Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день вопрос о корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса стоит очень остро в связи с обострением не только экологической обстановки в стране, но и с другими важными вопросами такими как: трудоустройства граждан, культурного развития общества, спорта и здорового образа жизни, подготовки кадрового потенциала страны и т.д. Эти вопросы на современном этапе жизни общества не могут решаться только за счет государства, поэтому крупный бизнес поставлен не только в жесткие условия конкуренции, но и должен нести ответственность за свою деятельность и решать поставленные перед ним социально-экономические задачи.
Актуальность темы обусловлена необходимостью оценки корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса. Все больше возрастает внимание со стороны общественности к деятельности таких компаний, так как их роль сегодня очень велика, так же как и цена ошибки. Современные условия жизни меняются стремительно. Вследствие этого, крупному бизнесу приходится адаптироваться к этим изменениям и менять подходы к своей деятельности.
Важность данного исследования связана с процессами глобализации, которые оказывают усиливающее влияние на экономику крупных компаний. Государство уступает давлению транснациональных корпораций, как в экономической независимости, так и в социальной политике. Чтобы противостоять такому влиянию, нужно согласовать действия, которые бы могли обеспечить достижение показателей социальной ответственности, соответствующих общепринятым мировым нормам и принципам в области устойчивого развития.
Необходимость измерения степени корпоративной социальной ответственности есть у всех крупных компаний в России. Но контролировать, на сколько организации соблюдают данную ответственность и как это отражается на экономическом состоянии общества и экологическом вопросе, прежде всего, нужно обществу. Проверить и проанализировать данные показатели можно за счет количественной оценки уровня КСО на основе ежегодной публичной нефинансовой отчетности (отчеты о деятельности в области устойчивого развития). Российские компании не так давно стали применять эту концепцию КСО в своей деятельности. За рубежом эта практика ведется уже более двадцати лет.
Объектом исследования является: корпоративная социальная ответственность.
Предметом исследования являются: влияние корпоративной социальной ответственности крупного бизнеса на социально-экономическое благополучие общества.
Цель: рассмотреть социально ответственное лидерство.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности и современные способы измерения КСО;
- изучить теоретические аспекты социально-экономического благополучия общества и методы оценки показателей;
- проанализировать взаимосвязь КСО и социально-экономического благополучия общества;
- проанализировать внешнюю и внутреннюю КСО ПАО «Газпром», изучить социальные проекты, реализующиеся компанией и сформировать выводы о степени развития КСО в организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной социальной ответственности ПАО «Газпром» и повышению социально- экономического состояния общества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной социальной ответственности и социально-экономического благополучия общества
1.1. КСО: сущность, основные понятия, модели и принципы
Тема корпоративной социальной ответственности является одной из самых актуальных и обсуждаемых как в научных кругах, так и среди деловой и политической элиты. Происходят изменения, которые требуют более высокого уровня адаптированности производства к социальным переменам. В связи с этим переосмысливаются теоретические основы менеджмента и его инструментария.
Определений корпоративной социальной ответственности бизнеса в международной практике существует очень много, что дает возможность по- разному интерпретировать этот термин «корпоративная социальная ответственность» (Приложение 1). Рассмотрим определения, которые дают наиболее авторитетные организации, занимающиеся вопросами КСО в разных странах.
Европейская комиссия под корпоративной социальной ответственностью понимает такую концепцию, которая отражает решение компании в добровольном порядке участвовать в процессах совершенствования общества и защиты окружающей среды.
В трактовке Международного форума лидеров бизнеса к корпоративная социальная ответственность понимается как стимулирование ответственности в сфере деловой этики, что приносит пользу, как бизнесу, так и обществу. А также способствует социальному, экономическому и экологическому развитию путем увеличения положительного влияния бизнеса на общество и сводят к минимуму негативный.
С позиции Всемирного совета по устойчивому развитию корпоративная социальная ответственность это когда бизнес придерживается концепции устойчивого развития как в работе с персоналом, так и местным население и обществом в целом. Делается это для того, чтобы улучшить качество их жизни.
Институт исследований Всемирного банка к корпоративной социальной ответственности относит направления, связанные с ключевыми ценностями компании, которые являются законными и учитывают интересы различных сторон (людей, общества, окружающей среды) и нацеленность бизнеса на устойчивое развитие.
В России Ассоциация менеджеров обозначила свою позицию в понимании корпоративной социальной ответственности как добровольный вклад бизнеса в развитие социальной, экологический и экономической сфер, которые связаны с функционированием компании и превышают необходимый минимум [11, с.52].
В целом, можно говорить о том, что корпоративная социальная ответственность достаточно широкое понятие, которое касается социальной активности компаний, т.е. компании кроме того, что соблюдают законы и производят качественную продукцию, в добровольном порядке осуществляют дополнительные обязательства, касающиеся общества.
Если рассмотреть историю возникновения проблематики, то в современной экономической науке распространено мнение, что концепция КСО появилась в 90-х годах прошлого века вместе с признанием глобализации как доминирующей тенденции общемирового развития. Однако это не совсем верно. В процессе эволюции концепции КСО сформировалось три ее основных интерпретации.
Еще в начале 70-х годов ХХ века в западных странах начала разрабатываться теория сущности взаимоотношений бизнеса и общества. Ее основой стал тезис: «Если компания не уходит от налогообложения, устанавливает приемлемый уровень заработной платы, выполняет условия по безопасности труда и защите экологии, то такая компания ведет добросовестную деловую практику, а значит, является социально ответственной» [5, с.87].
Впоследствии данная теория получила название теории корпоративного эгоизма (классический подход) и представил ее М.Фридман. Он писал, что есть только одна социальная ответственность бизнеса и заключается она в том, чтобы использовать свои ресурсы и энергию для увеличения прибыли. И осуществляться это должно в рамках существующих правил. По мнению М.Фридмана, бороться с бедность не является функцией бизнеса, это относится к функциям государства. Бизнес же должен зарабатывать деньги в законных рамках для акционеров и своих клиентов и основной обязанность бизнеса является уплата налогов.
По мнению И.С. Глебовой, главным недостатком классического подхода можно считать ограничения во времени. Ведь если компания к короткое время несет дополнительные расходы, то в длительном периоде она уже выигрывает от того, что улучшается ее корпоративный имидж, развиваются отношения с местным обществом [7, с.33].
В противоположность теории М. Фридмена появилась теория корпоративного альтруизма, которую разработал комитет по экономическому развитию. Ее основная идея заключается в том, что бизнес должен заботиться не только о прибыли, но и осуществлять свой вклад в решение проблем общества, повышать уровень жизни людей и местного сообщества, сохранять окружающую среду. В своих рекомендациях Комитет подчеркивает, что компании должны вносить значительный вклад, чтобы улучшить качество жизни американцев. Компании не могут функционировать отдельно от общества, так как они открытые системы и активно участвуют в продвижении законов, государственных решений, оказывают спонсорскую помощь партиям и общественным движениям.
Существует так же третья теория, которую можно называется теорией разумного эгоизма (американский подход). В рамках этого подхода признается необходимость социальных инвестиций и программ, в качестве гаранта благоприятной социальной среды для своих работников и территорий своей деятельности, которая создает при этом условия стабильности прибыли компании. Таким образом, социальная ответственность бизнеса – это такой бизнес, который может в долгосрочном периоде сократить потери и поучить прибыль. Ведь если компания в настоящее время тратит деньги на социальные программы, то в будущем она получит прибыль, ведь идет формирование благоприятного социального окружения.
Отличием данной теории от предыдущей может служить отсутствие глубины диалога при сотрудничестве с заинтересованными сторонами в рамках решения социальных программ. В общем, приходиться говорить о необходимом минимуме и только, а не о внедрении социальной составляющей в стратегию и философию ведения бизнеса путем изучения и удовлетворения ожиданий заинтересованных сторон, с учетом экономического интереса компании в роли равного участника [17, с.71].
Кроме тех разновидностей концепция социально ответственного бизнеса, которые были обозначены, в начале девяностых годов двадцатого века был создан интегрированный подход к социальной ответственности. В рамках указанного подхода активность компаний в социальной сфере стала объединяться вокруг конкретных областей, которые были связаны с деятельностью самой компании. Смыл такого подхода к социальной ответственности бизнеса стал называться социально значимыми направлениями. Его плюсом является то, что он делает меньше противоречия межу интересами общества и интересами компании. При этом здесь используются вполне доступные инструменты, а СМИ социальные программы не относятся к неэффективным.
Так представляет интерес концепция социальной ответственности бизнеса А. Кэролла, которая представлена в виде пирамиды. В основе этой пирамиды находится экономическая ответственность. Экономическая ответственность основывается на функциях компании, которые она выполняет, когда работает на рынке, что позволяет ей получать прибыль.
Другой уровень подразумевает правовую ответственность бизнеса, т.е. бизнес должен соблюдать законы, его деятельность должно соответствовать тому, чего от него ждет общество. И эти положения регламентируются законом.
Третий уровень – это так называемая этическая ответственность, т.е. общество, ожидает от бизнес-структур соблюдения каких-либо правил, которые не прописаны в законодательстве, но они есть в нормах морали и этики.
Как пишет В.А. Козлова, филантропическая (дискреционная) ответственность стимулирует компанию к таким действиям, которые направлены на повышение благосостояния общества. Это может быть реализовано через социальные программы или проекты [14, с.76]. Между тем Т.В. Гришина выделили в оценке общей социальной ответственности компании только три составляющие: экономическую, юридическую и этическую [9, с.70].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Аверин А.В. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
2. Александрова Е.С. К проблеме измерения уровня благосостояния. - М.: Академия, 2019. - 471с.
3. Барангов, А.Б. Особенности взаимодействия государственных и предпринимательских структур в системе социально-экономического развития региона. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
4. Братющенко С.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной социальной политики. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 238 с.
5. Буравчик К.С. Корпоративная ответственность в понимании разных категорий населения: менеджеров, потребителей, чиновников. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
6. Воробьева Д. Социальная ответственность бизнеса в России. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
7. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом. - СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
8. Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
9. Гришина Т.В. Социальная ответственность бизнеса. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
10. Деревянченко А.A. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
11. Егорова В.К., Волгин Н.А. Социальная корпоративная политика. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.
12. Завьялова Н.Г. Десять вопросов о социальной ответственности крупного бизнеса. - М.: Академия, 2019. - 471с.
13. Камзабаева М.С. Стратегия социальной ответственности компании в рыночной экономике. - М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
14. Козлова В.А. Особенности формирования моделей корпоративной социальной ответственности зарубежных странах и России. - М.: Проспект, 2019. - 336 с.
15. Корнейчук Б.Е. Созидательное благосостояние как целевой фактор. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
16. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России. / Под ред.: C.Е. Литовченко. - СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
17. Муха В.Д. Корпоративная социальная ответственность. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
18. Официальный сайт ПАО «Газпром» URL: http://www.gazprom.ru/
19. Перекрестов Д.Г. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
20. Чкалов А.А. Исследование отчетности российских компаний в сфере КСО и устойчивого развития. - М.: Академия, 2018. - 677 с.