Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП 6
1.1 Понятийный аппарат 6
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста с ДЦП 8
1.3 Строение и функции системы организма детей младшего школьного возраста с ДЦП 12
Вывод по первой главе………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП 17
2.1 Определение и классификация координационных способностей 17
2.2. Методические особенности развития координационных особенностей младших школьников с ДЦП 26
Вывод по второй главе ………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема сохранения и восстановления здоровья детей, страдающих детским церебральным параличом (далее -ДЦП) носит междисциплинарный характер и является важным предметом исследования педагогических, медико-биологических, психологических и других наук, что определяет актуальность выбранного нами направления исследования. Анализ адаптивного физического воспитания (далее -АФВ) детей с ДЦП показал растущую распространенность и социальную значимость данной проблемы, так как весь период онтогенеза является результатом наших усилий или бездействия по улучшению качества жизни.
Современные, научные и научно-методические разработки, посвященные комплексной, целенаправленной, многогранной реабилитации детей с ДЦП средствами АФК могут существенно снизить степень инвалидности детей данной категории. Создание постоянно обновляемых теоретических, технологических и методических основ процесса АФВ должны способствовать улучшению качества жизни детей с ДЦП; решать коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи; обеспечивать рациональное формирование жизненно необходимых умений и навыков для оптимальной социализации, повышения работоспособности, активности и самостоятельности детей.
Активация систем и функций организма детей с ДЦП, регуляция их биологической, психической и интеллектуальной сфер может происходить в результате овладения ими новыми физическими упражнениями; их многократном повторении; формировании сложных, постоянно обновляемых условных рефлексов, способствующих поддержанию работы ЦНС детей на высоком функциональном уровне.
Развитие разнообразных двигательных координационных способностей, по нашему мнению, наиболее успешно может содействовать улучшению физического и умственного развития, нарушенной познавательной деятельности, пониженной способности к обучению, патологическим изменениям эмоционально-волевой сферы, предупреждению более тяжелой степени инвалидности детей с ДЦП.
Целенаправленное и приоритетное развитие координационных способностей, особенно мелкой моторики, могут улучшить адаптационные возможности и надежность работы организма ребенка за счет увеличения количества условных рефлексов, а, значит, улучшения работы ЦНС, ее главной, ведущей роли в регуляции внутренней среды организма и препятствии прогрессирования заболевания и патологии.
В специальных школах занятия физкультурой степень морфофункциональных возможностей детей , но при этом методика развития координационных способностей комплексом гимнастических упражнений не имеет достаточного теоретического и экспериментального обоснования.
Таким образом, в настоящее время существует противоречие между необходимостью эффективного развития координационных способностей детей с помощью упражнений и недостаточной научной обоснованностью методик занятий по физическому воспитанию, способствующих развитию координационных способностей воспитанников данной категории.
Данное противоречие определяет нашу проблему исследования: каковы теоретические предпосылки и методика эффективного и активного использования на занятиях по адаптивному физическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на развитие двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями, чему, в свою очередь мешает недостаточное количество разработанных методик, способствующих успешности данного процесса.
Объект исследования. Особенности формирования координационных способностей у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Предмет исследования Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста с ДЦП.
Цель исследования: на основании научных источников раскрыть развитие координационных способностей для детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Раскрыть современное состояние проблемы физического воспитания детей с ДЦП.
2. Проанализировать особенности развития координационных способностей младших школьников с ДЦП.
Методы исследования. Метод теоретического анализа специальной литературы, посвященной проблеме развития координационных способностей у детей с ДЦП.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой данного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные развитию координационных способностей у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Особую значимость имеют исследования таких авторов, как: Бернштейн Н. А., Лях В.И., Холодов Ж.К.; Фарфель В.С., и другие.
Структура работы. Актуальность темы, исследуемой в курсовой работе, обусловила следующую ее структуру: введение, две главы, заключение, список литературных источников.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП
1.1 Понятийный аппарат
Адаптивное физическое воспитание (далее – АФВ) является новым направлением в российской образовательной системе. АФВ направлено на физическое воспитание граждан, которые имеют в процессе заболевания или травмы разные значительные нарушения жизненно важнейших функций организма и связанных с ними ограничений физических возможностей.
АФВ является основным видом адаптивной физической культуры, так как занятия по нему проводятся преимущественно в образовательных учреждениях и являются обязательными для всех обучающихся. Программный материал дисциплины адаптивное физическое воспитание, по которой проводятся занятия, включен в федеральные компоненты образовательных стандартов [10].
Организация процесса АФВ в системе специального (коррекционного) образования осуществляется в специальных учреждениях.
К таким учреждениям относятся дошкольные образовательные учреждения (детские сады комбинированного и компенсирующего вида); специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VIII видов (школы) для лиц с отклонениями в развитии; образовательные учреждения начального профессионального образования: специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
Основная цель АФВ – формирования и развития двигательной активности, физических и психологических способностей, которые обеспечивают адаптацию человека к своему состоянию здоровья, окружающей среде, обществу и разным видам деятельности [16].
К задачам АФВ относятся образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи [23].
Специфические задачи, которые характеры для АФВ, опираясь на общепедагогические, главным образом дополняются коррекционными развивающими задачами, лечебными профилактическими и профессионально-прикладными задачами. Занятия по АФВ предусмотрены не менее трех раз в неделю. Они проводятся в различных формах, но основной формой являются физкультурные занятия. Основным средствам АФВ являются физические упражнения. Физические упражнения - специально организуемые и сознательно управляемые двигательные и физические действия, направленные на решение педагогических задач развития и совершенствования физических, психических и психофизиологических качеств, функциональных возможностей организма человека. Слово «физические» отражает характер совершаемой работы в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени, а «упражнения» - степень этой работы.
К таким упражнениям следует отнести циклические упражнения: ходьбу, беговые упражнения, плавание, дыхательные упражнения, упражнения на подвижность позвоночника и коррекцию нарушений осанки.
Выполнение специальных упражнений осуществляется индивидуальным методом организации занимающихся, поскольку кроме инвалидности каждый из них имеет индивидуальные особенности физического развития, функционального состояния различных органов и систем организма, генетику.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): Метод, пособие. Под ред. А.А. Потапчук. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 412 с.
2. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования / П. И. Новицкий.- Учреждение образования "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова".-2021.-86 с.
3. Бернштейн, Н. А. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей младшего школьного возраста. — М.: Физкультура и спорт, 2016. — 288 с.
4. Винярка, Ю.Т. Основные виды детей с ОВЗ и особенности их психолого-педагогической поддержки в начальной школе /Ю.Т. Винярка //Транспорт,, общество, образование, язык.-2018.-№1.-С.226.
5. Гросс, НА. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: 2010. – 212 с.
6. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте/ Д.Д. Донской. 2- е изд. стереотип. – М.: Советский спорт, 2018. – 178 с.
7. Евсеев, С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая физкультура. М.: Советский спорт, 2000. – 240 с
8. Лучанинова, В.Н. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. / В.Н. Лучанинова, С.В. Осмоловский, Т.И. Бурмистрова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 9-3. – С. 431-–434
9. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
10. Максимова, С.Ю. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе учета уровня их физической подготовленности /С.Ю. Максимова //ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»- 2014.-№2.
11. Малюкова, И.Б. Реабилитация детей с церебральными параличами. Формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера / И.Б. Малюкова. – Москва : ГНОМ и Д, 2014. – 112 c.
12. Мастюкова, Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского [Текст]. М., 2003. -152с.
13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 543 с.
14. Немкова, С.А. Ранняя диагностика и комплексное лечение детского церебрального паралича / С.А. Немкова. // Практика педиатра. – 2014. – №. 4 – С. 5–9
15. Подвижные игры адаптивной физической культуры : пособие для учителей адаптивной физической культуры / П. И. Новицкий ; Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Витебский государственный университет им. П. М. Машерова".-2022.-112 с.
16. Современные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры: сб. статей./Под науч.ред. В.А. Баркова.-Гродно: ГрГУ,2012.-111 с.
17. Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте / В.В. Фарфель. – М.: Советский спорт, № 18 - 2019. – 202 с.
18. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы [Текст] : учеб. пособие / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, А. И. Малышев, Г. В. Ге¬расимова, А. А. Потапчук, Д. С. Поляков ; под ред. д-ра пед. наук, проф. С. П. Евсеева и д-ра мед. наук, проф. С. Ф. Кур¬дыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с.
19. Фильчаков, С.А. Роль и значение адаптивной физической культуры в реабилитации инвалидов / Фильчаков С.А., Чернышева И.В., Шлемова М.В. // Адаптивная физическая культура и адаптив- ный спорт в современных условиях: результаты, проблемы, приори- теты развития : матер. всерос. науч.-практ. конф. В 2 т. Т. 1 / Филиал ФГБОУ ВПО «Рос. гос. ун-т физич. культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)» -Иркутск, 2012. - C. 134-137.
20. Финни, Н. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: книга для родителей. Под ред. Е.В. Клочковой. М.: Теревинф, 2005. – 336 с.
21. Холодов, Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: -М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 450с.
22. Хольц, Р. Помощь детям с церебральным параличом. Под редакцией Е.В. Клочковой. 2-е изд. М.: Теревинф, 2007. – 336 с.
23. Частные методики адаптивной физической физкультуры. Под редакцией Шапковой Л.В. М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.
24. Шанько, Г.Г., Бондаренко Е.С. и др. Неврология детского возраста: болезни нервной системы, травматические и сосудистые поражения. Под общей редакцией Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С. и др. Мн.: Высшая школа, 2004. – 495 с.
25. Шипицина ,Л.М., Мамайчук, И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001. – 156 с.
26. Юнусов, Ф.А. Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами. Практическое руководство / Ф.А. Юнусов, А.П. Ефимов. – Москва : ИНФРА-М, 2015. – 144 c.
27. Gheysen Freja. Motor Development of Deaf Children With and Without Cochlear Implants [Электронный ресурс] / Freja Gheysen, Gerrit Loots, Hilde Van Waelvelde // J. Deaf. Stud. Deaf. Educ. - 2018. - Vol. 13 (2). - Р. 215-224.