Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение________________________________________________________3
1. Раздел 1 Эдвард де Боно и история метода «Шесть шляп мышления» __6
2. Раздел 2 Сущность и принципы метода Шести Шляп________________16
3. Раздел 3 Практическое применение метода Шести Шляп____________29
4. Раздел 4 Седьмая шляпа для метода креативного мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно_________________________________________31
Заключение______________________________________________________37
Приложение №1. Примеры использования метода шести шляп мышления.________________________________________________39
Приложение №2. Примерный план дидактической игры среди студентов экономических дисциплин____________________________________40
Литература________________________________________________41
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ни для кого не секрет, что экономическое образование – одно из важнейших условий успеха в современной жизни. Однако для того, чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный экономический материал, необходимо сформировать у них интерес к изучаемой дисциплине, т. е., принимая во внимание цели обучения, педагог с особой ответственностью должен подходить к методике преподавания экономических дисциплин – совокупности методов и приемов практической деятельности, приводящей к заранее планируемому результату. Г.И. Щукина считает, что эффективное и интересное для студентов занятие можно создать за счет следующих условий: личности педагога, содержания учебного материала, методов и приемов обучения. Если первые два пункта не всегда во власти педагога, то последний – поле для его творческой деятельности.
На сегодняшний день от преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное использование активных и интерактивных методов обучения, тестовых заданий, приемов проблемного обучения и т. д., чтобы через активную познавательную деятельность студенты анализировали и постигали противоречивые процессы рыночных преобразований.
В связи с этим в настоящей курсовой работе будет представлен метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де БОНО, как одного из таких методов и приемов обучения, которые позволяют достичь вышепредставленную цель и сделать процесс преподавания экономических дисциплин не только познавательным, но интересным для обучающихся.
Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы заключается в анализе метода «Шесть шляп мышления» Эдварда де БОНО, как эффективного метода преподавания экономических дисциплин.
Объектом исследования является процесс обучения экономическим дисциплинам.
Предметом исследования является применение метода «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно в преподавании экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо было решать следующие задачи:
- выбрать тему курсовой работы;
- обосновать актуальность выбранной темы курсовой работы, сформировать цель и задачи исследования, определить предмет и объект исследования;
- изучить и проанализировать теоретические и методологические положения, теоретико-методологические и научно-практические материалы, справочную литературу в соответствии с выбранной темой курсовой работы;
- определить целесообразность их использования в ходе исследований;
- выявить и сформировать проблемы развития объекта исследования, определить причины их возникновения и факторы, способствующие и препятствующие их разрешению, дать прогноз возможного развития событий;
- обосновать направления решения проблем развития объекта исследования, учитывать факторы внутренней и внешней среды.
Методы, использованные при исследовании: метод анализа, метод наблюдения, метод индукции и дедукции.
Структура курсовой работы. В теоритической части проведена работа по обзору найденных литературных источников. Описана биография Эдварда де Боно, автора метода «Шести шляп мышления», чтобы охарактеризовать насколько влиятельным человеком был доктор де Боно в научных кругах, среди мировых лидеров, педагогов и бизнесменов. Какими наградами он был удостоен и какие успехи достиг. Подробности приведены в Разделе 1 курсовой. В Разделе 2 приведено подробное описание самого метода Шести шляп Эдварда де Боно. В аналитической части курсовой работы- Разделе 3,4 применены теоретические знания на практике. В разделе 4 предлагается добавить седьмую шляпу для метода креативного мышления «Шесть шляп». А также проводится анализ полученных результатов. В заключении описывается краткие выводы. В приложениях приведены опыт ролевой игры среди студентов и примерный план проведения занятия с применением метода «Шести шляп» Эдварда де БОНО, что является безусловно методологической частью курсовой работы.
РАЗДЕЛ 1. Эдвард де Боно и история метода «Шесть шляп мышления»
Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Он учился в Колледже Святого Эдуарда (Мальта), в то время когда шла Вторая мировая война, после окончания колледжа поступил в Университет Мальты. В Университете он был удостоен престижной стипендии Rhodes Scholar, которая позволила ему продолжить образование в колледже Крайст Черч Оксфордского Университета. Здесь же он уже удостоился почётных степеней в психологии и физиологии. Кроме того, здесь же он защитил докторскую диссертацию, получив докторскую степень в медицине. На этом он не остановился, и защитил ещё одну докторскую диссертацию. Им были защищены еще одна докторская диссертация в Кембриджском Университете, позднее докторская работа в клинической медицине в Университете Мальты. Эдвард де Боно посвятил свою жизнь преподаванию и трудился на факультетах в Оксфорде, Кембридже, Университете Лондона и Гарварде (2).
Доктор Эдвард де Боно - это уникальный человек, исторический человек, который поменял мышление или, скажем так, сильно повлиял на мышление не только отдельных групп населения, но и в целом совершил прорыв в дидактике (3).Существует множество причин, которые позволяют назвать его практически самым международно-известным мыслителем.
Доктор де Боно написал большое количество книг и методических пособий. Его работы переведены на 34 языка- английский, русский, иврит, арабский, бахаса, урду, словенский, турецкий и другие.
Доктор де Боно участник международных лекториев, выступил в пятьдесят двух странах мира.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Автономов, В.С. Экономика [Электронный ресурс]: учебник для 10, 11 кл. общеобразовательных организаций. Базовый уровень / В.С. Автономов. - 18-е изд. - Москва :Вита-Пресс, 2017. - 240 с. : ил. - ISBN 978-5-7755-3405-9. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=468807.
2. Альтшуллер, Г.С. О психологии изобретательского творчества / Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро // Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С. 37
3. Берзон, Н.И. Основы финансовой экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие для 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений / Н.И. Берзон. - Москва : Вита-Пресс, 2011. - 240 с. : ил. - ISBN 978-5-7755-2052-6. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=468815.
4. Бушуев, С.Д. Управление проектами: Основы профессиональных знаний и система оценки ком¬петентности проектных менеджеров / С.Д. Бушуев, Н.С. Бушуева. - К. : 1Р1Д1УМ. - 2006. - 94 с.
5. Де Боно, Э. Шесть шляп мышления / Эдвард де Боно. - Минск : Попурри, 2006. - 208 с.
6. Дмитриев, М.Н. Методология и методика исследований в экономике [Электронныйресурс] : учебное пособие / М.Н. Дмитриев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». - Нижний Новгород : ННГАСУ, 2014. - 93 с. - Библиогр. в кн. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427415.
7. Евтюкова, Т.А. 45 занимательных викторин для детей / Т.А. Евтюкова. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008. - 112 с. - ISBN 978-5-379-00721-8; Тоже [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57458
8. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник для бакалавров / В. И.Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 314 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3371-0. - URL: https://biblio-online.ru/book/92A8DD44-3076-4A41-A73D-59156EFF1E19.
9. Звонников, В.И. Оценка качества результатов обучения при аттестации: (компетентностный подход): учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 2-е изд., перераб. идоп. - Москва : Логос, 2012. - 279 с. - ISBN 978-5-98704-623-4 ; То же [Электронный ресурс]. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119434
10. Инновационные методы в преподавании экономических дисциплин [Электронный ресурс]: материалы межвузовской конференции (Омск, 31 октября 2013 г.) / Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская юридическая академия» ; отв. ред. И.Л. Медведев. - Омск : Омский юридический институт, 2014. - 74 с. :табл. - ISBN 978-5-98065-119-0. - URL: ttp://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375138.
11. Киреев, А.П. Универсальная рабочая тетрадь по экономике [Электронный ресурс]:пособие для 10—11 классов (базовый уровень) / А.П. Киреев. - 5-е изд. - Москва : Вита-Пресс, 2016. - 65 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7755-3166-9. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473529.
12. Киреев, А.П. Экономика [Электронный ресурс]: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций (базовый уровень) / А.П. Киреев. - 8-е изд. - Москва : Вита-Пресс, 2017. - 256 с. : ил. - ISBN 978-5-7755-3426-4. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469044.
13. Колесникова, Е.В. Оценка эффективности командной работы на стадии инициации проектов / Е.В. Колесникова, Д.В. Лукьянов, О.И. Шерстюк // Управлшня розвитком складних систем. - 2015. - № 21. - С. 37-42.
14. Колесткова, К.В. Аналiз структурно! моделi компетенцш з управлшня проектами нацюнального стандарту Укра!ни / К.В. Колесшкова, Д.В. Лук’янов // Управлшня розвитком складних систем. - 2013. - №13. - С. 19-27.
15. Корлюгова, Ю.Н. Путеводитель по стране Экономика [Электронный ресурс]: рабочая тетрадь для 5-8 классов общеобразовательных организаций / Ю.Н. Корлюгова. - 4-е изд. - Москва : Вита-Пресс, 2016. - 96 с. : ил. - ISBN 978-5-7755-3269-7. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469048.
16. Коротаева, Е. В. Основы педагогических взаимодействий [Электронный ресурс] :учебное пособие / Е. В. Коротаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 160 с. : ил. -Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-1586-7 . -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275102 .
17. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОСООО : методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. - Санкт-Петербург : КАРО,2014. - 144 с. : табл., граф., схем. - (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО). - ISBN 978
18. Лукьянов, Д.В. Визначення ядер знань на графi компетенцш проектних менеджерiв / Д.В. Лукьянов, В.Д. Гогунский, Е.В. Власенко // Вост.-Европейский журнал передовых техноло-гий. - 2012. - 1/10 (55). - С. 26-28.
19. Лукьянов, Д.В. Дело в «шляпе» - как управлять командой проекта в ходе генерации инноваци-онных идей / Д.В. Лукьянов, О.И. Шерстюк, В.Д. Гогунский // Управлшня розвитком складних систем. - 2014. - № 9. - С. 101-107.
20. Лукьянов, Д.В. Использование креативных техник в работе со студентами начальных кур¬сов на примере использования метода шести шляп Эдварда де Боно в преподавании курса «управление проектами» / Д.В. Лукьянов // Актуальные проблемы гуманитарного образова-ния [Электронный ресурс] : Сб. докладов I Междун. Интернет-конф., 20-28 февраля 2014 г., г. Минск / ред. кол. В.Е. Гурский (отв.ред.) [и др.]. - Минск : БГУ, 2014. - № 002804042014. Деп. в БГУ 04.04.2014. - Режим доступа : http://www.elib.bsu.by/handle/123456789/95163. - Дата досту¬па : 16.03.2015.
21. Лукьянов, Д.В. Использование креативных техник развития мышления в преподавании управле¬ния проектами в вузе / Д.В. Лукьянов // Управлшня проектами в умовах транзитивно! економши: Матерiали IV Мiжнар. наук.-практ. конф. мапстранпв, асшранпв та науковщв. Т. 2. - Одеса : ОДАБА, 2013. - С. 138-141.
22. Лукьянов, Д.В. Оценка командной парадигмы проектной деятельности / Д.В. Лукьянов, О.И. Шерстюк, В.Д. Гогунский // X Мiжнар. наук.-практ. конф. «Управлшня проектами: стан та перспективи» [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа : http://conference.nuos.edu.ua/ catalog//lectureDetail?conferenceId=26139&lectureId=29841. - Дата доступа : 16.03.2015.
23. Лукьянов, Д.В. Презентационный материал «Шесть шляп и одна каска» для проведения сес-сии генерации креативных идей инновационных проектов / Д.В. Лукьянов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pm-in-ua.com/index2.php?option=com_docman&task=doc_ view&gid=161&Itemid=141. - Дата доступа : 16.03.2015.
24. Международная организация по стандартизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:21500:ed-1:v1:en. - Дата доступа : 16.03.2015.
25. Руководство к своду знаний по управлению проектами. Пятая редакция / PMBOK® Guide - Fifth Edition - PMI, 2013. - 589 c.
26. Целенаправленная разработка и менеджмент проектов c Пособием Темпус. - European Training Foundation, 1997. - 84 c.
27. Экономика в школе. - URL: https://dlib.eastview.com/browse/publication/18989/udb/3010
28. Педагогика. – URL: http://dlib.eastview.com/browse/publication/598/udb/4.
29. Качество. Инновации. Образование. – URL:
http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1445651
30. Новые педагогические технологии. – URL:
http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1438814