Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников сегодня очень актуальна, поскольку именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и строится человеческая личность. Психологи считают, что вся познавательная деятельность, происходящая в детстве, должна быть связана с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребенка.
Эмоции влияют на все психические процессы: восприятие, память, ощущения, внимание, мышление, воображение, а также волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов активности и поведения ребенка является одной из важнейших и сложных проблем психологии и педагогики.
Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности дошкольника, проводили многие отечественные и зарубежные ученые и исследователи (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, К. Э. Изард, Я. Неверович, П. В. Симонов. и другие). Отечественные исследователи (Н. М. Амосов, П. К. Анохин, И. А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М. И. Кольцова, А. Д. Кошелева, Н. А. Степанова и др.) Связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сфере у ребенка с дефицитом, в первую очередь, положительных эмоций и волевого усилия.
Сегодня одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной степени тяжести. При этом большое количество детей страдают такими тяжёлыми нарушениями речи, как алалия, дизартрия. Данные нарушения речи связаны с органическим поражением головного мозга, при этом нарушается весь ход психического развития ребёнка. У детей нарушены мышление, память, внимание, но также существенно нарушаются волевые процессы, эмоциональное развитие, произвольное поведение. Коррекционная система обучения и воспитания данного контингента детей направлена на формирование правильного звукопроизношения, развитие лексического и грамматического строя языка, на развитие связной речи, развитие дыхания, но в современной системе коррекционной работы не рассмотрено направление по развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.
Нарушение развития эмоций приводит к нарушению нормального процесса личностного развития в целом, поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития и обучения ребенка. Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы.
Цель исследования: изучить особенности эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Объект исследования: состояние эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Конкретизируем объект исследования – старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) 2 уровня.
Предмет исследования: исследование особенностей эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что к детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2 уровня преобладают низкий уровень эмоционального развития.
Задачи исследования:
1) Изучить научную литературу по выявлению онтогенеза развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;
2) Выделить индивидуально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи;
3) Описать систему упражнений по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушением речи;
4) Провести констатирующий эксперимент и представить выводы.
Методы исследования:
1) Теоретические (изучение литературы по проблеме);
2) Эмпирические (диагностические методики);
3) Статистические (методы количественной и качественной обработки результатов исследования).
Теоретическая значимость: заключается в обобщение психологических и педагогических знаний по проблеме, в дифференцированном изучении особенностей эмоционального развития в сравнительном аспекте: детей без речевых нарушений и детей с нарушением речи.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы в практической работе логопеда и дефектолога дошкольного образовательного учреждения; для студентов факультетов коррекционной педагогики.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение - детский сад «Волшебный мир» с. Дмитриевка муниципального района, Уфимского района Республики Башкортостан.
Структура работы: курсовая работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся исследования особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, выводы по каждой главе, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1 Онтогенез эмоционального развития детей дошкольного возраста
Проблема эмоционального развития личности ребенка занимает важное место в психолого-педагогической области. Данная проблема связана с неоднозначностью понимания сущности и содержания процесса эмоционального развития, а также его условий и механизмов.
Слово «эмоции» происходит от латинского emovere в переводе означает – возбуждать, волновать. Энциклопедия Кругосвет трактует данное понятие так: эмоция (от лат. «emotion» – волнение) – это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности [16, c. 42].
Эмоция определялась как «состояние, регулирующее телесные действия» [5, c. 19]; «особое состояние сознания»; «любое переживание сильного чувства, обычно сопровождаемое соматическими изменениями» [16, c. 45].
Термин эмоции определяется следующим образом: это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности [18, c. 45].
Психологический словарь рассматривает понятие «эмоции» следующим образом: особая форма психических процессов связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, которые отражаются в форме переживаний [26, с. 392].
Эмоции – это физиологические состояние человека, выражающие состояние организма от высоких чувств до глубоких переживаний [7, c. 34]. Эмоции подразделяются на два вида:
врожденные, это те эмоции, которые приобретаются ребенком в утробе матери, формируются на непроизвольном уровне;
приобретенные, возникшие во время процесса жизнедеятельности, в социуме.
Большинство исследователей проблемы переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;
наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма;
фиксацию выразительных комплексов эмоций, подающихся наблюдению [9, с. 104].
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия [8, с. 43].
Эмоциональные отношения — это переживание связи человека с другими людьми, предметами и явлениями объективного мира. Эмоциональные отношения характеризуют влияние эмоций на взаимодействие челове¬ка с внешним миром. Эмоциональное отношение непосредственно, импульсивно и часто бессознательно.
Основными эмоциональными отношениями являются привязанность, страсть, вражда, неприязнь, ненависть. Нарушение эмоциональных отношений возникает в силу ряда причин.
Изучив научную литературу по данной проблеме, можно сделать следующий вывод: развитие эмоциональной сферы человека проявляется в росте способности организма к саморегуляции эмоциональных состояний, в накоплении вербальных и невербальных выражений эмоций, в обогащении эмоционального опыта и словаря ребенка, в появлении новых социальных эмоций, в умении различать и дифференцировать эмоциональные состояния других людей. Так, к примеру, по мнению К. Изарда и Д. Гельмена, эмоциональное развитие детей имеет три аспекта: осмысление, выражение и регуляция эмоций [12, с. 114].
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегать те поступки, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и желаний.
В современной психологии проблема эмоционального развития детей – одна из самых значимых и дискуссионных. Это связано, прежде всего, с различным пониманием термина «эмоциональное развитие» в различных научных подходах и концепциях.
В современной психологии существуют следующие взгляды на эмоциональное развитие. Это поведенческий подход, психодинамический и деятельностный подход, который представляет динамику эмоциональной сферы ребенка через закономерное (последовательное) формирование личностных и эмоциональных новообразований.
Таким образом, отечественная психология представляет эмоциональное развитие, как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения эмоциональной сферы в контексте общей социализации ребенка.
Проблеме появления различных эмоциональных реакций ребенка на определенном возрастном этапе посвящены многие отечественные и зарубежные исследования.
Д. Уотсон считается родоначальником исследований в области онтогенеза эмоциональной сферы (поведенческий научно-теоретический подход, бихевиоризм) [31].
В отечественной психологии выделяется четыре этапа в онтогенезе эмоций:
1.Новорожденный;
2. Младенчество;
3. От 3-4 лет до 12 – 14 лет формирование корковых эмоций;
4. Формирование высших эмоций к 20-22 годам [14, c. 91].
Таким образом, характеристики связанные с развитием эмоций, эмоциональными состояниями человека, в том числе детей дошкольного возраста достаточно многообразны и различны в зависимости от теоретического направления исследователей. Поэтому педагогам необходимо хорошо ориентироваться в этой теме, понимать на практике, что происходит с ребенком на данном этапе развития и вовремя отслеживать негативные проявления эмоциональных состояний.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дошкольный возраст считается одним из важнейших этапов жизни ребенка, который существенно определяет все его последующее развитие.
В старшем дошкольном возрасте наблюдается стремительное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной. У ребенка меняются пропорции тела, он быстро прибавляет в росте и весе. На границе раннего и дошкольного детства меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого.
Ребенок уже способен к самостоятельной деятельности и испытывает сильную потребность в осуществлении этой новой способности. Удовлетворение данной потребности предотвращает все нежелательные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.
Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов, В. П. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития [Текст] / В. П. Анисимов // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 13-17.
2. Белопольская, Н. Л. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием [Текст] / Н. Л. Белопольская, О. В. Рубан // Социальная психология и общество. – 2012. – №4. – С. 130-140.
3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 218 с.
4. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. – М. : Академия, 2007. – 238 с.
5. Востриков, А. А. Эмоциональная саморегуляция и педагогическая психотерапия [Текст] / А. А. Востриков. – М. : МЕЗАППИ, 1998. – 28 с.
6. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 310 с.
7. Довгая, Н. А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации [Текст] /: Автореф. дисс. канд. Псих. Наук : 19.00.13 / Н. А. Довгая: С. – Петербургский гос. ун-т. – СПб. 2012. – 44с.
8. Дружинин, В. Е. Психология эмоций, чувств, воли [Текст] / В. Е. Дружинин. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96с.
9. Ежкова, Н. С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимодействия: монография [Текст] / Н. С. Ежкова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. – 159 с.
10. Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы [Текст] / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. – М. :Теревинф, 2018. – 80 с.
11. Запорожец, А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1995. – 218 с.
12. Изард, К. Э. психология эмоции [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2000. – 280 с.
13. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика [Текст] / Е. К. Изотова. – М. : Академия, 2004. – 235 с.
14. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 164 с.
15. Ильина, С. В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [Текст] / : Автореф. дисс. канд. псих. наук : 19.00.13 / С. В. Ильина; Курск. госуд. ун-т. – Курск, 2009. – 40 с.
16. Ковалец, И. В. Азбука эмоций [Текст] : практ. пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиол. развитии и эмоц. Сфере : метод. пособие для педагогов общ. и спец. образования / И. В. Ковалец. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 136 с.
17. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. Д. Кошелева. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
18. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – М. : «Генезис», 2007. – 282 с.
19. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб, 2009. – 336 с.
20. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М. : Генезис, 2010. – 192 с.
21. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Детство-пресс, 2010. – 350 с.
22. Полянская, Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Т. Б. Полянская. – СПб. : ООО Детство-пресс, 2011. – 96 с.
23. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия [Текст] / В. И. Петрушин. – М. : Владос, 2000. – 175 с.
24. Погудкина, И. С. работа психолога с проблемными дошкольниками: цикл коррекционных занятий [Текст] / И. С. Погудкина. – М. : Книголюб, 2008. – 72 с.
25. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Праслова. – СПб. : Детствопресс, 2005. – 250 с.
26. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.
27. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Академия, 2013. – 400 с.
28. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Афонькина Ю.А. - М.: Академия, 1998.
29. Уханова, А. В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников [Текст] / А. В. Уханова // Вестник практической психологии образования. – 2008. – № 3. – C. 114-120.
30. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М., 1991.
31. Эмоциональное развитие в онтогенезе [Электронный ресурс]. – URL : http://allrefs.net/c14/47sjb/p47/ (дата обращения: 03.03.2022).