [21, с. 40]
Тип неблагополучной семьи Факторы, определяющие семейное неблагополучие Формы жестко го обращения с детьми Дефекты воспитания
Дезорганизованная Супружеские конфликты, отсутствие общих интересов и взаимопонимания; отрицание супружества как ценности Эмоциональное насилие Отчужденность в отношениях с детьми; отсутствие доверительных отношений; недостаточная поддержка и эмпатия; двойная мораль
В дезорганизованных семьях, где культивируются постоянные ссоры, скандалы, отсутствуют общие интересы и жизненные цели, дети испытывают преимущественно эмоциональное (психологическое) насилие.
В предлагаемой нами типологии семейного неблагополучия все семьи можно сгруппировать по принципу преимущественного воздействия тех или иных факторов. К первой группе с преимущественным влиянием субъективных факторов неблагополучия - относятся алкогольные, наркозависимые, криминогенные, педагогически несостоятельные и дезорганизованные семьи.
2. Механизмы и факторы дезорганизации института семьи
Дезорганизованная семья с ее внутренними конфликтами строит отношения с детьми на принципах взаимного отчуждения, низкой доверительности и поддержки при отсутствии эмпатии.
Обратимся теперь к анализу дефектов воспитания детей в нетипичных семьях, где факторы неблагополучия носят преимущественно объективный характер, а успешность реабилитации во многом зависит от эффективности государственных мер помощи и поддержки. Самая массовая категория нетипичных семей - это неполная, возникшая в результате смерти одного из супругов или развода. Для такой семьи характерны: низкий уровень контроля и слабая поддержка (как результат ограниченности времени воспитывающего родителя), низкий авторитет родителя (после развода), отсутствие в семье образца для полоролевой самоидентификации, ограничение возможностей личностного развития ребенка (материальные трудности).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басов, Н. Ф. История социальной педагогики : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. – 3-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 250 с.
2. Бочарова, Н. И. Методика организации досуговых мероприятий. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для СПО / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 218 с.
3. Бегидов, М. В. Социальная защита инвалидов : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 98 с.
4. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 149 с
5. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 254 с.
6. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононова, М. В. Вдовиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 288 с.
7. Технология социальной работы с семьей и детьми : учебник и практикум для СПО / Е. Н. Приступа [и др.] ; под ред. Е. Н. Приступы. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 465 с.
8. Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. С. Торохтий. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 488 с.
9. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы : учеб. пособие для СПО / Т. Б. Кононова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 356 с.
10. Коноплева, Н. А. Организация социокультурных проектов для детей и молодежи : учеб. пособие для СПО / Н. А. Коноплева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 254 с.
11. Менеджмент в социальной работе : учебник для СПО / Е. И. Холостова [и др.] ; отв. ред. Е. И. Холостова, Е. И. Комаров, О. Г. Прохорова. – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 319 с.
12. Нагорнова, А. Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. Ю. Нагорнова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 133 с.
13. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы : учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 381 с.
14. Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 213 с.
15. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики : монография / М. В. Певная ; под науч. ред. Г. Е. Зборовского. – 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та. – 433 с.
16. Пенсионное обеспечение : учебник для академического бакалавриата / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общ. ред. Ю. П. Орловского. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 193 с.
17. Роик, В. Д. Социальная защита отдельных категорий граждан. Качество жизни пожилого населения : учеб. пособие для СПО / В. Д. Роик. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 400 с.
18. Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 400 с.
19. Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи : учеб. пособие для академического бакалавриата / П. С. Самыгин, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин ; под общ. ред. П. С. Самыгина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 284 с.
20. Сережко, Т. А. Психология социально-правовой деятельности : учебник и практикум для СПО / Т. А. Сережко, Т. З. Васильченко, Н. М. Волобуева. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 282 с.
21. Сачкова, М. Е. Психология среднестатусного учащегося : монография / М. Е. Сачкова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 202 с.
22. Солодянкина, О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учебник и практикум для СПО / О. В. Солодянкина. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 206 с.
23. Социальная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / отв. ред. С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 416 с.
24. Социальная педагогика. Профориентация и самоопределение детей-сирот : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; отв. ред. Л. В. Байбородова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 189 с.
25. Сущинская, М. Д. Социальная экспертиза : учеб. пособие для академического бакалавриата / М. Д. Сущинская, Т. В. Власова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 153 с.
26. Шульга, А. А. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: организация защиты детей : учеб. пособие для СПО / А. А. Шульга. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 192 с