Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Отели представляют собой сложный экономический механизм с рядом особенностей, отличающих их от других сфер обслуживания, поскольку в дополнение к сложной структуре многие имеют дополнительные виды деятельности в различных обла-стях.
Одним из главных показателей, характеризующих развитие гостиничного бизнеса, как и любой отрасли экономики страны, является рентабельность. Переход России к услови-ям рыночной системы управления привел к тому, что российским гостиничным предприя-тиям приходится выживать в условиях жесткой конкуренции. Отели начали повышать уро-вень сервиса, оснащенность номерного фонда, квалификацию персонала.
Деятельность отелей включает в себя процессы, связанные с различными бизнес-операциями. Для надлежащего управления деятельностью отеля необходимо иметь точную, объективную, своевременную и достоверную экономическую информацию, позволяющую принимать правильные управленческие решения. Эффективность использования производ-ственных ресурсов отеля может быть определена на основе информации, полученной в про-цессе контроля. От своевременного контроля качества зависит не только сохранность иму-щества и активов, но и стабильность финансового положения отелей.
Одним из видов экономического контроля за деятельностью гостиниц является неза-висимый аудиторский контроль. В связи с этим возникает необходимость в научном пони-мании методологии аудита применительно к предприятиям гостиничного комплекса, кото-рая на сегодняшний день недостаточно разработана.
Вопросы организации и методики аудита организаций различных отраслей рассмат-ривались в трудах ведущих ученых и практиков России: Андреева В.Д., Бархатова А.П., Ба-рышникова Н.П., Бурцева В.В., Бычковой С.М., Данилевского Ю.А., Камышанова П.И., Ки-силевич Т.И., Кондракова Н.П., Мельник М.В., Островского О.М., Овсийчук В.Я., Ов-сийчук М.Ф., Палий В.Ф., Петровой В.И., Подольского В.И., Соколова Я.В., Сотниковой Л.В., Суйц В.П., Шеремета А.Д. и других.
Цель исследования заключается в исследовании технологии организации ночного аудита в гостиничном предприятии.
Достижение указанной цели обусловило решение следующих задач:
-рассмотреть сущность понятия «контроль» и способы контроля в гостиничной дея-тельности;
-исследовать нормативно-правовые основы регулирования деятельности гостинично-го обслуживания;
-изучить международный и российский опыт применения автоматизированных си-стем управления гостиницей;
-дать характеристику гостиницы «Azimut Отель Владивосток»;
-выполнить аализ конкурентного гостиничного рынка гостиницы «Azimut Отель Владивосток»;
-провести моделирование системы оказания услуг в гостинице «Azimut Отель Влади-восток»;
-разработать стандарт ночного аудита в гостинице «Azimut Отель Владивосток».
Предметом исследования явились организация учета и методы аудиторских проверок предприятий гостиничного комплекса.
Объектами исследования послужили: деятельность ночного аудит ора на примере гостиницы «Azimut Отель Владивосток».
Методологическая основа работы - системный подход к исследованию и совершен-ствованию методологии и методики аудита предприятий гостиничного комплекса. В про-цессе работы были использованы такие методы и приемы научного познания, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, а также методы эмпирического исследова-ния — наблюдение и сравнение.
Хронологические и географические рамки исследования. Исследование проходило в феврале 2022 года в г. Владивосток.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и разработке методики аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятий гостиничного комплекса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что реализация разработанных положений по организации и методике проведения аудита позволит выявить недостатки ве-дения бухгалтерского и налогового учета на предприятиях гостиничного комплекса, пред-ложить рекомендации по устранению выявленных ошибок в исчислении доходов и расхо-дов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности гостиниц.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источ-ников.
1 Теоретические основы организации контроля в гостиничном предприятии
1.1 Сущность понятия «контроль» и способы контроля в гостиничной дея-тельности
Контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функциони-рования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определения результа-тов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе реализации этих решений. В стране действует более 260 федеральных законов, постановле-ний и нормативных актов, регулирующих контрольно-надзорную деятельность. Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению. Предприятиям и фирмам предоставляется право действовать самостоятельно в соответствии с принятой учетной по-литикой и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности [7].
Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку инфор-мации, проверку отклонений фактических показателей деятельности компании от норма-тивных или запланированных и, что более важно, подготовку рекомендаций для принятия решений [31].
Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, задействовать резервы, а также избежать банкротства и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включен в процесс управления, постановки целей, разработки бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклоне-ний от намеченных целей на всех этапах жизненного цикла продукта: от его создания до внедрения. В современных условиях при создании новых продуктов, организации труда, научных исследованиях и разработках (НИОКР), получении достижений науки и техники роль контроля будет возрастать [23].
Понятие "контроль в управлении" следует рассматривать в трех основных аспектах:
-контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, орга-нов управления, одна из их основных управленческих функций, т.е. контроль как деятель-ность;
-контроль как завершающий этап процесса управления, основой которого является механизм обратной связи;
-контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управ-ленческих решений, постоянное участие в этом процессе от его начала до завершения. Наря-ду с внутренним контролем, внутренним бухгалтерским учетом, созданием мер по ограни-чению рисков и обеспечению безопасности хозяйственной деятельности компании, аудит имеет большое значение в финансовой и налоговой сфере в современных условиях - как ин-струмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговая нагрузка, инфляция и нестабильность экономики в стране требуют со стороны государства радикальных мер, соответствующих международным стандартам: проверки финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти функции контроля и проверок в стране выявляют фирмы, скрывающиеся от налоговых платежей, нарушения при использо-вании бюджетных ассигнований. Наполненность бюджета и внебюджетных фондов позво-лит своевременно выдавать зарплаты, пенсии и стипендии, пособия, улучшать социальную помощь, адекватно финансировать здравоохранение, образование, правоохранительные ор-ганы и адекватно финансировать [18].
Государство контролирует предприятия всех форм собственности посредством эф-фективных форм финансового контроля.
Объектом финансового контроля является как бюджетно-налоговая сфера, так и бюд-жетный процесс, а также весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Это определяет большую роль и значение финансового контроля как основного элемента государственного контроля и управления.
Субъектами государственного финансового контроля являются государственные ор-ганы и структуры предприятий с государственным участием, организации, полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет [10].
В зависимости от технического оснащения отеля аудит может быть автоматизирован-ным, полуавтоматическим или автоматизированным. Полностью автоматизированный про-цесс аудита на Западе называется обновлением системы.
Функции ночного аудита могут выполняться вручную, с использованием механиче-ского и электронного оборудования. Давайте рассмотрим их по отдельности.
Инструкция по эксплуатации
При использовании неавтоматизированной (ручной) системы аудитор в основном использует следующую документацию: бухгалтерскую книгу; отчеты по учету денежных средств; ежедневные и дополнительные стенограммы; итоговые аудиторские отчеты [15].
С помощью ручной системы ночной аудитор составляет ежедневные и дополнитель-ные стенограммы, перенося данные из каждой платежной ведомости в соответствующую строку в стенограмме, определяя таким образом общее количество транзакций по счетам за каждый день. Информация из расшифровок и отчетов по учету денежных средств перено-сится в итоговый отчет, в котором отражаются все ежедневные транзакции.
Многие крупные отели полагаются на ручной процесс аудита. Ручной и полуавтома-тический ночной аудит очень утомителен. С появлением многих относительно недорогих методов бухгалтерского учета такие методы аудита стали неэффективными.
Сейчас многие люди считают, что ручной аудит - отличный инструмент для изучения концепции аудита [11].
Полуавтоматический
Важным шагом в развитии бухгалтерских операций в гостиницах стало внедрение счетных машин. Бухгалтерские машины (кассовые аппараты) записывают все операции на кассовых аппаратах и одновременно выполняют множество других действий, упрощающих работу бухгалтеров и аудиторов.
Раньше счетные машины выпускались электромеханическими, а теперь они элек-тронные.
Формы, используемые в полуавтоматической системе, включают данные о наличных деньгах - эквивалент кассовых ведомостей при ручном аудите и аудиторский отчет, иногда называемый карточкой "D".
Полностью автоматизированный
Эта форма бухгалтерского учета является самой простой в исполнении. Автоматы могут быть подключены к другим устройствам и оборудованию отеля и использоваться для быстрого и точного автоматического ввода непосредственно в электронные счета-фактуры [28].
Эти и многие другие задачи могут быть выполнены гораздо быстрее, чем любым дру-гим способом. Компьютеризированные системы позволяют аудитору тратить больше време-ни на проверку операций и анализ работы отеля. Если баланс не сходится в конце аудита, это означает, что информация была неправильно введена в компьютер или произошли сбои в самой компьютерной системе [14].
Компьютер, прежде чем усвоить информацию, проводит различные проверки, чтобы убедиться в ее правильности. Например, он может обнаружить записи неправильного разме-ра, если вместо цены в 15 рублей записано 1500 рублей. Компьютер сохраняет отметку каж-дой записи по времени, расписанию, сотруднику, номеру счета, отделу, что очень удобно для учета действий аудитора.
Преимущество компьютерных систем также заключается в том, что они могут состав-лять и считывать записи намного быстрее, чем вручную. В случае аудита компьютер может обработать гораздо больше информации, выполнить множество вычислений и мгновенно обобщить результаты.
Компьютерные системы также обеспечивают частый доступ к информации, что поз-воляет руководству полностью контролировать операции. Отчеты о доходах, данные о за-полняемости, прибытиях, статусе номера и т.д. Оперативная информация может быть полу-чена и отражена в отчете или в рамках регулярного аудита [13].
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования деятельности гостинич-ного обслуживания
В предоставлении гостиничных услуг задействовано множество людей, которые об-служивают огромное количество потребителей. Это не предприятие, рассчитанное на узкий круг, а индустрия, предлагающая современному обществу с его разнообразными потребно-стями условия для отдыха.
Государственное регулирование гостиничных услуг осуществляется посредством нормативного регулирования этой сферы, а также посредством стандартизации и классифи-кации гостиниц и других объектов размещения, создавая благоприятные условия для инве-стиций в гостиничную отрасль.
Правовое регулирование услуг, в частности гостиничных услуг, начинается с Кон-ституции Российской Федерации, в которой говорится, что в Российской Федерации гаран-тируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов (часть 1 статьи 8), а также основные права человека и гражданина права и свободы, важные для этой сферы, в том числе право свободно передвигаться, выби-рать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27), право на отдых (часть 5 статьи 37) [4].
В Гражданском кодексе Российской Федерации услуги выделены как самостоятель-ный объект прав (статьи 1, 2, 128 и др.). Глава 39 "Оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации посвящена регулированию договорных отношений по оказанию услуг, значение которого заключается в том, что оно закладывает основу для гражданских правоотношений, которые еще не были названы в настоящем Кодексе. К ним относятся от-ношения по предоставлению гостиничных услуг. В пункте 2 статьи 779 Гражданского ко-декса Российской Федерации, который содержит перечень услуг, гостиничные услуги не указаны. Однако это не означает, что к таким отношениям не применяются правила главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку приведенный выше перечень услуг не является исчерпывающим [2].
Следующим источником правового регулирования деятельности по предоставлению гостиничных услуг является Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах ту-ристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности). Этот Закон распространяется на гостиничную деятельность лишь косвенно. Из понятийного аппарата Закона о туристической деятельности становится ясно, что гостиничная деятель-ность не может быть отнесена как к туристической, так и к другой деятельности по органи-зации путешествий [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1.ГОСТ Р 51185-98 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования
2.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп. от 06.08.2021)
3.Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей"
4.Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
5.Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 (ред. от 01.04.2021) "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"
6.Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федера-ции" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)
7.Аманжолова Б.А. Планирование аудита в гостинице с применением аудиторских процедур // Аудиторские ведомости. - 2020. - № 8. - С. 42-56.
8.Богатая И.Н., Галустов У.В. Разработка методики аудита учета оказания услуг по бронированию номеров в гостиницах // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1-1. – С. 34-39
9.Бурцев В.В. Общие аспекты организации внутреннего аудита на предприятии и ос-новные требования // Аудитор. - 2020 - №11. - С. 20-23.
10.Демурин, В. Б. Современные автоматизированные системы управления гостини-цами и их функциональные возможности // Молодой ученый. - 2019. - № 8 (67). - С. 162-166.
11.Ёхина М.А. Организация обслуживания в гостиницах: учеб. пособие. - М.: Акаде-мия, 2020. - 208 с.
12.Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2021. - 216 с.
13.Кисилевич Т.И. Внутренний контроль в санаторно-курортных организациях. // Аудиторские ведомости. - 2020. - № 1.- С. 40-43.
14..Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 1071 c.
15.Кубаткина Г.А. Процесс формирования управленческой отчетности гостиничного предприятия // Международный бухгалтерский учет. - 2020. - N 10. - С. 15 - 18.
16.Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник - М.: Академия, 2019. - 208 с.
17. Осипова Л.Б. Значимость работы ночного аудитора в гостиничном предприятии // Тюменский индустриальный университет – 2020 - №3 – С. 184 -188
18.Павличук, К. И. Анализ качества услуг гостиницы // Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 390-394.
19.Панкова С.В. Применение системного подхода к обеспечению качества аудита // Аудитор. - 2019. - №12. - с.26-32.
20. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: (отели и рестораны). - М.: Экономика, 2020. - 207 с.
21.Парамонова Л.А. Методика внутреннего аудита эффективности деятельности гос-тинично-сервисных комплексов, функционирующих в условиях применения упрощенной системы налогообложения // Вестник СамГУПС. - 2020. - N 4. - С. 97 - 104.
22.Розанова, Т.П. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма: Практикум. - М.: Даш-ков и К, 2020. - 132 c.
23.Салахова, В. Г. Управление качеством услуг в гостиничном бизнесе // Молодой ученый. - 2019. - № 2 (240). - С. 263-265.
24.Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплек-сах: учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2018. - 304 с.
25.Скобкин С.С. Экономика гостиничного, ресторанного и туристического предпри-ятия - M: Глобол, 2020. – 270с.
26. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 352 с.
27. Уокер Дж. Управление гостеприимством. – М.: Юнити, 2019. – 214 с.
28.Фаустова, Н. В. Организация и специфика предоставления гостиничных услуг в гостиницах : учебное пособие. - М.: Юрайт, 2021. - 188 с.
29.Харкский К. Оценка полезности сотрудников. - М.: Школа гостеприимства Reikartz, 2018. - 256 с.
30.Хатикова З.В. Аудит качества обслуживания в гостинице // ФГБОУ ВО «Россий-ский экономический университет имени Г.В. Плеханова» - 2017 - № 5 – С. 188 – 191
31. Хмелев.В.В. Сервисная деятельность в обслуживании населения. - М.: Дашков и К, 2019. – 220с.
32.https://azimuthotels.com/ru/about