Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что право граждан на обращение закреплено Конституцией РФ, это объясняется тем, что указанное право служит, с одной стороны, способом доведения до власти интересов и потребностей народа, а также способом участия в управлении делами государства, а с другой - средством защиты прав и свобод человека и гражданина.
В демократическом государстве граждане выступают как активная инициативная сила, защищающая личные и общие (групповые) интересы, вызывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправляющая ошибки и злоупотребления со стороны представителей власти. При этом реальность такого влияния на власть должна обеспечиваться наличием действенного и эффективного механизма реализации права на обращения в органы государственной власти и муниципальные образования.
Одним из видов обращений граждан в России является обращение граждан в приемную судов общей юрисдикции как способ реализации права не только на обращения, но и на отправление законного и правильного решения суда.
В рамках данного права граждане могут не только подать заявления, жалобы не деятельность как сотрудников аппарата суда общей юрисдикции, но и иных сотрудников суда, но и обратиться к сотруднику приемной суда з помощью в получении копии решения судебного акта.
Однако на данный момент указанный институт обращения граждан в приемную судов общей юрисдикции недостаточно урегулирован законодательством, что приводит к проблемам деятельности сотрудников приемной суда. В этом и проявляется актуальность и новизна указанной темы курсовой работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности приёмной федерального суда общей юрисдикции.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие деятельность приёмной федерального суда общей юрисдикции.
Цель курсовой работы – проанализировать теоретические и практические аспекты деятельности приёмной федерального суда общей юрисдикции.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение приемной суда общей юрисдикции: понятие, функции и основные задачи;
- исследование правил и порядка организации работы приемной суда и взаимодействие с другими структурными подразделениями;
- изучение обязанностей, прав и ответственности работников приемной суда общей юрисдикции;
- рассмотрение понятия и правовых основ института обращения граждан в суд;
- анализ порядка и особенностей обращения граждан в судебные органы;
- исследование проблем и путей совершенствования работы приемной суда с обращениями граждан.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, судебной практикой.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, тремя главами, пятью параграфами, заключением и списком использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика организации работы приемной суда общей юрисдикции
1.1 Приемная суда общей юрисдикции: понятие, функции и основные задачи
Приемная суда общей юрисдикции входит в структуру аппарата суда. Аппарат суда в большинстве случаев воспринимается в качестве вспомогательной структурной единицы, деятельность которой ограничивается лишь решением отдельных вопросов обеспечения деятельности суда. Однако на практике аппарат суда играет значительно более важную роль в процессе отправления правосудия соответствующим судом.
Общее руководство деятельностью Аппарата осуществляет Председатель суда общей юрисдикции.
Структура Аппарата, а также задачи, которые Аппарат должен решать в процессе своей деятельности, функции, порядок организации его структурных элементов закрепляются в положении об аппарате суда общей юрисдикции.
Таким образом, Аппарат суда является структурным подразделением суда общей юрисдикции, деятельность которого направлена организационное, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности суда. Аппарат суда выполняет вспомогательные функции в отправлении правосудия в связи с чем занимает второстепенное место в судебной системе. Однако не стоит умолять функции Аппарат, так как именно благодаря слаженной работе данного структурного подразделения.
Основными функциями Аппарата с целью которых он был создан являются: организационные, информационные, документационные, финансовые и материально-технические.
Под организационным обеспечением понимаются мероприятия кадрового, финансового и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение является общей характеристикой, включающей в себя различные направления деятельности уполномоченных субъектов, например, организацию и проведение конкурса по замещению вакантной должности в составе суда, в том числе и должности судьи; подготовка материалов для заседания соответствующей коллегии, президиума или пленума суда и т.п.
Под информационным обеспечением понимается комплекс мероприятий, направленных на своевременное и в полном объеме обеспечение необходимой информацией. Как правило, данный вид обеспечения является двухсторонним и направлен не только в отношении судей, но и в отношении лиц, участвующих в деле, которым предоставляется информация о стадиях судебного разбирательства, судебных актах по делу и т.п. Основным средством информационного обеспечения в настоящее время выступают официальные сайты соответствующих судов, функционирующие в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Структура таких сайтов, как правило, позволяет получить необходимую информацию любому заинтересованному субъекту.
Материально-техническое обеспечение представляет собой наиболее доступную и конкретизированную категорию, которая включает в себя выделение зданий для размещения судов, судебных присутствий и иных органов, а также предоставление судьям служебных помещений в соответствии с установленными нормами, в том числе для размещения их помощников и секретарей. Немаловажную роль играет и оснащение служебных помещений необходимыми средствами, в частности средствами связи - телефонной, факсовой, подключение к единой системе взаимодействия судов и т.п.;
Документационное обеспечение в большинстве случаев предполагает необходимость предоставления в распоряжение судей соответствующего суда нормативно-правовой базы, регламентирующей его деятельность. Особое место в системе документационного обеспечения занимают обзоры судебной практики и разъяснения высшей судебной инстанции, возглавляющей данную систему судов .
Под финансовым обеспечением понимается комплекс мероприятий по достижению возможности полного и независимого осуществления правосудия. Вопросы финансирования судов в России регулируются отдельным актом - Федеральным законом "О финансировании судов Российской Федерации" . Так, в частности, в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Судебным департаментом при Верховном Суде РФ было разработано положение о приемной федерального суда общей юрисдикции и Типового регламента организации деятельности приемной федерального суда общей юрисдикции .
Приемная федерального суда общей юрисдикции (далее - Приемная суда) является составной частью структурного подразделения аппарата суда (общего отдела, отдела делопроизводства, управления делами и т.д.), созданной в целях обеспечения доступности правосудия путем эффективной организации работы суда по приему заявлений и обращений граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - прием граждан).
Основные задачи приемной суда:
1. Обеспечение реализации прав граждан на обращение в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
2. Упорядочение процедуры реализации права на судебную защиту.
3. Оптимизация документооборота.
4. Исключение общения судей с лицами, участвующими в деле, до рассмотрения дела.
Основные функции приемной суда:
1. Организация ежедневного приема граждан (кроме выходных и праздничных дней).
2. Обеспечение приема письменных обращений, а также документов по конкретным судебным делам, запросов, жалоб на действия судей, работников аппарата суда.
3. Прием исковых (административных исковых) заявлений, заявлений, апелляционных (частных), кассационных жалоб, представлений, протестов.
4. Выдача копий судебных документов, копий аудиозаписи (видеозаписи) судебных заседаний.
5. Повторная выдача копий судебных актов, дубликатов исполнительных документов.
6. Создание условий для реализации прав граждан на снятие копий судебных и иных документов, аудиозаписи (видеозаписи) судебных заседаний, с помощью их технических средств и за свой счет.
7. Ознакомление с материалами дел, находящихся в производстве суда.
8. Информирование граждан о результатах рассмотрения их обращений в суд.
9. Обеспечение сохранности поступившей корреспонденции.
10. Передача материалов по принадлежности.
11. Оперативное и периодическое информирование председателя суда о результатах работы.
12. Работники Приемной суда дают разъяснения по следующим вопросам:
- формы искового (административного искового) заявления (заявления о вынесении судебного приказа), кассационных и апелляционных (частных) жалоб, иных заявлений, жалоб и др.;
- перечня документов, прилагаемых к исковому (административному исковому) заявлению, заявлению, жалобе;
- порядка принятия искового (административного искового) заявления, заявления, жалобы к производству суда;
- оснований отказа в принятии, возвращении, оставлении без движения искового (административного искового) заявления, заявления, жалобы, предъявления встречного искового заявления и т.д.;
- оплаты государственной пошлины, освобождения от оплаты государственной пошлины, уменьшения размера государственной пошлины, представления отсрочки (рассрочки) ее уплаты;
- порядка выдачи копий судебных и иных документов, личных документов, вещественных доказательств, исполнительных документов;
- иным вопросам судопроизводства, ведения судебного делопроизводства, за исключением консультационных вопросов, касающихся оценки доказательств, влияющих на характер, объем правоотношений и тому подобным вопросам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года // Собрание законодательства РФ.2001. № 2. Ст. 163.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291
4. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека: заключена в Минске 26 мая 1995 года // Российская газета. 1995. 23 июня. № 120.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) // "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // "Российская газета", N 9, 16.01.1997.
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 13.01.2022) // "Российская газета", N 49, 11.03.2015.
8. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Российская газета", N 162, 31.07.2004.
9. Федеральный закон от 10.02.1999 N 30-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О финансировании судов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 7. Ст. 877.
10. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 70-71, 11.05.2006.
11. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20.11.2019 N 263 "Об утверждении Примерного положения о приемной федерального суда общей юрисдикции и Типового регламента организации деятельности приемной федерального суда общей юрисдикции" // "Бюллетень актов по судебной системе", N 6, июнь, 2020.
12. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 года № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
13. Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» // Свод законов СССР. – т. 1. – С. 373 (утратил силу).
14. Указ Губернатора Иркутской области от 14 сентября 2018 года № 181-уг. «Об организации работы с обращениями граждан в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области» // URL: http://docs.cntd.ru/document/550195357 (дата обращения: 28.02.2022 г.)
15. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 года № 161 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов» // Бюллетень актов по судебной системе. 2018. февраль № 2.
16. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации: утверждена приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 19 сентября 2007 года № 17 // URL: https://khabkray.sledcom.ru/law_info/item/8797 (дата обращения: 27.02.2022 г.)
17. Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 ода № 1197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Земляновой Екатерины Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»
18. Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 (ред. от 11.07.2014) "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)" // СПС «КонсультантПлюс»
19. Брандт О.Г. Правовое исследование института обращения граждан // Вестник магистратуры. 2020. № 1-4 (100). С. 45-50.
20. Зайков Д.Е. Недопустимые обращения граждан: проблемы квалификации и правоприменительной практики // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 8. С. 68 - 74.
21. Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (постатейный) / Е.А. Григорьева, М.А. Беляев, Н.А. Бочкарева и др.; под ред. В.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2016. 152 с.
22. Официальный сайт Каякентского районного суда Республике Дагестан // URL: http://kajakentskiy.dag.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=47 (дата обращения: 01.03.2022 г.)
23. Решения по жалобам // Федеральная налоговая служба: сайт. URL: https://www.nalog.ru/rn63/service/complaint_decision/ (дата обращения: 24.02.2022).
24. Савоськин А.В. Обращение граждан в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дисс. док. юрид. наук / А.В. Савоськин. Екатеринбург, 2019. 482 с.
25. Талыбова Д.Б. Реализация конституционного права на обращение в органы государственной и муниципальной власти Российской Федерации: дисс. маг. юрид. наук / Д.Б. Талыбова. – Томск, 2016. 90 с.
26. Титов А.А. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти: конституционно-правовое исследование: автореф. дисс. канд. юрид. наук / А.А. Титов. Орел, 2018. 29 с.