Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Поддержка населения за счет негосударственного социального обеспечения, важным направлением которого является благотворительная сфера, достигает все большего и большего развития. Несмотря на то, что в специальной литературе благотворительность иногда определяют более как социальную, а не правовую категорию, объясняя это давними ее истоками, которые значительно предшествуют писаному праву [1, с. 184], сегодня она уже получила свое определение в законодательстве большинства стран мира. Однако утверждать, что нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности в РФ является совершенным, еще очень рано. При таких обстоятельствах трудно говорить о том, что правоприменение в этой сфере максимально эффективно. Достичь качественных изменений в законодательстве возможно, прежде всего, тщательно исследовав базовые понятия, описав их природу; высветив неточности в понимании, как вот - соотношение между отдельными категориями, которые, на первый взгляд, могут показаться тождественными, однако в действительности - быть, например, более узкими или более широкими по смыслу понятиями. В первую очередь это касается форм и видов благотворительной деятельности, ведь анализ нормативной базы дает основания указывать на нередкую подмену этих понятий. Внести ясность в эту проблему позволит раскрытия перечень и описание форм и видов благотворительной деятельности, которые реализуются в сегодняшних реалиях, путем осуществления их классификации.
Анализ последних исследований и публикаций. Некоторые аспекты осуществления благотворительной деятельности в целом, отдельных ее направлений, исследования негосударственного социального обеспечения как самостоятельной формы социальной защиты населения составляли научный интерес таких ученых, как: Н. Болотина, Я. Буздуган, А. Литвина,
А. Лушников, Н. Лушникова, А. Марченко, В. Руских, Гудзь А. А., 2019 Г. Сербин, Ф. Ступак, Н. Тарусина и другие. Однако проведенной детальной классификации форм и видов благотворительной деятельности до сих пор не было, что и послужило основанием для проведения исследования.
В настоящее время можно констатировать, что социокультурная обстановка в России очень резко изменилась. Трансформировался социальный портрет российского общества, оно стало более открытым, мобильным и информированным. Общество пришло в движение, ушли в прошлое многие социальные институты, ранее обеспечивавшие стабильность и уверенность людей в завтрашнем дне. Постепенно современный человек понимает, что многое в окружающем обществе можно сделать самостоятельно, проявив социальную активность, четкую гражданскую позицию, не дожидаясь действий со стороны государства. Эти изменения неотрывно связаны с ростом интереса к благотворительной деятельности.
Актуальность исследования состояния и перспектив развития спонсорства и благотворительности в стране и регионе обусловлена рядом факторов Одним из важных факторов является существующая в современном обществе потребность в новых формах и способах организации социального взаимодействия всех субъектов регионального пространства Особую актуальность в связи с этим приобретают социальные программы, разработка и реализация которых влияет на формы и способы взаимодействия субъектов регионального пространства Основными акторами, определяющими содержание социальных программ, их направленность и реализацию, являются органы власти и управления, бизнес-структуры и СМИ Их взаимодействия носят взаимоориентированный характер Институты власти не обладают достаточными финансовыми возможностями для осуществления социальных программ и привлекают бизнес-структуры для участия в социально значимых проектах, которые, в свою очередь, заинтересованы в создании позитивно воспринимаемого в обществе имиджа социально ответственной организации Посредником организации взаимоотношений с «отсутствующими» другими выступают СМИ, способные, благодаря скорости доставки сообщений, устанавливать контакты и поддерживать социальные связи между пространственно рассредоточенными людьми Дискурсивные практики масс-медиа создают единое информационно-коммуникативное пространство региона, формируя позитивный имидж организации, тем самым легитимизируя ее деятельность
Объем подобной деятельности, основными формами которой являются спонсорство и благотворительность, постоянно расширяется Динамика роста спонсорских бюджетов ста крупнейших российских компаний составляет более 30 % ежегодно Общий объем средств, выделяемый 23 крупнейшими компаниями России -1,5 млрд долл в год, - в пять раз выше всей доступной иностранной технической помощи Крупная российская компания тратит в год на благотворительные цели в среднем 17 % прибыли 1 По оценке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), российские компании тратят на реализацию социальных программ не менее 79 млрд руб в год Несмотря на высокую социальную активность бизнес- сообщества, можно говорить об отсутствии качественных результатов подобной деятельности по данным исследований, население негативно оценивает социальную деятельность компаний Результаты опроса респондентов ВЦИОМ, проведенных осенью 2006 г, показали, что 42 % опрошенных граждан уверены, что в России преобладает «паразитический и безответственный бизнес, а 18 % таким считают абсолютно весь российский бизнес» по результатам социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в конце 2006 г, выявлено, что, по оценкам населения, бизнес участвует в благотворительных инициативах с единственной целью — 2 «нарисовать имидж»
Становление рыночных отношений способствовало все большему распространению практики спонсорства С начала 1990-х гг стал возрождаться интерес и к благотворительности, традиции которой с 1917 г в нашем обществе оказались утрачены Интерес к данным социальным инициативам связан с ростом социальной ответственности представителей бизнеса, так как участие в социальных проектах — один из эффективных способов заявить обществу свою социальную миссию.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Цель: изучить особенности спонсорство и благотворительность в социальной сфере: состояние и перспективы развития.
Задачи:
1. Рассмотреть благотворительную деятельность и ее влияние на общество и социальные процессы;
2. Дать классификацию форм и видов благотворительной деятельности в РФ;
3. Описать благотворительность и спонсорство в социальной сфере современной России.
Объект исследования: спонсорство и благотворительность в социальной сфере: состояние и перспективы развития
Предмет исследования: история вопроса, масштабы, проблемы и особенности спонсорства и благотворительности в социальной сферы.
Методы исследования: анализ, индукция, дедукция.
ГЛАВА 1. Теоретические основы феномена благотворительности и спонсорства в социальной сфере
1.1. Благотворительная деятельность и ее влияние на общество и социальные процессы
За последние десять лет социокультурная обстановка в России очень резко изменилась. Трансформировался социальный портрет российского общества, оно стало более открытым, мобильным и информированным. Общество пришло в движение, ушли в прошлое многие социальные институты, ранее обеспечивавшие стабильность и уверенность людей в завтрашнем дне. Постепенно современный человек понимает, что многое в окружающем обществе можно сделать самостоятельно, проявив социальную активность, четкую гражданскую позицию, не дожидаясь изменений со стороны государства. Все это можно сделать, осуществляя благотворительную деятельность.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению сущности, особенностей и роли благотворительной деятельности, необходимо разграничить основные понятия.
Словарь-справочник под благотворительностью понимает оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность также может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например - защита окружающей среды, охрана памятников культуры).
Более широким по содержанию представляется определение, даваемое в Законе «О благотворительности и благотворительных организациях» от 7 июля 1995 года.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Э.В. Благотворительность осознанная необходимость! Текст. / Э.В. Александрова // Библиотековедение.- 2005.- №1.-С.87-91.
2. Алексеева О Благотворительность в России - территория свободы - 2005 - 11 мая (Электронный ресурс). Режим доступа: http //ww donorsforum ги/librarv/articles/ (Дата обращения 17.03.2022)
3. Антонович И.В. Благотворительность в российском обществе : история и современность : учеб. пособие. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 135 с.
4. Бобровников, В.Г. Благотворительность и призрение в России: монография. - Волгоград: ВолгГТУ, 2000.-208с.
5. Власть, бизнес, общество: к вопросу о благотворительности и социальной ответственности.- 2006.- 21 апреля (Электронный ресурс). Режим доступа: www.sovetnik.ru. (Дата обращения 17.03.2022)
6. Елсуков Л.А. Благотворительность как эффективный инструмента социального PR // Новый путь российской экономики: импортозамещение, инновационность, экономическая безопасность : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2020. – С. 22-25.
7. Клецина А.А., Орлова А.В. Современные социальные исследования благотворительности в России // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001. - Санкт- Петербург: Лики России, 2001.-С. 9-16.
8. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности : учеб. пособие. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. 329 с.
9. Кудринская Л.А. Благотворительность и спонсорство в современном российском обществе: опыт теоретического анализа // ОНВ. 2009. - №6 (82). – с. 82-84.
10. Кузнецова, О. И. Благотворительность и спонсорство бизнеса как важнейший элемент формирования общественного мнения // Инновационные и приоритетные направления в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе : Сборник трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции, Королёв, 20 февраля 2020 года. – Королёв: Общество с ограниченной ответственностью «Издательские решения», 2020. – С. 214-219.
11. Луговой С.А. Благотворительность как PR-инструмент реализации задач компании // Арктические исследования: от экстенсивного освоения к комплексному развитию : материалы I междунар. молодеж. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2018. – С. 72-75.
12. Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957—1960 ( АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп.
13. Мижурина Ю.В. Благотворительность в России и PR // Человек. Коммуникация. Культура. Восток-Запад: поиски культурной идентичности на постсоветском пространстве : материалы VI междунар. науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2016. – С. 236-237.
14. Российская Федерация. Законы. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федер.закон: принят 11 августа 1995г. [Электронный ресурс] // http://\v\vw.sbornet.ru/9/9 1/fed.htm.
15. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях: федер. Закон: принят 19 мая 1995 г.; с изменениями от 17 мая 1997 г. [Электронный ресурс] // http:/Avww.sbornet.ru/9/9l /fed.htm.
16. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ: официальный текст. М., Изд-во «Новая волна», 1997. - 63 с.
17. Российская Федерация. Правительство. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 28 апреля 2001 года №БГ 3-07/138 Электронный ресурс. // http.7/www.sbornet.iu/9/9 1 /fed.htm.
18. Рыбальченко М. Б., Иксанов М. Ш. Институциализация благотворительности как социального института современного российского общества // Auditorium. 2015. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsializatsiya-blagotvoritelnosti-kak-sotsialnogo-instituta-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 12.03.2022).
19. Терминология российского некоммерческого сектора. Словарь-справочник /составитель М. Слободская). - М.: Институт проблем гражданского общества, 1996. - 68 с.
20. Тульчинский, Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие [Текст] / Г. Л. Тульчинский ; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Выс¬шая школа экономики». — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2012. - 236 с.
21. Фролова Е. А. Спонсорство и благотворительность как составная часть корпоративной социальной ответственности (на примере группы ВТБ) // Вестник науки Сибири. - 2014. - № 2 (12). - С. 154-158.
22. Шкворова М.П. Спонсорская и благотворительная деятельности в сфере связей с общественностью // Молодежь и системная модернизация страны : сб. науч. ст. – Курск, 2019. – С. 387-390. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38180220 (дата обращения: 15.06.2020).
23. Энциклопедический словарь/ Под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского; Изд. Ф. А. Брокгауз [Лейпциг], И. А. Ефрон [Санкт-Петербург].- СПб.: Семеновская Типо-Литография И. А. Ефрона, 1890-1907. - Т. 1-41А.
24. Ялаева А.А. Спонсорство и благотворительность как средство PR // Региональный аспект современных проблем и тенденций развития экономики и управления : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. – Анапа, 2017. – С. 230-232. – Электрон. копия сборника доступна на сайте ООО «Изд. Дом-Юг». URL: http://id-yug.com/images/id-yug/Book_id-yug/Econ-MPGU-2017.pdf page=230 (дата обращения: 15.03.2021).