Фрагмент для ознакомления
2
Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки. На картинках изображены такие объекты и стимульные эпитеты к ним: дом (старый – ), вода (горячая – ), женщина (молодая – ), рука (чистая – ), ребенок (здоровый – ), одеяло (толстое – ), борода (длинная – ), камень (большой – ), сумка (тяжелая – ), кукла (мягкая – ).
Ход обследования: ребенку предлагают посмотреть на предложенные картинки, назвать объекты и придумать слова к противоположным значениям тем, что к ним прикреплены (например, женщина молодая – старая).
Оценка результатов: за каждый точно подобранный антонимический эпитет дошкольник получает 1 балл. За отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.
По данной шкале каждый ребенок может получить от 0 до 10 баллов.
Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:
8–10 баллов – высокий уровень развития способности;
5–7 баллов – средний уровень развития способности;
2–4 балла – низкий уровень развития способности;
0–1 балл – способность полностью отсутствует.
Раздел 3. Выявление способности подбирать эпитеты к глаголам-действиям.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать словосочетание и подобрать к нему нужное слово. Например: «Конь бежит. Как? Быстро». Ребенку предлагаются следующие словосочетания: ветер дует... (сильно); собака лает... (громко); лодка плывет... (медленно); девочка шепчет... (тихо), в детский сад вставать… (рано), папа работает… (хорошо, много), люди живут… (долго), без войны страна живет… (мирно), зимой по улице ходить… (холодно), с друзьями играть… (весело).
Оценка результатов: за каждый правильно подобранный к глаголу-действию эпитет дошкольник получает 1 балл. За отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.
По данной шкале каждый ребенок может получить от 0 до 10 баллов.
Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:
8–10 баллов – высокий уровень развития способности;
5–7 баллов – средний уровень развития способности;
2–4 балла – низкий уровень развития способности;
0–1 балл – способность полностью отсутствует.
Раздел 4. Определение уровня понимания переносных значений эпитетов.
Ход обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима; золотые руки; золотые волосы; колючий ветер; легкий ветерок; бархатный голос; холодное сердце; ласковое солнце; солнечный берег; красный уголок.
Оценка результатов: за каждое объяснение дошкольник получает от 1 до 2 баллов. 1 балл начисляется при односложном ответе (замена переносного значения другим словом). 2 балла дошкольник получает, если подробно и образно рассказывает о словосочетании, используя разные части речи и связный текст. За отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.
По данной шкале каждый ребенок может получить от 0 до 20 баллов.
Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:
15–20 баллов – высокий уровень развития способности;
9–14 баллов – средний уровень развития способности;
3–8 баллов – низкий уровень развития способности;
0–2 балла – способность полностью отсутствует.
Раздел 5. Определение способности к подбору основного слова к эпитету.
Ход обследования: ребенку предлагают подобрать одно основное слово (существительное), подходящее к каждому названному прилагательному. Стимульный материал к методике выглядит следующим образом: добрая – , зимняя – , черствый – , солнечный – , горькое – , сладкая – , удивительный – , старая – , красивая – , длинный – .
Оценка результатов: за каждое правильное подобранное основное дошкольник получает 1 балл. За отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.
По данной шкале каждый ребенок может получить от 0 до 10 баллов.
Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:
8–10 баллов – высокий уровень развития способности;
5–7 баллов – средний уровень развития способности;
2–4 балла – низкий уровень развития способности;
0–1 балл – способность полностью отсутствует.
2.2. Ход и результаты экспериментальной работы
Эмпирическое исследование особенностей понимания детьми дошкольного возраста эпитетов было проведено в ГБДОУ «Детский сад № 100» Калининского района Санкт-Петербурга.
В исследовании приняло участие 20 дошкольников, которые воспитываются в средней и старшей группах детского сада. Ниже представлены характеристики выборки эмпирического исследования.
В Таблице 2.1 представлено возрастное распределение выборки.
Таблица 2.1. – Распределение респондентов по возрастному критерию.
№ п/п Возраст, лет Количество, чел.
1 4 7
2 5 7
3 6 6
Таким образом, в эмпирическом исследовании приняло участие примерно одинаковое количество дошкольников в возрасте 4, 5 и 6 лет.
В Таблице 2.2 представлено гендерное распределение выборки.
Таблица 2.2. – Распределение респондентов по гендерному критерию
№ п/п Пол Количество, чел.
1 мужской 8
2 женский 12
Таким образом, в эмпирическом исследовании приняло участие больше девочек, чем мальчиков, что является стандартной ситуацией при формировании выборки для любого исследования.
В Таблице 2.3 представлено распределение выборки по показателю включенности в процесс воспитания и обучения в детском саду (по шкале обычной успеваемости, оценивают воспитатели детского сада).
Таблица 2.3. – Распределение респондентов по критерию включенности в процесс воспитания и обучения в детском саду
№ п/п Уровень включенности в процесс воспитания и обучения в детском саду, средний балл Количество, чел.
1 «2» 2
2 «3» 7
3 «4» 8
4 «5» 3
Из Таблицы 2.3 видно, что большинство дошкольников, которые приняли участие в исследовании, имеют средний балл включенности в процесс воспитания и обучения в детском саду «4» (это было выявлено по данным, предоставленным воспитателями детского сада. Таких респондентов в выборке оказалось 8 человек.
Лишь 3 дошкольника условно являются отличниками, два ребенка категорически не успевают за программой развития детского сада и их включенность можно, в среднем, оценить на «2». Также в выборке выявлено 3 дошкольников, включенность в процесс воспитания и обучения в детском саду может оцениваться на средний балл «3».
Кроме всего прочего, родителей дошкольников, которые приняли участие в исследовании, попросили по 5-балльной шкале оценить уровень речевого развития своих детей. Результаты представлены в Таблице 2.4.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Анкудинова П.И., Фигурнова О.Л. К проблеме использования эпитетов в современном русском языке: языковедческий анализ // Современное языкознание. – 2016. – № 4. – С. 98–110
2. Барабанова А.В. Мыслительно-речевые операции в дошкольном возрасте: динамика развития мышления и речи от 2-х до 6 лет // Материалы научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы современного детства». – Чита: Читинский государственный университет, 2016. – С. 39–48
3. Березина А.А., Долгов М.И. Основные критерии усвоения детьми слов: принципы исследования активного словаря дошкольников // Вопросы педагогики дошкольного возраста. Сборник статей. – Омск: Фортуна, 2015. – С. 32–40
4. Гаспарян А.В., Прошкина И.И., Молодцов В.И. Применение эпитетов в разговорной и письменной речи // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Языкознание. – Краснодар: Издательство КубФУ, 2016. – С. 58–67
5. Дементьева Д.В., Гаврикова М.А. Эпитет как стилистический прием в художественной литературе: проблема типологии // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного языкознания в России и за рубежом». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. – С. 88–94
6. Жженова А.А. Оксюмороны в русской литературе. – Нальчик: Феерия, 2014. – 240 с.
7. Завьялова И.А., Елисеева М.С., Зарецкая А.А. Дидактические принципы педагогической работы с дошкольниками по развитию активного словаря // Педагогика сегодня. – 2014. – № 7. – С. 50–60
8. Ивлева И.А. Классификация эпитетов в современном русском языке: обзор типологий и современный подход // Русский язык и культура речи. Сборник статей. – Кострома: Зеркало, 2017. – С. 106–120
9. Королькова Г.В., Иконникова И.Т. Эпитеты в русском языке: классификация и область применения. – Воронеж: Старт, 2014. – 150 с.
10. Крутилова И.И., Ларина С.Т. Познание дошкольника. – М.: Форум, 2015. – 300 с.
11. Куприянова Л.В. Развитие детской речи в онтогенезе. – Клин: АБС, 2013. – 340 с.
12. Лаевская Е.Н. Речь дошкольника: научно-методологические и экспериментальные подходы к проблеме изучения // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 6. – Н. Новогород: Издательство НижГУ, 2017. – С. 91–102
13. Москвина Ю.В., Малинина Н.С. Литературное значение метафор и эпитетов: литературоведческий анализ // Материалы научно-практической конференции «Мир русской литературы в современной филологии». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2018. – С. 98–109
14. Пирогова С.С., Ядова К.Е. Особенности формирования активного словаря у дошкольников: результаты экспериментальных исследований // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 1. Дошкольная психология и педагогика. – Томск: Издательство ТомГУ, 2017. – С. 84–90
15. Рассказова Д.А., Шульгина М.И. Пополнение активного и пассивного словаря дошкольников посредством изучения сказок, потешек и загадок // Педагогические исследования. Сборник статей. Вып. 1. Дошкольная педагогика. – Мурманск: Дело 2017. – С. 132–144
16. Решетников Л.С., Богданова А.С. Экспериментальное исследование понимания детьми дошкольного возраста значений переносных значений слов (на материале педагогического эксперимента в частном ДОУ «Карамелька») // Сборник статей Ижевского государственного университета. Вып. 2. Педагогика. – Ижевск: Издательство ИжГУ, 2015. – С. 64–72
17. Селиванов А.А. Классификация эпитетов и их употребление в художественном тексте // Филология и лингвистика. Сборник статей. – Калуга: Свет, 2017. – С. 45–54
18. Удальцова Ю.В. Поэтика русской литературной речи. – Самара: Просвет, 2015. – 420 с.
19. Ухина Л.А. Диагностика развития речи детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – Кемерово: Стрела, 2016. – 76 с.
20. Черкунова М.А., Соловейчик А.А., Пахмутова Р.А. Основные концепции применения стилистических оборотов в русском языке: функции стилистических фигур и цели их применения // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 15–23
21. Яковлева А.П., Перепелкина С.М. Современный русский язык и культура речи. – Сыктывкар: Перспектива, 2015. – 380 с.