Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Главной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением на современном этапе, является обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Значимая роль принадлежит формированию коммуникативных навыков. Связанная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Несформированность речи ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями. Вся работа по развитию связной речи служит средством формирования коммуникативных умений, речевых способностей человека.
Теоретической основой работы явились: исследования о формировании связной речи детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.С Мухина, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева); исследования о использовании книжной иллюстрации в индивидуальной и коллективной работе с книгой внесли (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, О.С. Ушакова).
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В. П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.).
Объект исследования – процесс формирования у детей 5-7 лет связной речи.
Предметом исследования – современные методы и технологии по развитию у детей 5-7 лет связной речи.
Цель работы – рассмотреть изучение связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие связной речи, ее формы;
- рассмотреть развитие связной речи дошкольников как актуальную проблему современности;
- провести диагностику уровня развития связной речи у детей 5-7 лет;
- рассмотреть современные методы и технологии по развитию связной речи у детей 5-7 лет.
Методологию исследования составили метод сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Глава 1. Формирование, диагностика и методы развития связной речи у детей 5-7 лет
1. 1. Понятие связной речи, ее формы
Речь – одно из главных средств человеческого общения, передающих огромное количество необходимой для человека информации. В связи с этим, воспитание всесторонне развитой личности невозможно без развития такого важного инструмента мышления и познания, как речь. Развитие связной речи – одна из актуальных проблем, стоящих перед образовательными учреждениями на современном этапе. К сожалению, и устная, и письменная речь у большинства дошкольников довольно часто находится на низком уровне, а это вызывает тревогу по следующим причинам: невозможность чётко и правильно выразить мысль, бедный словарный запас, жаргонизация, слова-«паразиты», излишне негативная эмоциональная окраска детской речи.
Существуют две основные формы связного речевого общения – диалог и монолог.
Монологическая речь - это связная речь, логически последовательное
высказывание. Имеет сложное строение, выражает мысль одного лица, которая неизвестна слушателям. В монологе человеку необходима внутренняя
подготовка, обдумывание высказывания, сосредоточения мыслей о главном.
Здесь также важны мимика и жесты, умение говорить живо и эмоционально. Т.А. Ладыженская отмечает, что элементы монологической речи появляются в высказываниях уже в возрасте трёх лет. Ребёнок шести лет начинает уже
интенсивно овладевать монологической речью, потому что к этому времени
завершается процесс фонематического развития речи, и ребёнок начинает
усваивать морфологический и синтаксический строй родного языка.
Диалогическая речь – это связная речь двух собеседников, обусловленная
ситуативностью. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая
интонационная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Психологи А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Л. С. Выготский выделяют три основных аспекта развития связной речи:
–насыщенность содержанием;
–логичность;
–выразительная форма.
«Развитие речи тесно связано с умственным и познавательны м развитием ребенка. Если психические процессы - восприятие, память, интерес, мышление - развиваются нормально, то речь ребенка богаче, осмысленнее, шире и совершеннее» . Основной задачей при работе над развитием связной речи является увеличение словарного запаса. Словарь обогащается, прежде всего, общеупотребительной лексикой (наименования предметов, признаков и качеств, действий и процессов).
Овладение лексикой является основой речевого развития детей, так как слово является важнейшей единицей языка.
Семантика детской лексики, которая означает, что педагог должен уделять
пристальное внимание использованию детьми на практике синонимов,
антонимов, паронимов и многозначных слов. Итак, учителя предлагают делить слова на две категории:
Пассивная лексика (ребенок понимает эти слова, но в своей речи их не
использует).
Активный словарный запас (ребенок не только понимает эти слова, но и активно использует их в речи).
В процессе работы с ребенком важно, чтобы незнакомое слово было
включено в его активный словарный запас. Это происходит, если оно
зафиксировано и отражено им в разговорной речи.
Воспитание звуковой культуры речи является многомерной задачей,
включающей в себя мельчайшие задачи, связанные с формированием
произношения и говорения.
В ходе обучения дошкольника связной речи следует учитывать следующие принципы:
Единство речи и различия мышления. Язык - это средство общения и в то же время средство познания мира. Развивать связную речь ребенка - значит
обучать его мыслительным операциям, таким как синтез, анализ, обобщение, а так же прививать ему индукцию и дедукцию.
Единство понимания языка и усвоения связной речи. Язык и речь всегда
связаны одним общим понятием – «речевая деятельность». Понимая единицы
языка в единстве их значения, фор мы и функции, дети учатся применять эти
единицы на практике в речи.
Опора на синтаксическую модель или паттерн. Создание текста как
микросистемы, выступающей в качестве основной коммуникативной единицы, обладающей смысловой коммуникативной завершенностью в процессе общения.
Контекстуальный принцип. Этот принцип приводит к анализу языковых
единиц в их связях при воспроизведении связной речи. Языковые единицы
необходимо анализировать непосредственно в контексте, поскольку каждая
такая единица определяется семантикой и грамматическими свойствами.
Принцип не прерывной работы. Развитие связной речи детей происходит
систематически на занятиях, являясь основным аспектом изучения родного
языка. Словарная работа, работа над формированием фраз и предложений,
элементы стиля и культуры речи, раз говорная речь-все это создает модель
непрерывного развития красивой и связной речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4–6 лет / О.В. Александрова. – М.: Эксмо, 2020. – 48 c.
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 182 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2018. – 255 с.
4. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. – СПб.: Детство Пресс, 2019. – 304 c.
5. Гербова В. Развитие речи в детском саду. 5–6лет. Старшая группа / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 144 c.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 176 с.
7. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2017. - 55 c.
8. Кудрявцева, Е.А. Игровое пространство как эффективное условие развития ребенка / Е.А. Кудрявцева – М.: Учитель, 2017. – 265 с.
9. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие / Г.М. Лямина – М.: Айрис-пресс, 2017. – 96 с.
10. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. Для занятий с детьми от рождения до семи лет / А.И. Максаков – М.: Мозаика-синтез, 2018. – 150 с.
11. Сингаевская О.В. Развитие связной речи дошкольников / О. В. Сингаевская //Логопедия сегодня. — 2017. — №2. — С. 26-30.
12. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова – М.: Дошкольник, 2018. – 120 с.
13. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова – М.: Академия. - 2019. – 256 с.
14. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5–7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС) / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 272 c.
15. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева – М.: Академия, 2019. – 448 с.