Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что социальная защита населения занимает особое место в деятельности государства, призванного воплощать справедливость, процветание и поддержку граждан. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в указанной сфере зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге – его национальная безопасность.
Объектом исследования являются общественные отношения, в рамках которых реализуется право граждан, имеющих детей, на меры социальной поддержки. Предметом исследования являются нормы действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Целью данной работы является изучение мер социальной поддержки граждан в Российской Федерации, включая граждан, имеющих детей, современное состояние и возникающие проблемы при применении указанных мер.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сформулировать понятие мер социальной поддержки, в том числе мер социальной поддержки граждан, имеющих детей; осуществить анализ законодательства, правоприменительной практики и литературы по данной проблематике;
- рассмотреть систему мер социальной поддержки граждан, имеющих детей;
- определить виды мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, классифицировать данные меры;
- охарактеризовать отдельные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, выявить проблемы при их реализации и внести предложения по совершенствованию механизма реализации мер социальной поддержки граждан, имеющих детей;
- выявить особенности правового регулирования мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, в период пандемии.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных (анализ, синтез, обобщение, сравнение, аналогия, дедукция) методов.
Научная новизна заключается в систематизации основных мер социальной поддержки. Кроме того, значительное внимание уделяется рекомендациям по совершенствованию имеющихся недостатков.
Нормативную основу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, закрепляющие социальные права и гарантии граждан, имеющих детей, а также определяющие полномочия государственных органов по их реализации.
Теоретической базой явились труды исследователей Л.Ю. Емченко, В.Н. Колодкиной, Р.Э. Кесаевой, А.А. Микунова, А.В. Степшиной и других. Авторы провели разграничение таких понятий, как «меры социальной поддержки», «государственная социальная помощь», определили направления применения мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, в период распространения новой коронавирусной инфекции, обогатили наши представления о мерах социальной поддержки граждан в целом.
Эмпирическая основа исследования представлена статистическими данными, отчетами органов публичной власти по реализации социальных прав граждан в сфере социальной поддержки, материалами практики Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие мер социальной поддержки населения
Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Конституционное закрепление в статьях 7, 38, 39 получили нормы, устанавливающие создание условий для повышения благосостояния граждан; гарантию адресной социальной поддержки граждан; создание условий для достойного воспитания детей в семье; установление детства важнейшим приоритетом государственной политики.
Социальная поддержка различных категорий граждан – это такой институт, который определяется большим количеством факторов, среди которых: демографическое состояние страны, уровень экономического развития государства и его регионов и многие другие.
А теперь остановимся остановиться на терминологии, которая применяется в данной сфере.
Меры социальной поддержки – это достаточно новое понятие, которым было заменено понятие «льготы» в связи с внесенными в российское законодательство изменениями.
«Меры» в обычном понимании – действия или совокупность действий, средств для осуществления чего-либо, «социальная (socius – общий, совместный) поддержка – это то, что служит опорой чему-либо со стороны общества.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» ввел главу 2.1. в Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В этой главе появился термин – «мера социальной защиты (поддержки)». Считаем, что законодатель ввел данный термин неточно. В действительности, социальная защита включает несколько видов обеспечения: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальная поддержка, государственная социальная помощь, социальное обслуживание и другие. Указанные подтверждения высказаны в коллективной монографии под ред. Э. Г. Тучковой, А. Л. Благодир, Т. К. Мироновой и других.
При раскрытии сути понятия «социальная поддержка» заслуживает внимание уточнение В.А. Стародуба. Он пишет, что отличительными признаками социальной поддержки являются ее временный или частичный характер, участие самого нуждающегося в решении тех или иных задач, элементы самоподдержки, возможное использование принципа возвратности выделяемых финансовых средств. С этим можно согласиться в той связи, что постоянная поддержка отдельных категорий граждан, временно оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, может порождать такие явления, как иждивенчество, нежелание искать поиск из сложившейся ситуации. Но по отношению к людям с ограниченными возможностями (инвалиды), по нашему мнению, меры социальной поддержки должны носить постоянный характер.
Е.С. Кокшарова определяет социальную поддержку населения как «всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России». В этом определении, на наш взгляд, не вполне корректно сужается субъектный состав системы социальной поддержки до уровня государства и его органов. Несомненно, что государство должно играть ведущую роль в этом процессе, но социальная поддержка может реализовываться не только органами государственной власти, но и частными компаниями, общественными и религиозными организациями. Эта деятельность может осуществляться как самостоятельно, так и в сотрудничестве с органами государственной власти и местного самоуправления.
Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны.
Е. Андреева предлагает под государственной социальной поддержкой населения понимать нестраховую подсистему социальной защиты населения в виде социальных выплат и льгот.
Это означает, что меры социальной поддержки финансируются из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, указанные меры являются аналогичными по назначению мерам, предоставляемым застрахованным гражданам из внебюджетных фондов.
По мнению А.А. Стаховой, социальную поддержку следует рассматривать в двух аспектах: широком и узком. «Социальная поддержка в широком смысле слова – это форма выражения социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам». Однако за пределами определения остаются ответы на вопросы о том, какие именно категории граждан относятся нуждающимся, в каких формах происходит оказание социальной помощи.
П.С. Токова считает, что cоциальная поддержка – это специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования слабых социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования. В рамках приведенного выше определения недостаточно точным представляется термин «слабые социальные группы», под которыми автор, вероятно, понимает социально незащищенные слои населения. Необходимо, однако, отметить, что социальная поддержка предоставляется населению не только по критерию социальной незащищенности, но и по признакам принадлежности к другим социальным группам, например, лицам с ограниченными возможностями. По нашему убеждению, социальная поддержка предоставляется не только социально незащищенным категориям граждан (инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и др.). Например, такое мероприятие в рамках социальной поддержки населения в Российской Федерации как предоставление материнского (семейного) капитала при рождении ребенка реализуется не только в отношении женщин, относящихся к категориям социально незащищенных граждан, но затрагивает любых матерей, независимо от уровня их материального благосостояния.
Большое значение также имеет определение величины предоставляемой населению социальной поддержки. В отличие, в частности, от подхода Н.А. Хафизова, в соответствии с которым социальная поддержка должна быть нацелена на обеспечение всех граждан минимально необходимым для жизнедеятельности набором благ. Мы полагаем, что при организации и осуществлении социальной поддержки населения необходимо стремиться к достижению не столько минимальных, сколько достойных, соответствующих практике развитых стран, стандартов жизнедеятельности. Действительно, нацеленность социальной поддержки лишь на обеспечение минимально необходимого для выживания набора благ существенно сужает содержание исследуемого нами понятия. Более того, на практике подобное понимание социальной поддержки может привести к крайне негативным последствиям – например, когда в ситуации бюджетного дефицита мероприятия в рамках поддержки населения будут финансироваться по остаточному принципу, в соответствии с минимальными нормативами, которые, как правило, не обеспечивают удовлетворительное качество жизни населения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДРУГИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Нормативные правовые акты и другие официальные материалы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237 (с поправками).
2. Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48, ст. 4563 (с изм. и доп.).
4. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3, ст. 168 (с изм. и доп.).
5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29, ст. 3699 (с изм. и доп.).
6. Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 48, ст. 5850 (с изм. и доп.).
7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2, ст. 128 (с изм. и доп.).
8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (1 ч.), ст. 19 (с изм. и доп.).
9. Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (часть I), ст. 8 (с изм. и доп.).
10. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 1 (часть I), ст. 30.
11. Федеральный закон от 21.12.2021 № 415-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 52 (часть I), ст. 8974.
12. Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 12, ст. 1745 (с изм. и доп.).
13. Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 317 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 20, ст. 3158.
14. Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2020 года № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 26, ст. 4086.
15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Парламентская газета. 2020, № 2.
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2006 № 313 «Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 23, ст. 2505 (с изм. и доп.).
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 15 (часть IV), ст. 2311 (с изм. и доп.).
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2021 № 1342 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (вместе с «Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 35, ст. 6282 (с изм. и доп.).
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2021 № 431-р «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 10, ст. 1634 (с изм. и доп.).
20. Приказ Минтруда России от 03.08.2021 № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
21. Классификатор мер социальной защиты (поддержки) (утв. Минтрудом России) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
22. Социальный кодекс Ярославской области: Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. № 65-з // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
23. Социальный кодекс Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. № 728-132// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
24. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством Российской Федерации 23.09.2020, протокол № 36, раздел VII) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Литература
25. Адриановская Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 455 c.
26. Анализ правовых механизмов предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми в Российской Федерации на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации / Под ред. к.э.н. В.В. Трубина. Научный доклад. М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2016. 94 с.
27. Бекишиева С. Р., Курбанова А. М. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении семей с детьми // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 6. С. 157-164.
28. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. Методологические подходы к усилению адресности социальной поддержки малоимущих семей с детьми // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 1 (211). С. 9-19.
29. ВОЗ объявила пандемию коронавирусной инфекции. URL: https://ria.ru/20200311/1568462236.html (дата обращения: 08.06.2022).
30. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. Спб.: Норинт, 2010. 1536 с.
31. Благодир, А. Л. К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства) / А. Л. Благодир // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 1-1. С. 70-73
32. Волкова А. С. О поддержке материнства и детства в семейной политике России // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 4. С. 1491-1504.
33. Все, что нужно знать о материнском капитале. URL: http://duma.gov.ru/news/53277/ (дата обращения: 08.06.2022).
34. Закутин А. Опыт поддержки многодетных семей за рубежом. URL: http://katehon.com/ru/article/opyt-podderzhki-mnogodetnyh-semey-za-rubezhom (дата обращения: 08.06.2022).
35. Кокшарова Е. С. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 225-227.
36. Корсаненкова Ю.Б. Некоторые проблемы правового регулирования предоставления материнского капитала. М.: Юрлитинформ, 2016. 711 с.
36. Микунов А. А. Социальная поддержка семей с детьми как одно из приоритетных направлений социальной политики в России: современное состояние, проблемы и тенденции развития // Мировая наука. 2021. № 6(51). С. 252-255.
37. Минтруд утвердил перечень событий для проактивного информирования о мерах соцподдержки / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: https://mintrud.gov.ru/social/365 (дата обращения: 08.06.2022).
38. Поклонова Е. В. Социальная защита и поддержка населения: методическое обеспечение экономической оценки: монография. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. 168 c.
39. Притворова Т. П. Модели и механизмы семейной политики в развитых странах // Вестник КарГУ. Караганда, 2017. С. 82-92.
40. Проблемы Общей части права социального обеспечения / под ред. Э. Г. Тучковой. М-во образования и науки Российской Федерации, Московский государственный юридический ун-т имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Москва: Проспект, 2017. 416 с.
41. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность: Научный доклад / Е. И. Андреева, Д. Г. Бычков, Е. Е. Гришина и др. М., 2017. 144 с.
42. Сигова А. О. Проблемы правового регулирования социальной поддержки отдельных категорий граждан // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 21 мая 2018 года / под ред. О.Н. Широкова. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 299-300.
43. Словарь финансово-экономических терминов / под ред. М. А. Эскиндарова. М.: Издательско-торговая корпорация: Дашков и К, 2017. 1148 с.
44. Стародуб В. А. Критериальные аспекты понятия «социальная защита // Проблемы современной экономики: сб. материалов ХХIII междунар. науч.-практ. конф., 18 февр. 2016 г. / под общ. ред. Ж. А. Мингалевой, С. С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2016. С. 11–15.
45. Стахова А. А. Понятие правовой природы социальной поддержки граждан в Российской Федерации. URL: http://law.edu.ru/article/ article.asp?articleID=1237610 (дата обращения 08.06.2022).
46. Степшина А. В. Новация в праве социального обеспечения: ЕГИССО // Юридический факт. 2017. № 10. С. 77-79.
47. Токова П. С. Социальная поддержка незащищенных слоев населения как приоритет государственной социальной политики // Современная наука: теоретический и практический взгляд: Сборник научных статей / Научный редактор Д.В. Фурсова. Москва: Издательство «Перо», 2018. С. 54-57.
48. Удочка» по соцконтракту. Адресную помощь на основе социального контракта смогут получить более 2 тысяч ярославских семей. URL: https://yarreg.ru/articles/udochka-po-sockontraktu/ (дата обращения: 08.06.2022).
49. Хафизов Н. А. Проблемы социальной поддержки населения в Российской Федерации // Экономика и инвестиции. 2017. № 7. С. 33–37.
50. Шувалова М. Предоставление мер социальной поддержки по-новому: проактивный формат, комплексная оценка нуждаемости, правило нулевого дохода // Справочная правовая система «Гарант» (дата обращения: 08.06.2022).
Юридическая практика
51. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2016. № 12. С. 2-14.
52. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2020. № 11. С. 3-20.
53. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.04.2021 № 88-11128/2021 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
54. Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 27 сентября 2018 г. по гражданскому делу № 2-4792/2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс.