Фрагмент для ознакомления
2
АННОТАЦИЯ 2
Введение 3
1 Теоретические основы деятельности малых предприятий 5
1.1 Сущность малого предпринимательства 5
1.2 Классификация малого предпринимательства и факторов, ее определяющих 9
1.3 Проблемы малого предпринимательства в России 13
2 Анализ организации деятельности малого предприятия и перспективы его развития 16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «РЕ Трейдинг» 16
2.2 Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности 21
Заключение 26
Список литературы 28
Приложения 31
АННОТАЦИЯ
Курсовая работа по дисциплине «Экономика предприятия» на тему «Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития» раскрывает проблемы развития малых предприятий в России на сегодняшний день, что негативно сказывается на экономической ситуации в стране. Поскольку рыночная экономика основана на принципах свободного предпринимательства, с переходом России «к рыночным отношениям», с каждым годом в предпринимательскую деятельность вовлекается всё большее количество людей.
Объектом исследования выступает предпринимательство.
Предметом исследования является развитие малого предпринимательства.
Цель исследования – рассмотреть малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития.
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность малого предпринимательства;
рассмотреть классификацию малого предпринимательства и факторов, ее определяющих;
выявить проблемы малого предпринимательства в России;
рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «РЕ Трейдинг»;
изучить разработку мероприятий по совершенствованию деятельности.
Практическая значимость предложенных мероприятий заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственной финансовой поддержки.
Методами исследования, использованными в работе, являются исследования, экономической статистики, исторический, сравнения, аналитический, табличный, графический.
Введение
Актуальность темы исследования. Предпринимательство в России - цивилизованный вид деятельности. Основой современной экономики является мелкий и средний бизнес. Мелкий и средний бизнес создает отношение в обществе, прививая гражданам умение действовать самостоятельно на свой страх и риск. Развитие мелкого и среднего бизнеса в современном обществе определяется несколькими факторами: во-первых, это результат технического прогресса, который создал высокопроизводительную технику для индивидуального использования, во-вторых, это результат существования чрезвычайно большого количества потребностей, которые не могут быть удовлетворены только крупными производителями. Предпринимательство - это особый вид целесообразной экономической деятельности, которая направлена на извлечение прибыли. Бизнес – то, что нужно продать. Как и любая другая предпринимательская деятельности имеет объекты и субъекты. Объекты предпринимательской деятельности - это результаты этой деятельности, т.е. товары, работа, услуги. Субъектами являются предприниматель, потребитель, государство и наемный работник.
Принимая во внимание научную и практическую значимость работ этих авторов, следует отметить, что тема развития и перспективы малого бизнеса недостаточно понятны в макроэкономике. Малые предприятия в мировой практике включают предприятия, основанные на таких критериях, как среднегодовая численность работников в бизнесе, размер активов предприятия и годовой оборот. В Российской Федерации критерием для классификации предприятий как малых является численность всех сотрудников, работающих полный рабочий день и работающих по гражданско-правовым договорам.
К числу факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства, относятся проблемы законодательного регулирования имущественной, налоговой, финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства и отношений указанных субъектов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что повышает актуальность темы работы.
Вопросы, изучения малое предпринимательства, как фактора развития экономики города освещены в научных трудах таких ученых как А.С. Валеева, Е.Д. Дубина, Е.В. Киреева, Е.Н. Станиславчик, Л.Н. Тепман и др.
Объектом исследования выступает предпринимательство.
Предметом исследования является развитие малого предпринимательства.
Цель исследования – рассмотреть малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития.
Для достижения поставленной цели в исследовании были сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность малого предпринимательства;
рассмотреть классификацию малого предпринимательства и факторов, ее определяющих;
выявить проблемы малого предпринимательства в России;
рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «РЕ Трейдинг»;
изучить разработку мероприятий по совершенствованию деятельности.
Практическая значимость предложенных мероприятий заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию механизма государственной финансовой поддержки и предложений по расширению применения финансовых инструментов такой поддержки.
Методами исследования, использованными в работе, являются исследования, экономической статистики, исторический, сравнения, аналитический, табличный, графический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1 Теоретические основы деятельности малых предприятий
1.1 Сущность малого предпринимательства
Малое предпринимательство является особым сектором в национальной экономике, ему уделяется значительное внимание со стороны общества и государства, поэтому важно определить существующие проблемы и перспективы в данной сфере. К малому предпринимательству относится деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами, которые государством определяются как предприятия малого бизнеса в соответствии с условиями, которые установлены действующим законодательством. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» содержит условия, выполнение которых означает отнесение предприятия к категории малого бизнеса [6].
Согласно статье 4 данного закона устанавливаются критерии по среднесписочной численности персонала, объему дохода и специальные требования. С точки зрения содержания и специфики малого предпринимательства данная форма хозяйственных отношений означает работу в условиях полной самостоятельности, имущественной ответственности, риска, а предприниматель является единоличным хозяином своего предприятия.
Для малых предприятий часто характерна полная вовлеченность в бизнес как самого предпринимателя, так и членов его семьи, так называемый «семейный бизнес». Малые предприятия – это одновременно работодатели, производители продукции, услуг, работ, катализаторы научно-технического прогресса, налогоплательщики, экономические агенты. Что в совокупности определяет их роль в экономике [21, с. 50].
Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена. Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её. Критерием отнесения определённого предприятия к малому является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников [15].
Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек.
Поддержка Развитие малого предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.
1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого предпринимательства, единый для всех.
2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.
3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого предпринимательства для начинающих бизнесменов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Российская газ. – 1994. – 12.12. – С. 5.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газ. – 1996. – 08.02. – С. 7.
4. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» // Российская газета, N 99, 27.05.2003.
5. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О минимальном размере оплаты труда» // Российская газета, N 118, 21.06.2000.
6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета, N 164, 31.07.2007.
7. Биншток, Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / Биншток Ф.И. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 197 с.
8. Блинов, А. Условия регулирования малого бизнеса / А. Блинов // Экономист. - 2017. - №2. - С. 41-47.
9. Бутова, Т.В. Предпринимательство: Пособие для подготовки к экзамену / Т.В. Бутова. – М.: Юридическая книга, 2018. – 415 с.
10. Валеева, А.С. Проблемы экономического роста России в современных условиях / А.С. Валеева // Инновационная наука. - 2017. - № 4. - С. 51-54.
11. Гандилов, Т.М. Некоторые проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве // Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве / Под ред. Т.М. Гандилова, М.А. Супатаева. М.: 2018. – С. 72.
12. Дубина, Е.Д. Финансовые кризисы и причины их возникновения / Е.Д. Дубина // Управление. Власть. Бизнес. - 2018. - № 3. - С. 40-44.
13. Демьяненко, Л. Государственная поддержка малого предпринимательства / Л. Демьяненко // Финансовый контроль. – 2018. - № 11. - С. 110-119.
14. Ежова, М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства / М.Б. Ежова // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. - 2018. - № 5. - С. 89-91.
15. Ивасюк, Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе / Р.Я. Ивасюк // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - № 4. - С. 11-15.
16. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. - 2019. - № 2. - С. 42-46.
17. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru,
18. Исследование финансового состояния предприятия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.net/53108/finansy/otsenka_ finansovogo_sostoyaniya_predpriyatiya,
19. Классификация малых предприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://helpiks.org/6-3443.html
20. Киреева, Е.В. Оценка современных тенденций развития государственных финансов России / Е.В. Киреева // Образование и наука: современные тренды. - 2017. - № 8. - С. 120–133.
21. Круглова, Н.Ю. Основы бизнеса / Н.Ю. Круглова. – СПб.: Нева, 2017. - 302 с.
22. Куликов, Н.Д. Современные проблемы развития экономики России [Электронный ресурс] / Н.Д. Куликов // Общественные и экономические науки. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/SNF_ social/4(4).pdf,
23. Муравьев, А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. – СПб.: Бизнес-пресса, 2017. - 377с.
24. Нестеров, А.К. Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А.К. Нестерова // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/maloe-predprinimatelstvo-v-rossii-problemy-i-perspektivy.html,
25. ООО «РЕ Трейдинг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detected-job.ru/category/belij-spisok-rabotodatelej
26. Основы предпринимательской деятельности: Эконом. теория, маркетинг, фин. менеджмент / под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 297 с.
27. Слепов, В.А. Государственный финансовый контроль: проблемы организации и взаимодействия в современных условиях / В.А. Слепов // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 6. – С. 71–77.
28. Слепов, В.А. Интегральная национальная финансовая политика и ее особенности в современных условиях / В.А. Слепов // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – №7 (73). – С. 19–30.
29. Станиславчик, Е.Н. Финансовый менеджмент: управление денежными потоками: учебное пособие / Е.Н. Станиславчик. - М.: ДиС, 2018. - 272 c.
30. Турманидзе, Т.У. Финансовый менеджмент: учебник / Т.У. Турманидзе. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 247 c.
31. Финансовый механизм управления экономикой на современном этапе. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.yur.ru/comment/18.html,
32. Яровая, М.Н. Развитие предпринимательства на современном этапе: проблемы и перспективы // Бизнес и экономика. – 2019. - № 1. – С. 30-43.