Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время интерактивные технологии стали активно применяться в образовательном процессе.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности деятельности воспитанников. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Применение интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что использование интерактивных технологий в ДОО является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и к происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное внедрение интерактивных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.
Целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательной организации, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Проблема использования интерактивных технологий в образовательном процессе нашла отражение в трудах И.Ю.Устинова, А.П.Панфилова, Б.Ц.Бадмаева и др.
Проблему использования интерактивных методов в обучении анализируют Кашлев С.С., Панфилов А.П., Бадмаев Б.Ц. и др.
Подходы в обучении и воспитании с использованием интерактивных технологий рассматривают Андреева Е.В., Яковлева О.А., Тимофеева А.Н., Ларина О.Н., Матюшинец О.Ф, Першан С.В. и другие.
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ призвано:
• способствовать всестороннему развитию детей: умственному, творческому, исследовательскому;
• развитию навыков работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач;
• раскрыть мыслительные навыки детей, используя интерактивную доску.
Исследования этих и других авторов говорят о том, что в теории вопрос использования интерактивных технологий в обучении и воспитании достаточно хорошо разработан, однако не имеет эффективного практического применения, так как зависит от компетентностей педагога, от материально-технический оснащенности дошкольной образовательной организации, от сложившихся условий в педагогическом коллективе, поэтому тема выпускной квалификационной работы «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения» является весьма актуальной.
Объект исследования: процесс использования интерактивных технологий в образовании.
Предмет исследования: педагогические условия использования интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях.
Цель исследования: выявить, обосновать критерии, показатели, индикаторы использования интерактивных технологий в образовательном процессе, проверить их состоятельность на примере ДОУ № 25 и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) проанализировать и дать определение понятия «интерактивные технологи», их виды и значение;
2) раскрыть современные подходы к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе;
3) обобщить условия использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОО;
4) проанализировать условия использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ № 25 и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу.
1. ГЛАВА I. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Интерактивные технологии: понятие, виды, значение
Многие методические инновации в дошкольном образовании связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию детей, повышает их интерес к изучаемому материалу.
Термин «интерактивность» происходит от английского interaction (inter - взаимный, act - действовать), что в переводе означает взаимодействие между объектами. Интерактивность подразумевает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение носит прежде всего, диалоговый характер.
Понятие «интеракция» (interaction — взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Основоположник теории символического интеракционизма америка
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛДДОС, 2011. - 304 с.
2. Боброва И.И. Информационные технологии в образовании / И.И. Боброва, Е. Г. Трофимов. – 3-е изд. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 195с.
3. Борисова А.Д. Использование интерактивных технологий в образование детей в ДОУ // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт, инновации. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 58-62.
4. Вылегжанина Е.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е.А. Вылегжанина, Н.Н. Мальцева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита, 2015. – С. 4-6.
5. Григорьева О.Н. Кейс-технологии как интерактивный метод, применяемый в ДОУ // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). – 2020. – С. 3357-3360.
6. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
7. Ефимова И.Ю. Новые информационно-коммуникационные технологии в образовании в условиях ФГОС / И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева. – М.: ФЛИНТА, 2017 – 150с.
8. Исланкина Н.В. Использование интерактивных игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2020. – С. 113-115.
9. Колесникова О.В. Интерактивные игровые методы воспитания и технологии в ДОУ // Методист. – 2021. – № 10. – С. 62-63.
10. Личностно-ориентированное обучение: научное наследие В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, И. С. Якиманской https://infourok.ru/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-nauchnoe-nasledie-v-v-serikova-e-v-bondarevskoj-i-s-yakimanskoj-5043013.html
11. Назарова И.В. Применение интерактивных технологий в условиях обучения по фгос в ДОУ // Профессиональная деятельность педагога: проблемы, поиски, решения. – 2017. – С. 374-377.
12. Нечипорук Н.П. Актуальность использования интерактивных технологий в ДОУ // Вестник научных конференций. – 2020. – № 2-1 (54). – С. 98-99
13. Огай С.В. Использование интерактивных технологий в ДОУ // Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования. сборник статей по материалам научно-методического семинара. – 2021. – С. 69-73.
14. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании: методическое пособие / О.И. Пащенко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2016 – 227с.
15. Педагогический терминологический словарь https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/
16. Приписнова Л.С. Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2015. – № 7 (15). – С. 310-312.
17. Сафина А.В., Галиуллина Н.З. Интерактивные технологии В ДОУ // Образовательный потенциал. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 162-164.
18. Сибирев В.В., Сибирева А.Р. Интерактивные технологии обучения основные понятия // В книге: Учителю о работе с интерактивной доской. – Чебоксары, 2019. – С. 5-9.
19. Сперанская Ю.Е. Применение интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ // Психологические, экономические и управленческие аспекты образовательной деятельности. Материалы заочной научно-практической конференции. – 2014. – С. 141-144.
20. Стаханова С.П., Щербина Н.И., Тодика Е.Н. Использование в ДОУ интерактивных технологий в работе с родителями дошкольников с речевыми нарушениями // Образование: традиции и инновации. Материалы XV международной научно-практической конференции. Отв.ред. Н.В. Уварина. – 2017. – С. 220-223.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) // Российская газета от 25 ноября 2013 г. - № 265.