Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы реализации социальной политики государства в области образования 5
1.1.Понятие и приоритеты социальной политики в области образования 5
1.2.Принципы реализации социальной политики в области образования 10
2. Анализ политики Татарстана в области образования 15
2.1.Тенденции развития образования в регионе 15
2.2.Проблемы развития сферы науки 21
3.Разработка проекта по совершенствованию деятельности Министерства по реализации политики в сфере образования в республике Татарстан 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственная политика в области образования – это составная часть внутренней политики государства для достижения целей полного обеспечения прав граждан на справедливое распределение и получение образования.
Актуальность данной темы заключается в том, что показатель уровня образования населения страны является важнейшей характеристикой качества и уровня жизни в конкретной стране, что также проявляется через уровень социально-экономического развития государства. Государственная политика должна быть направлена на создание таких условий, которые позволяют осуществлять грамотное обучение населения и устранение возможного социального неравенства.
Объектом исследования работы является сфера образования.
Предметом исследования является социальная политика Татарстана в области образования.
Цель работы заключается в исследовании социальной политики государства в области образования, в определении ее эффективности и выявлении существующих проблем.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть понятие и сущность социальной политики государства в области образования,
исследовать основы социальной политики государства в сфере образования населения Татарстана.
Работа состоит из двух основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические основы реализации социальной политики государства в области образования. Во второй части дается анализ современного состояния социальной политики в Татарстане в области образования.
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты в области социальной политики государства, исследования современных авторов и отчеты, ресурсы Интернет.
1. Теоретические основы реализации социальной политики государства в области образования
1.1.Понятие и приоритеты социальной политики в области образования
Социальная политика - это система целенаправленных мероприятий, которые проводит государство или другой субъект хозяйствования (например, местное, региональное управление, какое-то частное предприятие и т. д.) [6].
Основными приоритетами социальной политики в области образования являются:
обеспечение нормальных условий для получения образования;
создание приличных условий для образования каждому человеку;
обеспечение населения страны высоким уровнем образования, улучшение качества этих услуг;
защита всяческих свобод граждан и их прав, предусмотренных Конституцией.
Перед социальной политикой в области образования стоят следующие задачи:
мотивировать образование населения;
стимулировать рост образования, стремиться к тому, чтобы образование подчинялось интересам потребителя;
сохранять образованность нации, ее своеобразие, ее природное и культурное наследие;
обеспечивать населению социальную защиту и приличный уровень образования.
Рис.1.Основные задачи социальной политики государства
Социальная политика в области образования всегда руководствуется определенными принципами: партнерства, гарантий, преемственности, справедливости и ответственности.
К стратегическим целям социальной политики в области образования следует относить [8]:
Обеспечить значительное улучшение условий жизни и материального состояния населения.
Обеспечить население занятостью, улучшить конкурентоспособность и качество рабочей силы путем повышения образования.
Направить социальную сферу на решение вопросов образования.
Гарантировать защиту конституционных прав населения в сфере образования.
Обеспечить в стране благоприятную демографическую ситуацию.
Значительно улучшить сферу образования.
Социальная политика в области образования – одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики.
Основные направления социальной политики представлены на Рисунке 2.
Рис.2. Основные направления социальной политики
Последующая эволюция социальной политики повлекла за собой включение в ее собственную структуру и практической проблематики общественных благ. Однако этот аспект в отечественной литературе теоретически отражен недостаточно — например, по социально-политической проблематике вряд ли найдутся монографии, специально рассматривающие образование в качестве дифференцированного направления социальной политики. Традиционно сложилось так, что к социальному обеспечению относят и мероприятия, направленные на поддержку образования, однако духовные условия воспроизводства общества и роль образования в экономических отношениях при обосновании социальной политики часто выпадают из рассмотрения. Между тем социальные издержки на образование входят в условия воспроизводства рабочей силы и общественной жизнедеятельности.
Выделение образования в качестве дифференцированного направления социальной политики диктуется целым рядом обстоятельств. Во-первых, образование представляет собой такую область жизнедеятельности общества, в которой преобладает нерыночный способ координации деятельности (нерыночный тип обмена деятельностью). Во-вторых, равновесие между спросом и предложением на блага образования осуществляется в основном государством, органами местного самоуправления и добровольными общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и на основе бюджетно-финансовой политики. Это озна
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Аманацкий, Ю.В. Современное отечественное образование в системе национальной безопасности России / Ю.В. Аманацкий // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 3. С. 88-95.
3. Андреева Т.А. Модернизация системы образования в России / Т.А. Андреева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 1-2. С. 438-444.
4. Андросова Л.А. Качество жизни.- М.: Инфра-М, 2019. – 481 с.
5. Галушкина М. Высшая образовательная политика / М. Галушкина // Эксперт. 2018. - №32
6. Добреньков, В.И. Общество и образование / В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев.-М., 2019. – с.54
7. Ерохина Т.В. Теоретико-правовые основы государственной политики// Медицинское право. - 2018. - N 2. - С. 8
8. Животовская, И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты: сб. обзоров / И.Г. Животовская ; отв. ред. С.JI. Зарецкая. -М., 2019.
9. Жуков, В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития / В. И. Жуков. М., 2019.
10. Зубец А.Н. Качество жизни в России// Финансовый университет при Правительстве РФ. Доступ через http://www.fa.ru/
11. Кирилловых А.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации // Адвокат. 2019. №2 С. 5 - 19.
12. 10. Кузьминов, Я.И. Образование в России. Что мы можем сделать? / Я.И. Кузьминов // Вопросы образования. 2017. - №1 - С. 5-30.
13. Кузьминов, Я.И. Проблемы отечественного образования / Я.И. Кузьминов // Конкурентоспособность и модернизация экономики : в 2 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин. М., 2018. - Кн. 1.
14. Минякова Т.Е. Уровень жизни населения. Доступ через http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2013/Minyakova.pdf
15. Модели социальной политики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.ru/article/42683/modeli-sotsialnoy-politiki
16. Окрепилова И.Г. Управление качеством жизни. Доступ через http://studok.net/book/81-upravlenie-kachestvom-zhizni-uchebnoe-posobie-okrepilova-ig-venediktova-sk/5-11-teoreticheskie-osnovy-kachestva-zhizni.html
17. Расходы федерального бюджета РФ. URL: http://polit.reactor.cc/post/2533981?next=random
18. http://www.gks.ru/ - федеральная служба государственной статистики РФ
19. http://statistika.ru/ - гос. статистика
20. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/ - минэкономразвития РФ